Теоретический материал для самостоятельного изучения. Конспект урока. Теоретический материал для самостоятельного изучения




Конспект урока

Урок № 63

Тема. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне.(Философия истории Толстого. Истинный и ложный патриотизм)

Цель урока:

показать гражданскую позицию писателя-патриота Л.Н.Толстого;

раскрыть философский смысл образа Платона Каратаева; особенности создания Толстым образа народа как ведущей силы исторических событий;

раскрыть Толстовское понятие «мысль народная» в романе.

Глоссарий

Авторское отступление (лирическое отступление) — внесюжетный элемент произведения; особая форма авторской речи, отклонение автора от непосредственного хода сюжетного повествования; оценка автором героев или сюжетной ситуации, рассуждение автора на философские, публицистические, эстетические, моральные и другие темы, воспоминания автора о событиях собственной жизни и так далее.

Идея произведения — главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.

Концепция — система взглядов на что-нибудь, основная мысль чего-нибудь.

Философия истории — взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

60-е годы XIX века в России — удивительное время: после долгой безгласности (1825–1855 годов) становится возможным, хотя и под присмотром цензуры, выражать публично политические взгляды через журналы. Всего за четыре года, с 1856 по 1860, в России появляется 145 изданий. Наступает новая эпоха в развитии общества и страны.

В литературе определяющим становится вопрос о том, кто и как должен управлять ходом истории, кто приведёт страну к счастливому будущему. Все литературные герои этой эпохи (Базаров, Обломов, Штольц, Рахметов, Рудин) неотделимы от временного контекста.

Концепция истории в «Войне и мире» носит ярко выраженный полемический характер. Писатель хочет показать своим современникам, каковы её движущие силы, и кто ими управляет. Лев Николаевич считает: для того, чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин». Историю, по убеждению Толстого, делают не отдельные личности, а народ. Самой яркой иллюстрацией этой мысли служит описание оставления Москвы её жителями. Люди покидают город не по приказу, а по своей воле, не думая ни о славе, ни о подвиге, ни о величии. Они «уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славою русского народа».

Видные деятели — полководцы, государи — в своих решениях наименее свободны: «Царь есть раб истории». Следование этой концепции придаёт своеобразную окраску образам Кутузова, Наполеона, Александра I, Растопчина. В романе-эпопее есть эпизоды, когда Александр I назначает Кутузова главнокомандующим вопреки своему желанию, выполняя волю народа.

Но есть в «Войне и мире» и примеры, когда судьбоносное решение зависит от воли одного человека. Это, например, приказ Кутузова оставить Москву без сражения.

Историческое движение, по мнению писателя, вытекает из «бесчисленного количества людских произволов». Здесь можно вспомнить и сравнение хода истории с работой часового механизма, когда десятки маленьких шестерёнок вертятся и передают друг другу импульс, но главное действие происходит неожиданно, как бы само собой и никак не связано с самостоятельным вращением каждой детали. Человеческому уму «недоступна совокупность причин явлений», а потому фатализм в истории неизбежен.

«В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду, поставленную на прочное основание, имя которому — народ. Образ народа в эпопее Толстого не только и не столько объект изображения, сколько художественная концепция мира», — отмечает литературовед Николай Гей. Толстой написал «Войну и мир» ради одной простой мысли, которая пронизывает всё его творение, — это «мысль народная».

Вот почему для своего произведения писатель выбирает эпоху настоящего патриотического подъёма: в такое время перед лицом общей беды народ массово объединяется, различия между классами и сословиями стираются.

Автор не случайно изобразил две войны в романе: в первой русские потерпели поражение, потому что борьба в составе союзнической армии на территории Австрии не имела нравственной цели. Отечественная война 1812 года — справедливая битва, «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и… гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Волю к победе писатель изображает и в массовых сценах (сдача Смоленска, подготовка к Бородинскому сражению и другие), и в ярких отдельных образах настоящих народных героев: капитанов Тушина и Тимохина, партизана Тихона Щербатого. С их именами связывается в романе понятие истинного героизма, скромного, незаметного, лишенного торжественности и крикливости. Эти «маленькие герои» большой войны — важнейшие персонажи романа для Толстого.

Как неприятны по сравнению с ними штабные офицеры, стремящиеся только к тому, чтоб «получить крестик или ленточку»! Как ничтожны представители высшей знати, высокопарно разглагольствующие о том, что Отечество в опасности, и назначающие штрафы за французские слова.

Все герои, все их мысли и действия испытываются общенародным делом — Отечественной войной: так, князь Андрей чувствует небывалый подъём перед Бородинским сражением. Высшая похвала, которой удостаивается Болконский, — прозвище «наш князь», данное ему солдатами.

Все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков. На свои средства он снаряжает тысячу ополченцев, разрабатывает план убийства Наполеона, а во время Бородинского боя находится на батарее Раевского.

Наташа Ростова, охваченная чувством единения с народом, отдаёт подводы под раненых, а её младший брат Петя погибает в схватке с врагом. Так все любимые герои проходят свой путь единения с народом, что для Толстого и является высшим мерилом настоящей личности.

Итак, в романе-эпопее «Война и мир» Толстой выражает свой, особенный взгляд на развитие истории, утверждая, что оно происходит стихийно. По сути, множество мелких событий привело в итоге к изгнанию войск Наполеона. Но большинство русских людей действовали на основании одного и того же чувства, которое лежало в душе каждого из них, — «скрытой теплоты патриотизма». Идея единства, которая чётко просматривается на всех уровнях гениального творения, и явилась решающим фактором в столь масштабном историческом свершении — победе русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Главные герои романа Л. Н. Толстого “Вой-па и мир” – представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья – Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон– воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о “непротивлении злу насилием”. Писатель ценит в этом герое и проявление “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность – черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту “дубину народной войны”, которая поднялась и “со страшной силой гвоздила французовдо тех пор, пока не погибло все нашествие”. “Непротивленец” Платон Каратаев – другой тип национального характера, другая сторона “мысли народной”.
Тихон – “самый полезный и храбрый человек” в партизанском отряде Денисова: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона”. По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных.

Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором (“как волк владеет зубами”), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие.

В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона – способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: “…он был шут всех казаков, гусаров”, причем “сам охотно поддавался этому чипу”. Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирномвремени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности – недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым).

Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое – и лицо, и плечи, и спина, и живот.

Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве – дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: “Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно”.
Платон – яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: “Рок головы ищет”, “Час терпеть, а век жить”. Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам.

Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “Не нашим умом, а Божьим судом”.
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя – на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства – и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть “торжественное благообразие”.

Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее “безвинно напрасно пострадать”, чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый – две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал – кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию – с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: