Тема: Яма и Нияма или что значит жить по совести?




Яма и Нияма — великие заповеди, состоящие из морально-нравственных принципов, которые йог культивирует в своей жизни.

Яма определяет взаимодействие человека с внешним миром, а Нияма описывают отношения человека с самим собой. Эти морально-нравственные заповеди тесно связаны между собой.

Эти заповеди вечны, независимы от времени, места и социального статуса.
Главная цель практика йоги это самосовершенствование, духовное развитие, которое начинается с правильного мировоззрения, этической дисциплины.
Практикуя йогу, человек приобретает важные качества, которые успокаивают волнующийся ум, а так же дают энергетический потенциал и силу. Гуляющая по интернету фраза гласит: «Найди покой, и все остальное найдет тебя». Действительно, энергичный человек становится более эффективным, но если он не имеет морально-нравственной основы, своеобразного вектора движения, то может направить эту энергию на вред себе или другим. Поэтому так важно изучать и стараться выполнять обеты Ямы и Ниямы.
Велик соблазн сказать себе «Я –то порядочный человек, живу по совести, зла никому не делаю». Человек так устроен, что ему болезненно, досадно замечать в себе недостатки и факты безнравственных поступков, для себя мы всегда адвокаты, своим неблаговидным поступкам мы всегда найдем оправдание. Правда в том, что только по-настоящему честное признание позволит нам продолжить движение вперед, к самосовершенствованию, к гармонии с собой и с миром. Я думаю, что прямо или косвенно в разной степени мы все же нарушаем эти заповеди по отношению к себе или к другим, в делах, словах и особенно в мыслях.

 

Первая из пяти и самая важная ступень Ямы:

Ахимса- это не причинение вреда действием, словом и мыслью, это поведение и образ мыслей, ведущие к уменьшению зла в мире. У человека всегда есть возможность выбора, не причинять вред, поступать по совести, совершать добрый поступки.

Чаще всего вред мы причиняем в состоянии гнева, страха, неприятия, сильной обиды, ненависти. В этом состоянии видно внутреннее содержание человека. Человек как кувшин, чем наполнен, то и выливает. Во время, когда очень хочется кого-нибудь обвинить, то надо вспомнить, что нужно именно сейчас применить ахимсу, не отвечать грубостью на грубость, выдохнуть и посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть свой вклад, свои 50 процентов ответственности в конфликтной ситуации. Опыт самоконтроля можно и нужно приобретать, если изучать и анализировать свои мысли, истинные мотивы своих поступков и слов, выйти из «спящего» режима ума, перестать придавать своим «идеализациям» (убеждениям) избыточное значение. А йога на этом пути главный помощник. Все это приходит после практики йоги, медитаций и осознанной и наполненной любовью жизни.

Важным элементом в жизни йога является питание, это вегетарианская еда без переедания, растительная пища вместо мяса живого существа.

Любое промышленное производство пищевых продуктов приносит вред нашей планете, но производство вегетарианских продуктов наносит значительно меньше вреда окружающей среде. Так для производства литра коровьего молока используется почти в два раза больше земли и создаётся почти вдвое больше выбросов, чем при производстве литра соевого.

По моему опыту, большинство людей не слишком задумываются о своем питании, придерживаются навязанных вредных привычек в питании и тем более стараются не думать о том, каким образом живое животное превращается в мясо. А ведь человек существо разумное и может формировать свои пищевые привычки, обдуманно подходить к питанию, избегая причинения необоснованных страданий другим существам. Каждый человек может хотя бы частично поменять рацион питания и попробовать минимизировать лично свой вред. Осознанность и сострадание помогут стать на путь отказа от причинения вреда живым существам. На своем опыте могу сказать, что вегетарианское питание улучшает самочувствие, настроение и снижает уровень стресса.

 

Мы можем нарушать ахимсу на физическом уровне когда:

-проявляем физическое насилие к любому живому существу;

-употребляем убойную пищу;

-покупаем и носим одежду, обувь из шкур животных и пера птицы;

-посещаем зоопарк, цирк, дельфинарий, террариум, ипподром, собачьи бои, ставим лайки в интернете под видео с дрессированными животными;

-не несем ответственности за домашних животных;

-занимаемся охотой и рыбалкой;

-потребляем нездоровую и неполезную пищу, алкоголь, наркотические вещества, табак, ведем нездоровый образ жизни;

- не экономно расходуем ресурсы (вода, электроэнергия), покупаем лишние вещи, не бережем природу, бросаем мусор, используем пластиковые пакеты и посуду.

 

Мы можем нарушать ахимсу на психологическом уровне когда:

-вымещаем на ком-то свою злобу, унижаем и обижаем тех, кто слабее, подчиненных, зависимых от нас людей, стариков и особенно детей (ведь они не могу от нас уйти и развестись с нами);

-демонстрируем неуважение и гордыню, спесивость и нетерпимость по отношению к людям;

-«душим» своих близких тотальным контролем, ревностью, проявляем психологическое давление, ограничиваем их личную свободу, тягу к творчеству и развитию, манипулируем;

-перекладываем вину на окружающих в неприятностях, когда отказываемся взять на себя ответственность за свои поступки и слова;

-носим маску доброжелательности, но в душе обижаемся, завидуем, ненавидим, проклинаем, вынашиваем планы мести;

- накапливаем свои обиды, занимаемся самоедством, не принимаем свои недостатки и ошибки;

- в течение многих лет не решаем жизненно-важные вопросы, работаем на нелюбимой работе, живем в браке «на грани развода», терпим токсичных родственников, позволяем нарушать свои личные границы, не говорим «нет», когда хотим.

Причем, мне кажется, что психологическое насилие приносят гораздо больше страданий, вреда и негативных последствий, чем физическое.

Иногда очень трудно самому себе признаться, но если что-то из выше перечисленного происходит в нашей жизни, то в этот момент мы поступаем не по совести.

 

Сатья — вторая ступень Ямы— означает благожелательную правдивость, честность во всём, в мыслях, словах и поступках. Ключевое слово здесь «благожелательная», такая правдивость, которая не наносит возможного вреда. В нашем мире у каждого человека может быть своё понимание правды, поэтому нужно быть осторожным и тактичным в словах и уж точно не стоит убеждать кого-то в своей правоте любой ценой.

Все начинается с мыслей и суждений– это основа нашей жизненной философии, они должны соответствовать нашим словам и поступкам в реальности. Замечательно, когда мысли и слова не расходятся с делом.

 

Астея — означает не присвоение себе чужого, не алчность, не воровство

Нарушением заповеди астеи является не только кража чужих денег и вещей, но изобретений, званий и заслуг.
Условно можно выделить четыре разновидности воровства: физическая кража и мысленная кража, а так же не отдавать причитающееся физически и не отдавать причитающееся мысленно.

 

Апариграха – нестяжательство, стремление не накапливать лишних вещей, обходиться тем, что есть, отсутствие жадности. Однако это не значит, что нужно дать обет бедности. Бедный не тот, у кого мало, а кому мало.

Чаще всего людьми владеют желания накопить как можно больше. Получая желаемое, мы начинаем хотеть что-то более дорогое и престижное и так до бесконечности. А потом человек попадает в рабство к своим вещам, появляется привязанность к уже имеющимся материальным благам (машина, дом и др.) и нематериальным благам (слава, награды и т.п.). Процесс обогащения требует все больших усилий, забирает очень много энергии, а в результате приобретенное начинают господствовать над человеком, приносит лишь кратковременную радость и кучу дополнительных затрат, забот и переживаний и ощущение покоя и счастья становится всё дальше. Более того, в постоянной гонке накопительства, мы не замечаем и не ценим того, что уже есть. Нужно себе напоминать, что важно уметь довольствоваться тем, что есть и вовремя останавливаться, разобраться, действительно ли нужна тебе как-то вещь или это желание навязано современным обществом, или просто тобой движет жадность.
Идеальное состояние – это непривязанность к уже имеющимся благам и оказание помощи другим людям. Заботясь постоянно только о себе и своём комфорте, человек не будет счастлив.

Да, мы не можем обойтись без вещей и хотим комфортной жизни, но нельзя посвятить свою жизнь накоплению и обладанию. Йогин старается не желать того, что не является необходимым для поддержания жизни.

Апариграха –это также непринятие незаслуженных подарков. Отклонение даров - это свобода, независимость и большая мудрость. Человек, который достиг совершенства в апариграхе, получает душевный покой, внутреннюю гармонию и блаженство.

 

Брахмачарья – это четвёртый принцип Ямы

«Брахма»- божество, «чарья»- прибежище. Соблюдать брахмачарью, это значит видеть в каждом существе проявление божественного, не привязываясь к форме, не концентрируясь на каких-то внешних проявлениях человека. Общаясь с людьми, не относиться к ним, как к обычной материи, а воспринимать их как часть божественного замысла, как одно из проявления высшего сознания. Но при этом не ждать, что они будут вести себя как боги и разумно принимать людей такими, какие они есть.

Брахмачарья –это также воздержание от чувственных наслаждений, воображаемых или фактических. Такая дисциплина приносит зрелость и способность видеть божественное во всех формах без сексуального возбуждения.

Шауча – первый из пяти принципов Ниямы, предполагающий поддержание всесторонней чистоты.

Можно выделить четыре типа чистоты:

-физическая внешняя(гигиена тела, чистота одежды, жилища и окружающей среды);

-физическая внутренняя(правильное полезное питание, шаткармы, голодания);

-психическая внешняя (избегать осуждения, пустословия, сплетен, бранных слов, псевдокультуры, порнографии, не смотреть телевизор);

-психическая внутренняя(показывает насколько чиста наша совесть, наши мысли и мотивы).

 

Сантоша – второй принцип Ниямы, который предполагает состояние удовлетворённости, благодарности и стремление к развитию.
Чтобы испытывать удовлетворенность, важно быть благодарным за все что имеешь, понимать и принимать постулат: «я там, где мне и место», не завидовать, не сравнивать себя с другими. Практика не сравнения себя с другими экономит много энергии и создает позитивное настроение. В действительности, это качество по-настоящему зрелого человека.
Когда человек находится в состоянии удовлетворенности и благодарности в разных ситуациях, не зависимо от внешних обстоятельств, во всех сферах жизни (работа, семья, творчество и др), то он обретает счастье.

Быть удовлетворенным, это значит жить в настоящем моменте, оставить прошлое, не беспокоится о будущем и действовать в настоящем в гармонии с самим собой и миром.

 

Тапас – принцип, который предполагает самоограничение, аскетизм.

Человек, который практикует аскетизм, самодисциплину имеет возможность более ярко почувствовать все радости жизни. Так, после голодовки все вкусовые рецепторы обостряются, еда становиться более вкусной, после аскезы в практике, тело становится сильным, проясняется в голове, появляется легкость и радость. Изменяя себя через самоограничение, практику и получение новых знаний, йогин сначала вдохновляет близких и потом старается служить на благо мира. Служить другим с позиции истинного сострадания, бескорыстно, с чистым сердцем -это тоже возможность познать тапас. Всё это связано с преодолением лени, дискомфорта и трудностей, но и приносит ощущение радости и полноты жизни.

Свадхьяя – это необходимость в приобретении знаний, самообразование, самоизучение.

Для йога свадхьяя постигается через изучение священных текстов, пение мантр, общением с единомышленниками, с более продвинутыми практиками. Общение с опытными, знающими, мудрыми людьми вдохновляет развиваться, становиться лучше. Изучение текстов позволяет не только получать полезные знания, воспитывать себя, но и очищает внутреннее содержание от негатива.

Свадхьяя – это так же здоровый скепсис, устремление на изучение разных точек зрения, а не просто принятие на веру какой-то идеи. Современный мир, он многогранный и динамичный. Поэтому и человек должен постоянно трансформироваться, приобретать новые знания, расширять свое сознание. Как ребенок познавать мир с любопытством, на основе личного опыта и практики и не останавливаться в своем развитии.

 

Ишвара пранидхана –посвящение всех своих действий Всевышнему и всем живым существам

Этот принцип говорит о важности опоры на духовную практику, обретении человеком гармонии и равновесия.
В современном мире ощущение гармонии напрямую связано с успешной карьерой, финансами, обладанием материальными благами, внешней привлекательностью, наличием связей, здоровьем, известностью, славой, т.е на внешних факторах, которые нестабильны и если что –то рушится, то человек очень сильно переживает, страдает от потери, так как очень привязан к этим вещам, покой и счастье исчезают. Принцип ишвара пранидхана говорит, что при постоянной духовной практике (чтение священных текстов, регулярной медитации, практики) человек очищает сознание, успокаивает ум и находит основы счастья внутри. Когда ум успокоится, человек приближается к пониманию себя и своих истинных целей, следование которым действительно дарит радость. Истинные цели идут из самой глубины, чтобы их найти, нужно прислушиваться к голосу совести. Совесть это тонкая ниточка, соединяющая человека со Всевышним. Когда мы следуем голосу совести, то обретаем вдохновение, гармоничность и возможность следовать своей мечте, находясь в потоке, когда нет привязанности к конечному результату, а само движение к цели уже награда.

Важно при этом помнить, что все от Всевышнего, а не от нас, мы всего лишь инструмент для постоянного исполнения его воли и это помогает обрести смирение и обуздать гордыню.

 

Мы поговорили с вами о десяти заповедях Ямы и Ниямы – базовых ступенях йоги. Эти вечные моральные заповеди давно известны людям и имеют сходство с обетами во многих религиях. В христианстве тоже можно найти эти десять заповедей йогина. Так в Евангелие от Марка говорится: первая из всех заповедей: «и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душою твоею и всем разумением твоим и всей крепостию твоею». Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» и последующие заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать».

 

Самые драгоценные богатства человека - духовные, которые не купишь за деньги и не получишь в наследство. Богатства эти приобретаются, когда работаешь над собой, когда стараешься соблюдать обеты Ямы и Ниямы, практикуешь йогу, формируя такое состояние сознания, когда весь внутренний потенциал, вся сила личности раскрывается максимально. Чем ближе принимаешь заповеди, тем больше получаешь внутренней энергии для того, чтобы совершаешь больше благих поступков.

Исполнение нравственных предписаний Ямы и Ниямы мотивируют человека выйти из «спящего» режима, «разбудить» совесть. «Разбудить» совесть- значит проявлять больше сострадания, сочувствия, терпимости и любви, делать добрые поступки, подходить осознанно к каждой мысли, слову и поступку, задумываться, как это повлияет на тебя и других.

В современном мире совсем не просто жить по-совести. Но это единственный путь остаться достойным звания Человека и двигаться дальше в своем духовном развитии и совершенстве.

Человек это проявление Высшего сознания и он должен стремиться жить в его ритме.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: