Развитие речи: звуковая культура речи
Тема: «Звук л».
Программные задачи:
1. Учить детей правильно произносить звук Л изолированно, в слогах, словах, фразовой речи.
2. Упражнять детей в произнесении звука –ль- изолированно, в слогах, словах, фразовой речи.
3. Развивать фонематический слух - выделять заданный звук голосом, называть слова с заданным звуком, различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Ход:
Часть
- Какое сейчас время года? (весна).
-Давайте все улыбнёмся весне, солнышку, друг другу. Весной вся природа оживает: распускаются листья на деревьях, зацветают цветы, прилетают птицы из тёплых стран.
Пальчиковая гимнастика.
Покажите, как птицы:
- машут крыльями;
- птицы клюют зёрнышки;
- прилетели птицы, свили себе гнёздышки;
- в гнёздышках появились птенцы, они хотят кушать, птенчики открывают рот.
Артикуляционная гимнастика.
-Хорошо на улице тепло. И наш язычок захотел погреться на солнышке и поиграть.
Упражнение «Лопаточка»
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять.
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
(Улыбнуться, расслабленный язык положить на нижнюю губу, держать на счёт).
Упражнение «Вкусное варенье»
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
(Рот слегка приоткрыть и широким передним краем языка облизать верхнюю губу. Делая движения языком сверху вниз).
Упражнение «Качели»
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз,
Я под крышу поднимаюсь.
А потом спускаюсь вниз.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от «раз». Потом поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счёт «два»). Повторить несколько раз.
Часть.
- Играл наш язычок на солнышке и вдруг услышал знакомую песенку ль-ль-ль. Эту песенку пел наш старый знакомый - весёлый самолётик. Песенка у него была мягкая.
-Давайте вспомним песенку маленького самолётика –
- Самолётик летел очень высоко, и песенка его была тихая.
-Давайте споём тихо песенку маленького самолётика
- Самолётик подлетел поближе, и песенка стала громкая.
-Давайте споём громко песенку самолётика.
- Вот и прилетел наш весёлый самолётик к своему другу язычку. Греются они на солнышке и слышат новую песенку -л-л-л-. Песенку эту пел большой самолёт. Он летел высоко, но песенку его слышно было очень хорошо. Его песенка была твёрдая. Чтобы спеть песенку большого самолёта надо улыбнуться, показать зубки; кончик языка поднять вверх и прижать его к бугорочкам за зубами.
- Давайте все вместе споём песенку большого самолёта. Для этого улыбнёмся, поднимем кончик языка и прижмём его к бугорочкам и запоём песенку большого самолёта.
Часть.
- Язычок очень обрадовался, что вы научились петь песенки самолётов. Греется он на солнышке и радуется и поёт весёлые песенки.
-Ла-ла-ла – лодочка плыла (произносим громко и тихо).
-Ло-ло-ло – стало всем тепло.
- Лу-лу-лу – рады мы теплу.
- Ли-ли-ли - листочки выросли.
- Лю-лю-лю - рады они дождю.
- Ля-ля-ля - красивая земля.
Часть.
Определите, есть ли в этом слове звук Л
Физкультминутка: "Части тела":
Дети должны показывать части тела в соответствии с текстом стихотворения.
Вот со звуком «Л» слова: Лоб, затылок,голова, кулаки, ладошки, локти.
Звука «Л» нет в слове «ногти». Глазки, тело и лопатки.
Звука «Л» нет в слове «пятки».
-С каким мы звуком познакомились?
-Чьи песенки пели? Чья песенка вам больше понравилась?