Разновидности передач по назначению




В про­мыш­леннос­ти на­ибо­лее ши­роко ис­пользу­ют­ся зуб­ча­тые ко­леса с эвольвен­тным про­филем зу­ба, ко­торый по­луча­ют при ме­хани­чес­кой об­ра­бот­ке за­гото­вок ме­тодом об­ка­тыва­ния (без скольже­ния) зу­борез­но­го инс­тру­мен­та.

По наз­на­чению зуб­ча­тые пе­реда­чи мож­но раз­де­лить на сле­ду­ющие груп­пы:

  • от­счет­ные;
  • си­ловые;
  • ско­рос­тные;
  • об­ще­го наз­на­чения.

От­счет­ные (ки­нема­тичес­кие) пе­реда­чи ча­ще все­го при­меня­ют­ся в из­ме­рительных при­борах, ча­сах, счет­но-ре­ша­ющих ма­шинах, раз­личных де­лительных ме­ханиз­мах, т.е. там, где тре­бу­ет­ся вы­сокая сог­ла­сован­ность уг­лов по­воро­та ве­домо­го и ве­дуще­го ко­лес, и ос­новным по­каза­телем яв­ля­ет­ся вы­сокая ки­нема­тичес­кая точ­ность.

Си­ловые пе­реда­чи пе­реда­ют зна­чительные уси­лия при ма­лых ско­рос­тях вра­щения. Зуб­ча­тые ко­леса из­го­тав­ли­ва­ют с зубьями большой дли­ны и большим мо­дулем. При ра­боте та­ких ко­лес дол­жна мак­си­мально ис­пользо­ваться пло­щадь кон­такта зубьев, что и яв­ля­ет­ся ос­новным экс­плу­ата­ци­он­ным тре­бова­ни­ем к этим пе­реда­чам.

Ско­рос­тные пе­реда­чи при­меня­ют­ся при больших ок­ружных ско­рос­тях (бо­лее 100 м/с). Та­кие пе­реда­чи дол­жны ра­ботать без виб­ра­ций и бес­шумно. Ос­новное тре­бова­ние к ним — плав­ность ра­боты, что дос­ти­га­ет­ся вы­сокой точ­ностью из­го­тов­ле­ния фор­мы и вза­им­но­го рас­по­ложе­ния зубьев ко­леса.

Пе­реда­чи об­ще­го наз­на­чения пе­реда­ют ма­лые наг­рузки при не­высо­ких ок­ружных ско­рос­тях (до 10 м/с). К их точ­ности не предъяв­ля­ют вы­соких тре­бова­ний.

 

Допуски зубчатых колес и передач

Про­филь зуб­ча­того ко­леса со­от­ветс­тву­ет тре­бова­ни­ям ГОСТ 13755—81 «Ос­новные нор­мы вза­имо­заме­ня­емос­ти. Пе­реда­чи зуб­ча­тые ци­лин­дри­чес­кие эвольвен­тные. Ис­ходный кон­тур», ко­торый ус­та­нав­ли­ва­ет фор­му и раз­мер ис­ходно­го кон­ту­ра зуб­ча­того ко­леса (рис. 6.1), ос­новные па­рамет­ры и ко­эф­фи­ци­ен­ты это­го кон­ту­ра:

  • угол α глав­но­го про­филя, α = 20°;
  • ко­эф­фи­ци­ент hа вы­соты го­лов­ки, hа = 1;
  • ко­эф­фи­ци­ент hf вы­соты нож­ки, hf = 1,25;
  • ко­эф­фи­ци­ент hl гра­нич­ной вы­соты, hl = 2;
  • ко­эф­фи­ци­ент ρ f ра­ди­уса кри­виз­ны пе­реход­ной кри­вой, ρ f = 0,38;
  • ко­эф­фи­ци­ент hw глу­бины за­хода зубьев в па­ре ис­ходных кон­ту­ров, hw = 2;
  • ко­эф­фи­ци­ент с ра­ди­ально­го за­зора в па­ре ис­ходных кон­ту­ров с = 0,25.

Рис. 6.1.Схема исходного контура зубчатого колеса:
P — шаг зубьев; m — модуль

Ис­хо­дя из наз­на­чения ко­лес и их ос­новных экс­плу­ата­ци­он­ных по­каза­телей вы­бира­ют точ­нос­тные тре­бова­ния к ним, рег­ла­мен­ти­ру­емые ГОСТ 1643—81 «Ос­новные нор­мы вза­имо­заме­ня­емос­ти. Пе­реда­чи зуб­ча­тые ци­лин­дри­чес­кие. До­пус­ки». Сис­те­му до­пус­ков для раз­личных ви­дов пе­редач стро­ят на ос­но­ве од­них и тех же прин­ци­пов.

По точ­ности из­го­тов­ле­ния все зуб­ча­тые ко­леса раз­де­лены на 12 сте­пеней: 1, 2, 3, …, 12-ю (в по­ряд­ке по­ниже­ния точ­ности). Для 1-й и 2-й сте­пеней точ­ности до­пус­ки не пре­дус­мотре­ны. Они пред­назна­чены для бу­дуще­го раз­ви­тия тех­ни­ки.

Ко­леса 3—5-й сте­пеней точ­ности пред­назна­чены, в ос­новном, для из­ме­рительных ко­лес, ис­пользу­емых для про­вер­ки кон­тро­лиру­емых зуб­ча­тых ко­лес. Са­мыми рас­простра­нен­ны­ми ко­леса­ми яв­ля­ют­ся ко­леса 6—9-й сте­пеней точ­ности (в ме­тал­ло­режу­щих стан­ках — 3—7-й, ав­то­моби­лях — 5—8-й, ави­аци­он­ных дви­гате­лях — 4—7-й, раз­личных ре­дук­то­рах — 6—8-й, трак­то­рах и стро­ительной тех­ни­ке — 7—9-й сте­пеней точ­ности).

Для каж­дой сте­пени точ­ности ус­та­нов­ле­ны не­зави­симые нор­мы до­пус­ти­мых от­кло­нений раз­личных па­рамет­ров:

  • ки­нема­тичес­кой точ­ности;
  • плав­ности ра­боты;
  • кон­такта зубьев зуб­ча­тых ко­лес в пе­реда­че.

Не­зави­симо от норм и сте­пеней точ­ности пре­дус­матри­ва­ет­ся и нор­ма бо­ково­го за­зора, ха­рак­те­ризу­ющая вид зуб­ча­того со­еди­нения.

Нор­ма­ми ки­нема­тичес­кой точ­ности ко­лес ли­мити­ру­ют не­сог­ла­сован­ность по­воро­та ве­домо­го ко­леса при его за­цеп­ле­нии с точ­но из­го­тов­ленным ве­дущим ко­лесом. Эти тре­бова­ния осо­бо важ­ны в раз­личных сле­дящих сис­те­мах, де­лительных ме­ханиз­мах.

Нор­мы плав­ности оп­ре­деля­ют рав­но­мер­ность хо­да зуб­ча­того ко­леса. Они име­ют важ­ное зна­чение в ско­рос­тных пе­реда­чах ав­то­моби­лей, ког­да предъяв­ля­ют­ся жес­ткие тре­бова­ния к бес­шумнос­ти пе­реда­чи, от­сутс­твию виб­ра­ции и т.д. Нор­мы кон­такта зубьев очень важ­ны в тя­жело­наг­ру­жен­ных пе­реда­чах (в час­тнос­ти, в прес­сах и про­кат­ных ста­нах) и оп­ре­деля­ют ве­личи­ну и мес­то рас­по­ложе­ния пят­на кон­такта соп­ря­жен­ных ко­лес в зуб­ча­той пе­реда­че.

К па­рамет­рам ки­нема­тичес­ких норм точ­ности от­но­сят­ся:

  • ки­нема­тичес­кая пог­решность пе­реда­чи;
  • ки­нема­тичес­кая пог­решность зуб­ча­того ко­леса;
  • на­коп­ленная пог­решность ша­га зуб­ча­того ко­леса;
  • ра­ди­альное би­ение зуб­ча­того вен­ца;
  • ко­леба­ние дли­ны об­щей нор­ма­ли;
  • ко­леба­ние из­ме­рительно­го ме­жосе­вого рас­сто­яния за обо­рот зуб­ча­того ко­леса;
  • ко­леба­ние из­ме­рительно­го ме­жосе­вого рас­сто­яния на од­ном зу­бе.

При про­ек­ти­рова­нии зуб­ча­тых ко­лес и пе­редач нор­ми­ру­ют­ся лишь не­кото­рые из этих па­рамет­ров, но не все.

К па­рамет­рам норм плав­ности от­но­сят­ся:

  • цик­ли­чес­кая пог­решность ко­леса и пе­реда­чи;
  • мес­тные ки­нема­тичес­кие пог­решнос­ти зуб­ча­того ко­леса и пе­реда­чи;
  • от­кло­нение ша­га за­цеп­ле­ния;
  • пог­решность про­филя зу­ба.

Для улуч­ше­ния плав­ности ра­боты пе­реда­чи за­час­тую ис­пользу­ют зуб­ча­тые ко­леса с мо­дифи­циро­ван­ным про­филем го­лов­ки зу­ба (рис. 6.2), при этом ли­ния мо­дифи­кации пред­став­ля­ет со­бой пря­мую, ко­эф­фи­ци­ент мо­дифи­кации hg дол­жен сос­тавлять не бо­лее 0,45, а ко­эф­фи­ци­ент глу­бины мо­дифи­кации ∆ — не бо­лее 0,02. В этом слу­чае обес­пе­чива­ет­ся плав­ное вхож­де­ние зубьев в за­цеп­ле­ние, улуч­ша­ют­ся ус­ло­вия смаз­ки пе­реда­чи, сни­жа­ет­ся шум.

Рис. 6.2.Схема исходного контура зубчатого колеса с модификацией профиля головки зуба:
hg — коэффициент модификации; ∆ — коэффициент глубины модификации

Для тя­жело­наг­ру­жен­ных пе­редач, ра­бота­ющих с не­высо­кими ско­рос­тя­ми, с точ­ки зре­ния по­выше­ния дол­го­веч­ности ко­лес и их из­ностойкос­ти важ­ным фак­то­ром яв­ля­ет­ся нор­ма кон­такта зубьев в пе­реда­че. Нор­ми­ру­ют­ся ве­личи­на и рас­по­ложе­ние об­ласти при­лега­ния бо­ковых по­вер­хнос­тей зубьев соп­ря­жен­ных ко­лес. Не­пол­ное или не­рав­но­мер­ное при­лега­ние по­вер­хнос­тей зуб­ча­тых ко­лес при­водит к их ин­тенсив­но­му из­но­су.

Пол­но­та кон­такта нор­ми­ру­ет­ся ком­плексным по­каза­телем — пло­щадью сум­марно­го пят­на кон­такта (рис. 6.3), ко­торое за­да­ет­ся как по дли­не зу­ба, так и по его вы­соте:

по дли­не зу­ба — от­но­шени­ем сум­марной дли­ны пят­на b (за вы­четом рас­сто­яния c меж­ду пят­на­ми) к об­щей дли­не зу­ба a, %:

по вы­соте зу­ба — от­но­шени­ем вы­соты сле­дов при­лега­ния hm к об­щей вы­соте зу­ба hp, %:

Рис. 6.3.Схема пятна контакта зубьев в передаче

На пол­но­ту кон­такта зубьев вли­яют сле­ду­ющие пог­решнос­ти фор­мы зубьев и их вза­им­но­го рас­по­ложе­ния в пе­реда­че:

  • от­кло­нение осе­вых ша­гов по нор­ма­ли;
  • сум­марная пог­решность кон­так­тной ли­нии;
  • пог­решность нап­равле­ния зубьев;
  • от­кло­нение от па­рал­лельнос­ти осей зуб­ча­тых ко­лес в пе­реда­че и их пе­рекос.

Для нор­мальной ра­боты зуб­ча­той пе­реда­чи меж­ду ак­тивны­ми бо­ковы­ми по­вер­хнос­тя­ми соп­ря­жен­ных ко­лес дол­жен быть за­зор. Он не­об­хо­дим:

  • для ком­пенса­ции пог­решнос­тей из­го­тов­ле­ния и мон­та­жа ко­лес (эти пог­решнос­ти мо­гут быть выз­ва­ны не­точ­ностью под­шипни­ков, по­садоч­ных мест и т.д.);
  • ис­клю­чения зак­ли­нива­ния пе­реда­чи в ре­зульта­те теп­ло­вых де­фор­ма­ций;
  • обес­пе­чения смаз­ки, без ко­торой не­воз­можно нор­мальное фун­кци­они­рова­ние пе­реда­чи.

Бо­ковой за­зор jn оп­ре­деля­ют в се­чении, пер­пенди­куляр­ном нап­равле­нию зубьев, в плос­кости, ка­сательной к ос­новным ци­лин­драм (рис. 6.4).

Рис. 6.4.Схема бокового зазора jn в передаче

Стан­дартом ус­та­нов­лен на­именьший га­ран­ти­рован­ный за­зор — jn min. Ве­личи­на jn min не за­висит от сте­пени точ­ности ко­леса, а оп­ре­деля­ет­ся ус­ло­ви­ями ра­боты пе­реда­чи (ско­рость, наг­рев, смаз­ка).

Пре­дус­мотре­ны шесть ви­дов соп­ря­жений с раз­ной ве­личи­ной jn min: А, В, С, D, E, H (рис. 6.5).

Рис. 6.5.Виды сопряжений и допусков на боковой зазор

Как пра­вило, оп­ре­делен­ным ви­дам соп­ря­жения со­от­ветс­тву­ет и оп­ре­делен­ный вид до­пус­ка. Нап­ри­мер, при 3—12-й сте­пенях точ­ности ис­пользу­ют вид соп­ря­жения А, при 3—11-й — В, при 3—9-й — С, при 3—8-й — D, при 3—7-й — Е и Н.

На бо­ковой за­зор ус­та­нов­лен до­пуск Т jn, ве­личи­на ко­торо­го за­висит от ви­да соп­ря­жения и точ­ности пе­реда­чи и воз­раста­ет с уве­личе­ни­ем бо­ково­го за­зора.

Су­щес­тву­ют во­семь ви­дов до­пус­ка Т jn на бо­ковой за­зор: x, y, z, a, b, c, d, h. Оп­ре­делен­ным ви­дам соп­ря­жений со­от­ветс­тву­ют и оп­ре­делен­ные ви­ды до­пус­ка. Нап­ри­мер, Н и Е со­от­ветс­тву­ет вид до­пус­ка h; D, C, B, A со­от­ветс­тву­ют ви­ды до­пус­ков — d, c, b, а.

Од­на­ко мож­но из­ме­нять это со­от­ветс­твие, ис­пользуя до­пус­ки x, y и z. Стан­дарта­ми ус­та­нов­ле­ны шесть клас­сов от­кло­нений ме­жосе­вого рас­сто­яния, ко­торые обоз­на­ча­ют­ся рим­ски­ми циф­ра­ми от I до VI. Класс VI оз­на­ча­ет са­мую низ­кую точ­ность.

Соп­ря­жени­ям Н и Е со­от­ветс­тву­ет II класс от­кло­нений ме­жосе­вого рас­сто­яния; соп­ря­жени­ям D, C, B и A — III, IV, V, VI клас­сы; а I класс за­резер­ви­рован для очень точ­ных ко­лес, по­луче­ние ко­торых по­ка тех­но­логи­чес­ки не­воз­можно.

Га­ран­ти­рован­ный бо­ковой за­зор в пе­реда­че обес­пе­чива­ет­ся при из­го­тов­ле­нии зуб­ча­тых ко­лес пу­тем до­пол­ни­тельно­го сме­щения про­филя зу­борез­но­го инс­тру­мен­та к цен­тру на­реза­емо­го ко­леса на ве­личи­ну ЕHS от­но­сительно но­минально­го по­ложе­ния ис­ходно­го кон­ту­ра (рис. 6.6). На ве­личи­ну ЕHS ус­та­нов­лен до­пуск ТH, ве­личи­на ко­торо­го за­висит от до­пус­ка на ра­ди­альное би­ение. Кро­ме то­го, ус­та­нов­ле­ны до­пус­ки Т Wm на дли­ну об­щей нор­ма­ли (рис. 6.7, а), а так­же ус­та­нов­ле­ны вер­хнее (+Е a'' s) и ниж­нее (-Е a'' i) пре­дельные от­кло­нения из­ме­рительно­го ме­жосе­вого рас­сто­яния (рис. 6.7, б).

Рис. 6.6.Схема исходного контура после дополнительного смещения Рис. 6.7.Схема предельных отклонений длины общей нормали W (а) и измерительного межосевого расстояния a'' (б):
Wi — действительные размеры

Ус­ловное обоз­на­чение зуб­ча­тых ко­лес на чер­те­жах дол­жно вклю­чать в се­бя сте­пень точ­ности по нор­мам ки­нема­тичес­кой точ­ности, нор­мам плав­ности, нор­мам кон­такта зубьев, а так­же вид соп­ря­жения и вид до­пус­ка на бо­ковой за­зор. Нап­ри­мер: в обоз­на­чении 8—7—6—Сb—II (ГОСТ 1643—81) 8 оз­на­ча­ет сте­пень точ­ности по нор­мам ки­нема­тичес­кой точ­ности, 7 — сте­пень точ­ности по нор­мам плав­ности, 6 — сте­пень точ­ности по нор­мам кон­такта, С — вид соп­ря­жения, b — вид до­пус­ка на бо­ковой за­зор, II — класс от­кло­нения ме­жосе­вого рас­сто­яния. Ес­ли на чер­те­же встре­тит­ся бо­лее ко­рот­кая за­пись ус­ловно­го обоз­на­чения, нап­ри­мер 7—В (ГОСТ 1643—81), то она оз­на­ча­ет, что дан­ная пе­реда­ча име­ет оди­нако­вую сте­пень точ­ности по нор­мам ки­нема­тичес­кой точ­ности, плав­ности и кон­такта — 7, вид соп­ря­жения В, вид до­пус­ка на бо­ковой за­зор b и класс от­кло­нений ме­жосе­вого рас­сто­яния V.

Та­ким об­ра­зом, вид до­пус­ка на бо­ковой за­зор и класс от­кло­нений ме­жосе­вого рас­сто­яния прос­тавля­ют только в том слу­чае, ес­ли они не со­от­ветс­тву­ют ви­ду соп­ря­жения. При кон­тро­ле зуб­ча­тых ко­лес сле­ду­ет от­да­вать пред­почте­ние тем нор­мам, ко­торые оп­ре­деля­ют наз­на­чение пе­реда­чи. В про­цес­се из­го­тов­ле­ния зуб­ча­тых ко­лес ис­пользу­ют при­боры и обо­рудо­вание для не­пос­редс­твен­но­го кон­тро­ля, а так­же для нас­тройки зу­бо­об­ра­баты­ва­юще­го обо­рудо­вания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: