Диагностические методики изучения классного коллектива




ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ»

(методика Н. Е. Щурковой)

Цель: выявить нравственную воспитанность подростков.

Ход тестирования

Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву: «ю» – юноша, «д» – девушка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса Буква ответа
а б в
и т. д. *     *     *

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) Обойду, не потревожив;

б) Отодвину и пройду;

в) Смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело;

б) Не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) Подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете на занятия. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь на урок;

б) Если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Что делаете?

а) Предложу свою помощь;

б) Я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) Если попросят, я, конечно, помогу.

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

а) Сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

б) Оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) Не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из Ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) Ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) Вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а) они мои, раз я их нашел;

б) Завтра спрошу, кто их потерял;

в) Может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;

б) На усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в) На свои знания.

9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

а) найду что-нибудь рядом с домом;

б) Поищу высокооплачиваемую работу;

в) Хочу создавать нечто ценное на земле.

10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

а) по России;

б) По экзотическим странам;

в) По одной из ведущих развитых стран.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) Ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) Присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) соглашусь с благодарностью;

б) Сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) Отказываюсь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) Выполняю, конечно;

в) Увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) Не знаю, как придется;

в) Зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) Сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

а) еду на дачу согласно плану;

б) Не еду, остаюсь, конечно;

в) Жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

а) бездомный щенок;

б) Взрослый пес с известным Вам нравом;

в) Дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

а) напомню о праве на отдых;

б) Делаю, раз надо;

в) Посмотрю, что скажут остальные.

19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к это-му относитесь?

а) Отвечаю тем же;

б) Не замечаю, это не имеет значения;

в) Разрываю связь.

20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) Играю, конечно;

б) Разумеется, не играю;

в) Когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

а) Самому (самой) приготовить все блюда;

б) Закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

в) Пригласить гостей на кофе.

22. Вдруг узнаете, что Ваше учебное заведение закрыли по каким-тo особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

а) Бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) Обеспокоен, строю планы самообразования;

в) Буду ожидать новых сообщений.

23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а) Ужасно завидую, мне неудобно;

б) Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) Я, как все, аплодирую.

24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

а) Отдаю – здоровье дороже;

б) Постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в) Подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

а) О новогодних подарках;

б) О каникулах и свободе;

в) О том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в Вашей жизни?

а) Она мне нужна для танцев;

б) Она доставляет мне наслаждение духовного плана;

в) Она мне просто не нужна.

27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а) Снятся родные места;

б) Хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) Не замечал (не замечала).

28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

а) Нет, если мои дела идут хорошо;

б) Да, в настоящее время довольно часто;

в) Не замечал (не замечала).

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

а) Отбираю интересное и приношу;

б) Ненужных мне книг у меня нет;

в) Если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

а) Да, безусловно, могу;

б) Нет, на свете много интересного;

в) Не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

а) У этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) Человеку просто повезло прославиться;

в) Глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных

Количество выборов, сделанных подростками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23. 28.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24. 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нрав-ственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

 

 

 
НЕДОПИСАННЫЙ ТЕЗИС   Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Воспитаннику предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводится ограниченное время (до одной минуты). ? Хорошая жизнь – это… ? Быть человеком – значит… ? Самое главное в жизни… ? Нельзя прожить жизнь без… ? Чтобы иметь друзей, надо… ? Когда никого нет вокруг, я… ? Когда есть свободное время… ? Чтобы стать настоящей личностью, надо… ? Если видишь недостатки человека, надо… ? Я лучше чувствую себя, когда… ? Когда вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я… ? Бессовестному человеку на свете живется… ? Встретив вежливого человека, я всегда… ? Мне кажется, что взрослые… ? Пожилые люди обычно… ? Лучшее хобби – это… ? Я думаю, что мои родители… ? Я не всегда добросовестно… ? Через пять лет я… ? Через двадцать лет я… ? Я благодарен … Посмотрев результаты, педагог группирует мнения подростков: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т. д.
     

 

 

Диагностические методики изучения классного коллектива

Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.

Диагностическая методика № 1. «Фотография»
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»
Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.
Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.
Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»
Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.
Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.
Диагностическая методика № 5. «Дневник моей жизни»
Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу:

Школьная неделя Значимые события
я класс
1-ая    
2-ая    
...    
34-ая    

Диагностическая методика № 6. «Пьедестал»
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.


Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика № 7. «Государство — это мы»
Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Диагностическая методика № 8. «Круги на воде»
Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
Диагностическая проективная методика № 9
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это...
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...
3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...
9. Ребята, которые мне неприятны, это...
10. Ребята, которых я избегаю, это...
Диагностическая методика № 10. «Фильм о моем классе»
Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
1. Как называется фильм?
2. Где происходит действие фильма?
3. Кто является главным героем фильма?
4. Кто играет второстепенные роли в фильме?
5. Каким является фильм по жанру?
6. Каков финал фильма?
7. В каком цвете снимался фильм?
Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: