Типология уроков.
1) Урок усвоения новых знаний.
2) Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
3) Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
4) Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
5) Урок контроля знаний и умений.
6) Урок коррекции знаний, умений и навыков.
7) Комбинированный урок.
На комбинированном уроке необходимо реализовать все этапы усвоения знаний, что практически неосуществимо в силу ограниченности времени (всего 40-45 мин.). Следовательно, такой урок бывает перегружен дидактическими задачами, которые учитель часто не успевает выполнить. Отсюда возникает вопрос об эффективности комбинированного урока.
Восприятие – предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств, и требует сосредоточенности внимания учащихся на познавательном 4 объекте. В восприятии большое значение имеет субъектный опыт школьников.
Педагогические задачи учителя:
· актуализировать субъектный опыт учащихся;
· новый материал давать законченными в смысловом отношении
· частями-блоками; в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное
· (выделить главное); повторить содержание основного блока.
Осмысление – предполагает понимание учащимися изучаемого учебного материала. В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.
Педагогические задачи учителя:
· проанализировать с учащимися воспринятое;
· выделить алгоритм – строгую логическую последовательность
· действий в определении сути изучаемого;
· дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;
· содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;
· провести рефлексию познавательных действий школьников.
Запоминание — предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.
· Известно, что можно понять то или иное явление, но через
· некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание. Педагогические задачи учителя:
· выяснить, что учащиеся еще не поняли;
· выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать деятельность по их устранению; определить, что учащиеся должны запомнить;
· организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;
· выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.
Применение – предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.
Педагогические задачи учителя:
· определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;
· обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий;
· использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.
Обобщение и систематизация – предполагают сведение изученного в единую систему. Педагогические задачи учителя:
· связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;
· обеспечить формулирование учащимися философских выводов;
· использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;
· инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъектного опыта.
Характеристика методов организации жизнедеятельности и поведения школьников.
Методы организации жизнедеятельности и поведения школьников –пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.
Задачи:
• накопление нравственного опыта;
• формирование нравственного поведения и дисциплинированности.
Условия эффективности применения:
• постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения;
• формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деятельности;
• выполнение деятельности на основе образца;
• организация активной самостоятельной позиции;
• опора па общественное мнение;
• опора на успех.
Упражнение — многократное повторение определенных действий и поступков с целью их усвоения.
Приучение — интенсивное упражнение с целью быстрой выработки привычки, навыка.
Преподаватель________Ф.Р. Мавлеткулова