Любимый сын марийского народа




В отделе национальнойкраеведческой литературы и библиографии НБ им. С. Г. Чавайна к 120-летию со дня рождения писателя, педагога Шабдара Осыпа (Иосиф Архипович Шабдаров) (1898-1937), оформлена книжная выставка «Любимый сын марийского народа» («Марий калыкын йӧратыме эргыже»). Выставка продлится до 20 апреля.

 

Приглашаем всех желающих!

 

 

ШАБДАР ОСЫП –

один из основоположников марийской литературы. Он был талантливым поэтом, прозаиком, драматургом, педагогом, литературным критиком, общественным деятелем. Это был человек яркого, многообразного таланта.

В. А. Абукаев-Эмгак

 

Шабдар Осып (Шабдаров Иосиф Архипович) родился 27 марта 1898 года в д. Малая Лужала (Изи Лужалу) ныне Сер- нурского района Республики Марий Эл в бедной крестьянской семье. В четыре года остался без матери. Из-за бедности окончил лишь двух­классную школу.

В 1918 г. в с. Сернур по решению Вятского губкома партии и губисполкома были организованы педагогические курсы, слу­шателем которых стал и Иосиф Шабдаров. После окончания техникума (курсы реорганизовали в техникум) Иосиф Архи­пович стал сельским учителем, одно время работал директором Куженерского школьного городка. В 1929 г. он поступил в Ка­занский Восточно-педагогический институт, который окончил в 1932 г., затем продолжил учебу в аспирантуре. С осени 1933 г. работал преподавателем литературы в Марпединституте.

К литературе обратился в 1918 г. Его первые стихи печата­лись в газетах и журналах «Йошкар кече», «Марий илыш». В 1929 г. им был издан сборник стихов и песен «Кӱсле йӱк» («Звуки гусель»), основная мысль которого заключалась в возвеличивании слова поэта-песнетворца до высот народного достояния. Немало сти­хов поэт посвятил теме обновления деревни, уклада крестьян­ской жизни.

Светлое будущее марийцев Шабдару Осыпу виделось, в первую очередь, в ликвидации безграмотности, освобождении женщины от тягостного труда и бесправия, приобщении детей к знанию. И не зря одну из первых своих повестей «Ӱдрамаш корно» («Женская доля») он посвятил судьбе женщины-ма­рийки, которая восстала против патриархального уклада. По­весть позже подверглась значительной переработке, выросла до романа, который стал заметным явлением в марийской лите­ратуре. В 1937 г. роман был издан в Гослитиздате.

Работал он и в жанре драматургии. Написал несколько пьес. По одной из них в 1929 г. Марийский театр поставил спектакль «Илыш йыжыҥ» («Перевалы жизни»). Остальные пьесы не со­хранились.

Шабдар Осып наравне с С.Чавайном, В.Мухиным, Я.Ялкайном, Н.Игнатьевым был одним из основоположников ма­рийской литературы, а также педагогом и общественным дея­телем. Работая преподавателем, он составил программы и хрес­томатии по марийской литературе для семилетних школ, со­здал ряд научно-исследовательских работ, в том числе литера­туроведческие статьи «О социалистическом реализме», «Ма­рийские поэты и поэзия», «Марийская поэзия эпохи импери­ализма», «Основные этапы развития марийской литературы», «Пушкин и марийская литература» и др. Написал ряд статей по вопросам языкознания, методики преподавания литературы в школе и вузе.

Творчество Шабдара Осыпа было и остается в золотом фонде нашей литературы. Его произведения неоднократно переизда­вались. Они включены в учебные программы школ и вузов. Многие переведены на русский, венгерский, татарский, чу­вашский и другие языки.

Член Союза писателей СССР с 1934 г. Участвовал в работе первого съезда писателей СССР. Несколько лет был членом правления, а с мая 1937 г. до ареста – председателем правле­ния Союза писателей МАССР. Обвинен в национализме, анти­советизме и расстрелян 11 ноября 1937 г. Его прах предположи­тельно покоится в Кокшайском лесу (ныне Мендурское клад­бище). Реабилитирован в 1956 г.

Народ чтит и помнит своего славного сына. Ему поставлен памятник-бюст в Сернуре. Его именем названа улица в Йош­кар-Оле, средняя школа в селе Мустаево. В 2007 г. на родине писателя в д. Малая Лужала установлен памятный камень.


Основные произведения

 

Кӱсле йӱк: почеламут-вл. [Звуки гусель: стихи]. – Йошкар-Ола, 1929. – 38 с.

Ӱдрамаш корно; Акыр саман: повесть, ойлымаш [Доля жен­ская; Гибель мира: повесть, рассказ]. – Йошкар-Ола, 1930. –72 с.

 

Тӱшка вий дене: ойлымаш [Коллективными усилиями: расска­зы]. – Йошкар-Ола, 1931. – 64 с.

Кориш: икшыве илыш гыч ойлымаш [Гриша: рассказ о детстве]. – Йошкар-Ола, 1931. – 72 с.; 1957. – 84 с.; 1958. – 100 с.; 1974. – 128 с.

Вурс йӱк: почеламут-шамыч [Стальной звон: стихи]. – Йошкар-Ола, 1933. – 104 с.

Ӱдырамаш корно: роман [Доля женская]. – Москва, 1937. – 316 с.

То же. Йошкар-Ола, 1957. – 215 с.

Вурс йӱк: ойырен налме произведений-вл. – Йошкар-Ола, 1958. – 100 с.

Ӱдырамаш корно: роман [Доля женская]. – Йошкар-Ола, 1975. – 224 с.

Мурпого: почеламут, поэма, повесть, статья-вл. [Мое богатство – песни: стихи, поэма, повести, статьи]. – Йошкар-Ола, 1988. – 416 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: