Пресс-конференции и брифинги




Самая распространенная форма общения с представителями прессы. При этом организаторы (пресс-службы) должны в первую очередь определиться – какую цель преследует встреча с журналистами. Брифинг предполагает анонсирование какого-либо события, информацию о его развитии и завершении. Вариант извещения о событии приемлем, однако представитель ведомства должен быть готов дать ответы на интересующие журналистов вопросы. Особо осторожным следует быть, если присутствуют электронные СМИ, так как возможные поправки или уточнения уже нельзя будет сделать. Официальные заявления не перезаписываются! (Такой вариант, правда, возможен при записи «один на один», о чем речь пойдет ниже).

Следует акцентировать внимание присутствующих на пресс-конференции журналистов на заявленной заранее теме и оговорить, что возможные вопросы после вступительного слова не должны далеко уходить от основной проблематики. Всегда можно уйти от ответа на неожиданный вопрос, сославшись на рамки отведенной для разговора темы. И не надо этого избегать! Никто не обвинит вас в том, чего вы не говорили. Есть, правда, вероятность того, что ваше молчание будет интерпретировано соответствующим образом, однако лучше все-таки при невозможности иначе разрешить ситуацию прибегнуть к «обтекаемой формулировке», чем нести явную чушь. Если, конечно, вы не хотите прославиться.

Сложность пресс-конференции с присутствием электронных СМИ заключается в том, что на протяжении часа или около того вам приходится держать себя в строгости, ни жестом, ни словом нельзя дать усомниться собравшейся публике в правдивости и правильности сказанных вами слов. И «самое страшное» в том, что никто не знает, какой синхрон продолжительностью пятнадцать-двадцать секунд войдет в эфир новостного выпуска. Во избежание этого заготовьте «убойную» цитату заранее и произнесите ее с таким вдохновением и акцентом, чтобы ни у кого из корреспондентов не оставалось сомнений – вот это именно то, за чем он пришел сюда.

Ввиду того, что вашей персоне уделяется столь пристальное внимание в течение довольно-таки продолжительного времени, загодя стоит подумать не только о словах, но и о внешнем виде и умении «держаться под софитами» на протяжении часа. По крайней мере, на это надо себя настраивать. Если «пытка» кончится раньше, вам будет вдвойне приятно.

Наибольшую опасность здесь представляют руки. Они вечно мешают, и ничего с ними нельзя поделать. Вот почему для начинающих «ньюсмейкеров» (а таковым хочешь - не хочешь приходится становиться в зависимости от ранга) в этом случае палочкой-выручалочкой выступает самая простая авторучка (желательно, конечно, не очень простая, но и не такая шикарная, чтобы отвлечь внимание журналистов от вашей персоны и произносимых вами слов). Какой-либо другой предмет может вызвать различные интерпретации, но только не этот. Не следует, к примеру, слишком уж играть часами, если это, конечно, не подарок министра обороны. Говоря о часах, еще нужно заметить, что они частенько становятся тем предметом, который при соприкосновении с поверхностью стола производит казалось бы глухие, но с учетом рядом стоящих микрофонов, довольно-таки впечатляющие звуки, которые становятся наиболее отчетливо слышимы при прослушивании записи.

Если вы все-таки нашли в себе мужество согласиться на пресс-конференцию и вам не удалось, несмотря ни на какие ухищрения, найти уважительного предлога для того, чтобы не явиться на встречу с прессой, не надо стараться прятаться за горкой бутылок с минеральной водой. Желательно вообще отставить ее в сторону, если, конечно вы не вступили в тайный сговор с производителем какой-нибудь колы и конференция – лишь повод засветить его продукцию. Если вы встали за трибуну или сели за стол, где установлены микрофоны и как следствие попали в объективы камер – все ваши желания (пить, чихать, почесывать ухо или нос, потирать подбородок, приводить в порядок прическу, одежду) вмиг должны уступить одному и единственно нужному в это время занятию – следить за своей речью и при этом стремиться к тому, чтобы ответы хотя бы в минимальной степени приближались к теме задаваемого вопроса.

Интервью

Прежде всего, необходимо отдавать себе отчет в том, что если вы не представитель пресс-службы и не имеете санкции на распространение определенного информационного сообщения, то обязаны отвечать только на те вопросы, которые входят в вашу компетенцию как должностного лица, а ответы должны быть ограничены рамками выполняемых вами функциональных обязанностей.

В силу того, что общение с прессой зачастую происходит вопреки вашему желанию, а иногда и по поручению высшего должностного лица, которому вы не в состоянии перечить дабы не оказаться в немилости, надо смириться с мыслью о неотвратимости действа и выжать из ситуации максимум. Интервью – это хороший повод заявить о себе как о толковом сотруднике той организации, которую вы представляете. К сожалению, оно также предоставляет широкие возможности для того, чтобы если не поставить крест на вашей карьере, то, по крайней мере, заставить начальство усомниться в ваших способностях, что до этого момента под сомнение не ставилось.

Успех или неудача интервью чаще всего зависят от подготовки к нему. При серьезном подходе к делу (альтернатива здесь отсутствует априори) вы не только почувствуете себя уверенно и спокойно, но и сможете донести до аудитории именно ту информацию, которую вам необходимо сообщить.

Для начала для себя следует найти ответы на несколько вопросов. Чем вызвано интервью? Почему поручено провести его именно вам? От вас требуется лишь сухая информация или же придется комментировать события? Если события, то какие, попросту говоря, плохие или хорошие? Хорошие обсуждать, конечно, гораздо легче, да и настроение, понятно, соответствующее - приподнятое, можно говорить открыто, с улыбкой. Плохие новости уже сами по себе ничего хорошего не несут, но говорить и о них порой приходится, собрав волю в кулак. Ибо если не скажете вы, найдутся другие комментаторы, поднаторевшие в выискивании такого негатива, что прошедшее событие как информационный повод превратится из нелепой случайности в трагедию вселенского масштаба, и вам понадобятся огромные усилия, чтобы хоть как-то свести к минимуму тот негативный эффект, который может последовать, если вовремя и оперативно не отреагировать и все пустить на самотек.

При подготовке к интервью необходимо предварительно навести справки относительно того, давались ли уже разъяснения по заданной теме кем-либо из других сотрудников ведомства или параллельных структур. Если да, то следует держаться одной выработанной линии (лучше, если общий контекст скоординирован централизованно во избежание разночтений). Некоторая детализация или уточнения не станут поводом для уличения ведомства в целом в разноголосице. Чтобы избежать возможные нестыковки и несогласованности, предпочтительнее всего предоставлять возможность высказаться на узко направленную тему одному представителю Вооруженных Сил, причем решение координационных вопросов здесь возлагается на Пресс-службу Минобороны.

Предварительно продумайте два-три основных тезиса, которые послужили бы основой вашего сообщения, и сформулируйте их в несколько легко запоминающихся и понятных не только вам, но и публике предложений. Стремитесь к краткости и сжатости формулировок с тем, чтобы основная мысль была высказана в течение 15-20 секунд. Превышающее эту нормативную планку сообщение на радио и телевидении, как правило, подвергается редактированию, а это не всегда может быть в ваших интересах.

Продумайте три-четыре самых неприятных вопроса по намеченной теме, которые вам могут задать. Ответьте на них вслух. Здесь не зазорно говорить, если хотите, о репетиции перед зеркалом. Это две разные вещи – подумать об ответе на вопрос и услышать, как он звучит в ваших устах.

Перед началом интервью следует обговорить с представителем прессы круг тем, если встреча не вызвана одним вопросом или несколькими, переданными заранее. Существуют темы, которые не подлежат обсуждению, и об этом надо предупредить корреспондента. При этом желательно, по возможности, терпеливо объяснить мотивы отказа. В этом случае ваши доводы будут восприняты с пониманием.

Важно помнить, что эфирное время новостных передач строго ограничено, поэтому не будет нетактичным поинтересоваться, что именно хотят от вас услышать. Чтобы довести вашу точку зрения до аудитории, можно прибегнуть к нехитрому, но эффективному ходу, когда желательный для вас вопрос вы задаете вслух сами и тут же на него отвечаете. Сначала высказывайте основную мысль. После того, как вы ее сформулировали, можно, при необходимости, привести более подробные данные для подкрепления своей позиции. Четкий акцентированный комментарий в этом случае неизбежно будет выбран редакторами программы новостей как наиболее удачный из всего сказанного ранее.

Заранее следует определиться, на каких условиях будет проводиться интервью – с правом записи и ссылок на интервьюируемого, с правом ссылок на должностное лицо или представителя ведомства или же без права записи и ссылок. В принципе, не следует идти на разговор с журналистом без права записи и ссылок. Никто не может поручиться, что в какой-то (как правило, самый неподходящий) момент ваши слова не всплывут в подтверждение мысли автора материала, и для пущей убедительности будет дана ссылка на вас. Поэтому надо всегда иметь в виду следующее: в каком бы доверительном формате не проводилась беседа не говорите того, чего бы вы не хотели услышать позже с ваших же слов.

Если во время записи у вас запершило в горле, неверно было поставлено ударение, вылетело «лишнее» слово или же вас просто-напросто «заклинило», извинитесь и попросите перезаписаться. Вы даете интервью серьезным программам, и они в равной степени не заинтересованы в браке.

Хотя к радио- и телеинтервью предъявляются в целом идентичные требования, которые рассматривались выше, однако специфика общения с этими электронными СМИ не должна быть обойдена нашим вниманием.

Телеинтервью

Правила ведения телеинтервью делятся на два блока: поведенческий и содержательный. Многие из них также применимы и к радиоинтервью, речь о котором пойдет ниже. Причем они настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что недоработка одного из них может привести к нежелательному результату. Правила эти должны учитываться в комплексе, а посему их градация носит номинальный характер и в большей степени объясняется удобством их запоминания.

Вряд ли стоит напоминать, что на интервью люди не должны приходить как на праздник с цветами и транспарантами, но тем не менее лишний раз посмотреться в зеркало не помешает, а то и без стеснения поинтересоваться у корреспондента своим внешним видом. А что он заинтересован представить вас в лучшем виде, вы и не сомневайтесь. По возможности, во время телеинтервью избегайте ношения крупных блестящих знаков. Они не только отвлекают зрителя от содержательной части разговора, но и дают блики в объектив камеры. Не надевайте солнцезащитные очки или очки типа «хамелеон». Они скрывают ваши глаза, а аудитория оценивает честность говорящего по движению глаз. Если вы прячете глаза или же они бегают, создается впечатление, что вы пытаетесь скрыть какую-то информацию. Помните, что выражение лица и тон голоса должны соответствовать теме и характеру обсуждаемой проблемы.

Содержательный блок

Правило 1. Держите в уме заготовленные заранее тезисы. При любом ответе на вопрос старайтесь развернуть его так, чтобы ваш ответ убедил зрителя, что вы откомментировали именно ту проблему, которая была перед вами поставлена.

Правило 2. Не спешите отвечать на вопрос, подумайте. Даже если интервью идет в прямом эфире, несколько секунд на обдумывание ответа иной раз того стоят.

Правило 3. Старайтесь вести свою линию. Если вы чувствуете, что интервью идет к своему завершению, а нужный вам тезис не прозвучал, следует выбрать удобный момент и задать самому вслух вопрос, на который у вас готов ответ.

Правило 4. Избегайте односложных ответов. Вам предоставлена возможность довести свою точку зрения до зрителя, и ваша задача максимально использовать этот шанс. Короткие фразы могут быть использованы лишь для усиления драматичности ситуации или демонстрации решимости исправить положение.

Правило 5. Не отвечайте вопросом на вопрос. Зритель рассчитывает получить вашу точку зрения, а не дополнительную головоломку.

Правило 6. Избегайте излишней статистики. Нагромождение цифр затрудняет восприятие основной мысли. Кроме того, статистика относительна, и вас всегда можно будет впоследствии обвинить в неточности и, что еще хуже, в неинформированности.

Правило 7. Используйте простой разговорный язык, и вас не уличат в зазубривании текста ответов, подготовленных заранее и поэтому, как правило, имеющих характер формальных, четко нарезанных фраз.

Правило 8. Не следует казаться фамильярным. Не обращайтесь к корреспонденту по имени. Может сложиться впечатление, что вы давно находитесь в приятельских отношениях, и он при любом раскладе на вашей стороне, что вызовет недоверие у зрителя к сказанному вами.

Правило 9. Используйте принцип акцентированной концовки. Корреспондент заинтересован в завершении интервью «на высокой ноте». Помогите ему в этом, когда почувствуете, что ваша беседа близится к завершению.

Поведенческий блок

Здесь самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.

Правило 1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него. Если вы общаетесь с группой журналистов, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.

Правило 2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону. Вас можно уличить в неискренности, но хуже того – в «даче заведомо ложных показаний».

Правило 3. Не поднимайте глаза к потолку, а тем более их не закатывайте. Кроме эстетически неприглядного вида ваших белков сложится впечатление, что все это мероприятие вам порядком надоело. Да и ответа на поставленный вопрос вы на потолке не найдете.

Правило 4. Держитесь спокойно, с достоинством. Не раскачивайтесь в кресле из стороны в сторону, взад-вперед. Мало того, что это совсем не свидетельствует о вашей мнимой расслабленности, это еще и повод говорить о вашем внутреннем волнении, а то и психическом дискомфорте. Да и стоящий перед вами микрофон не повторяет в такт ваши движения, а посему звук будет «плавать». Не держитесь за микрофон!

Правило 5. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.

Правило 6. Сохраняйте внутреннее спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к корреспонденту вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.

Правило 7. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.

Правило 8. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.

Правило 9. Не ставьте руки на бедра. Это – показатель вашего агрессивного настроения.

Правило 10. В положении сидя положите руки на стол. Можно держать кулак одной руки в ладони другой, однако при этом не перебирайте большими пальцами, ибо эти движения отвлекают зрителя.

Правило 11. Не стучите по столу кулаком, пальцами или каким-либо предметом, оказавшимся в руках. Если это авторучка, не щелкайте ею, а тем более не разбирайте ее на части.

Правило 12. В ходе интервью стоя позвольте рукам принять естественное положение, пусть даже они располагаются вдоль туловища. В этом случае ваш вид не будет таким уж неловким, как это вам самим может показаться.

Правило 13. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Оператор может не рассчитать длину ваших верхних конечностей, и они просто-напросто «выпадут из кадра». Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.

Правило 14. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.

Правило 15. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени. Одни психологи утверждают, что такая позиция означает готовность к схватке. Другие – желание побыстрее покинуть место действия. И ни одно из этих заключений для вас не подходит. В этом положении вы в лучшем случае будете походить на Деда Мороза.

Правило 16. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.

После интервью убедитесь, что корреспондент получил всю информацию, необходимую для завершения работы над материалом, куда войдет ваш синхрон. Наступает момент расслабления, и операторы обычно используют это время для того, чтобы снять перебивки. Микрофон на камере может быть включен, что позволяет записывать ваши реплики. Большинство журналистов не используют эту возможность для получения информации (это негласный закон, построенный на взаимном доверии), но если что-то бывает сказано экстраординарное, это как минимум сохранится в архиве.

Все вышеупомянутое справедливо и для подготовки участника студийной передачи и так называемых ток-шоу. Однако при этом важно предварительно получить ответы на следующие вопросы:

Какой характер программы – общественно-политический или познавательно-развлекательный?

Идет ли передача в записи или в прямом эфире?

Какова ее продолжительность?

Кто ведущий программы? Каков его настрой?

Это беседа один на один или же участие принимают несколько человек? Кто эти люди? Союзники или оппоненты?

Кто выступает в качестве основного героя или это разговор равных партнеров?

Присутствуют ли на передаче зрители? Будут ли от них вопросы?

Будет ли заключительное слово предоставлено вам?

Ответы на эти вопросы определят целесообразность участия вас или вашего представителя в программе.

Радиоинтервью

Этот вид интервью имеет несколько особенностей, которые нельзя не учитывать.

Правило 1. Не пользуйтесь шпаргалками! Вы думаете, если вас не видно, то можно уткнуться в текст и индифферентным голосом его озвучивать. Не обольщайтесь! Шуршание листов бумаги и не замечаемая только вами скованность выдадут вас с потрохами.

Правило 2. Говорите законченными предложениями. Это помогает редактору работать над плавностью звучания вашего синхрона.

Правило 3. Не делайте частых и продолжительных пауз в прямом эфире. Если на телеэкране картинка сглаживает этот недостаток, то «молчащий» радиоприемник выглядит по меньшей мере странно.

Правило 4. Не заполняйте паузы мычанием, кашлем и вздохами. Это еще хуже, чем молчать!

Правило 5. Избегайте слов-паразитов. Некоторые люди, так сказать, не подозревают, как, в общем, часто они их, на самом деле, употребляют, пока не прослушают, в принципе, запись своего как бы интервью и так далее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: