ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТКА ГОСУДАРСТВА




ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Моя цель - показать, как формируется и реализуется финансовая политика в РФ на современном этапе.

Россия переживает сегодня большие трудности не только в областигосударственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижениемфинансовой стабилизации.Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 2011 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.В 2012 году не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных задач развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих.Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов,определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительнаясамостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

 


ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТКА ГОСУДАРСТВА

 

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политикигосударства:

-денежно-кредитная политика;

-налоговая политика;

-бюджетная политика;

-политика в области международных финансов.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегическихнаправлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбортекущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной часть финансовой политики является формированиефинансового механизма, который представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

 

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:· догматический (нетворческий) характер финансовой политики, еенеспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;· отсутствие стратегических разработок;· проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;· отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;· нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;· остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.Все это прямо сказывается на неразвитости бюджетной системы и финансовой политики страны. Так, отчетные данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что намеченные в 2012 году цели не реализованы, а важнейшие экономические показатели, положенные в основу формирования бюджетной системы еще не достигнуты.В соответствии с Регламентом разработки и представления данных по ВВП Федеральной службой государственной статистики осуществлена первая оценка ВВП за II квартал 2012г. и I полугодие 2012 года.

Объем ВВП России за II квартал 2012г. составил в текущих ценах 14571,1 млрд.рублей. Индекс физического объема относительно II квартала 2011г. составил 104,0%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2012г. по отношению к ценам II квартала 2011г. составил 107,4%.

В августе 2012г. по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен составил 100,1%, в том числе на продовольственные товары - 99,5%, непродовольственные товары - 100,4%, услуги - 100,6%.

Индекс промышленного производства в августе 2012г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 102,1%, в январе-августе 2012г. - 103,1%.,3 млрд.рублей

Индекс производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в августе 2012г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 100,8%, в январе-августе 2012г. - 100,9%. Производство машин и оборудования. Индекс производства машин и оборудования в августе 2012г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 92,7%, в январе-августе 2012г. - 101,7%.

Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в августе 2012г. в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 438,3 млрд.рублей, в январе-августе 2012г. - 1658,1 млрд.рублей.

В результате процесс исполнения федерального бюджета проходил в сложных условиях и, в значительной мере, отличался от показателей установленных законом о федеральном бюджете на 2011-2012г.В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей, главными причинами которого стали:— ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете;— рост неплатежей в народном хозяйстве;— прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики:· ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам, доходы теневойэкономики составили около 1/4 федеральных бюджетных доходов);· упрощение налоговой системы (например, сокращение количествавторостепенных налогов, так как последних насчитывается уже 85);· внедрение принципов налогового федерализма;· налоговое стимулирование торговли и производства конкурентоспособных отечественных товаров (необходимо для естественной стабилизации нашей валюты и расширения налогооблагаемой базы не за счет количества, а увеличения собираемости налогов). Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до конкретных получателей на местах.При этом объем распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократна возросла.Это положительно сказывается на финансово - экономическом и социальном климате регионов.В заключение надо сказать, что, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования сельскохозяйственного, промышленного и военного лобби. В свою очередь стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой, несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое, идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально распределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательно нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, — все это, безусловно, негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете — уровне жизни населения.Курьезные случаи, когда еще не полученные кредиты Международного Валютного фонда уже закладывается в бюджет, тоже не прибавляет уверенности в завтрашнем дне. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, я хотела бы выразить надежду, что намечающиеся реформы в бюджетной сфере окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и вкупе с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги отечественную экономику. Мне также видится, что весомый вклад в укрепление экономической базы российского народного хозяйства окажет развивающийся частный сектор экономики, которому финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста. Кроме этого, я полагаю, что посильную помощь в реформировании механизмов экономического регулирования экономики сможет внести новое поколение экономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно-командного управления государством.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Финансово-бюджетная политика в 2012 г. // Финансы. 2012 г. 2. Данные из проекта Федерального бюджета Российской Федерации на 2012г.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: