Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся




Раздел I. Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе:

· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

· Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от19.12.2014;

· Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

· Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

· Федерального перечня учебников;

· Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009;

· Устава ОО;

· Учебного плана ОУ.

 

Структура рабочей программы

Титульный лист.

· Раздел I. Пояснительная записка

· Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся

· Раздел III. Содержание учебного предмета

· Раздел IV. Тематическое планирование

Лист внесения изменений.

Аннотация

 

Цели и задачи учебного предмета

Цель программы– обеспечить возможность для усвоения программных требований на уроках, создать условия, соответствующие возрасту, для продвижения в психическом развитии, в формировании способности учиться.

Задачи:

· подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;

· восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;

· коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.

 

 

Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование

В авторской программе коррекционных занятий предусмотрено 2 часа в неделю (68 часов в год). Согласно Годовому календарному графику отводится 0,25 часа в неделю (9 часов в год), следовательно, количество часов на изучение всех тем программы уменьшено.

Содержание УМК

Программа (авторская) Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.

Место предмета в учебном плане, количество часов

Коррекционные занятия проводятся с 1 класса по 4. Учебный план составляет 35 часов. В том числе во 2 классе 9 часов из расчета 0,25 часа в неделю.

 

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся

 

Планируемые результаты освоения курса

Раздел Развитие крупной и мелкой моторики, ловкости

Обучающиеся должны знать:

· кинезиологические упражнения;

· правила пользования карандашом, ручкой, ножницами, клеем.

Обучающиеся должны уметь:

· владеть карандашом, ручкой, кистью;

· раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое направление;

· конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;

· прекращать движение в нужной точке;

· рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки;

· согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;

· последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;

· выполнять творческие работы из пластилина по образцу;

· конструировать несложные предметы без опоры на образец;

· точно выполнять движения по трехзвенной инструкции;

· выполнять выразительные движения;

· выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

· знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде;

· выполнять пальчиковые упражнения;

· выполнять графические работы под диктовку;

· принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием упражнения, игры;

· самостоятельное определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя;

· играть в предложенные сенсорные и двигательные игры по правилам;

· адекватно эмоционально реагировать в ходе игры, упражнения.

 

Тактильно-двигательное восприятие

Обучающиеся должны знать:

· специальные обследующие движения (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета.

Обучающиеся должны уметь:

· определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;

· делать словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаков, выявленных при помощи ощупывания;

· определять материал, из которого сделан предмет;

· путем ощупывания предмета или обведения по контуру давать характеристику предмету.

 

Восприятие особых свойств предметов

Обучающиеся должны знать:

· особые свойства предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести);

· - продукты, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.);

· основные вкусы: горький - сладкий, сырое – вареное.

Обучающиеся должны уметь:

· различать простые запахи (приятные - неприятные);

· сравнивать и различать разные вкусы;

· определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый).

 

Восприятие формы, величины, цвета

Обучающиеся должны знать:

· различать наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый);

· оттенки цветов: розовый, фиолетовый, оранжевый;

· узнавать и показывать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, различать круг и овал;

· разные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).

Обучающиеся должны уметь:

· чертить основные геометрические фигуры;

· выстраивать сериационные ряды предметов по параметру убывающей или возрастающей величины;

· определять на ощупь величину предметов;

· анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);

· использовать цвет по назначению;

· сравнивать предметы (объекты) по форме, цвету, величине.

· определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.

· различать классифицировать фигуры по нескольким признакам.

 

Восприятие временных отношений

Обучающиеся должны знать:

· меры времени и их соотношение: порядок месяцев в году, времена года и их закономерности, части суток, дни недели

· единицы измерения времени (сут., нед., мес.).

· часы, их составляющие (циферблат, стрелки).

· соотносить времена года с названиями месяцев

Обучающиеся должны уметь:

· определять времени по часам (с точностью до 1 часа).

 

Развитие зрительного восприятия

Обучающиеся должны знать:

· правило целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений

Обучающиеся должны уметь:

· выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;

· распознавать основные эмоции;

· узнавать предмет по части;

· выделять предмет из группы;

· определять картинку к заданному эталону;

· находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;

· делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

 

Развитие слухового восприятия

Обучающиеся должны знать:

· шумы: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины.

Обучающиеся должны уметь:

· различать речевые и неречевые звуки;

· выполнять упражнения в определенном ритме и темпе;

· сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

· различать характер мелодии (веселая – грустная).

 

Восприятие пространства

Обучающиеся должны знать:

· понятия «близко», «далеко», «дальше», право-лево.

Обучающиеся должны уметь:

· ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

· ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле, на поверхности парты;

· обозначать словом направления движения;

· располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа;

· словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;

· целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

· быстро и точно передвигаться в пространстве.

 

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.);

· сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;

· определение времени по часам;

· описания предметов окружающей действительности;

· обогащения чувственного опыта у детей.

 

Раздел III. Содержание учебного предмета

Наименование темы (раздела) программы Краткая характеристика содержания предмета
  Развитие моторики, графомоторных навыков Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
  Тактильно-двигательное восприятие Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
  Кинестетическое и кинетическое развитие Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
  Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
  Развитие зрительного восприятия Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
  Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
  Развитие слухового восприятия Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
  Восприятие пространства Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
  Восприятие времени Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Раздел IV. Тематическое планирование

№ урока Тема урока
Развитие моторики, графомоторных навыков (1 ч)
  Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»). Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).
Тактильно-двигательное восприятие (1 ч)
  Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).
Кинестетическое и кинетическое развитие (1 ч)
  Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (1 ч)
  Группировка предметов по форме и величине, по форме и цвету по инструкции педагога.
Развитие зрительного восприятия (1 ч)
  Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов).
Восприятие особых свойств предметов (1 ч)
  Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник).
Развитие слухового восприятия (1 ч)
  Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен).
Восприятие пространства (1 ч)
  Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе».
Восприятие времени (1 ч)
  Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

Лист внесения изменений

Внесенные изменения число
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Аннотация

Название рабочей программы Рабочая программа коррекционных занятий для 2 класса индивидуального обучения на дому VIII вида начального общего образования на 2016\2017 учебный год
Срок, на который разработана рабочая программа 2016 – 2017 учебный год (1 год)
Нормативная база рабочей программы · Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; · Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от19.12.2014; · Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; · Федеральный перечень учебников; · Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009. · Устав ОО; · Учебный план ОУ.
УМК Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.
Цель и задачи учебного предмета Цель программы– обеспечить возможность для усвоения программных требований на уроках, создать условия, соответствующие возрасту, для продвижения в психическом развитии, в формировании способности учиться. Задачи: · подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры; · восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения; · коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Количество часов на изучение учебного предмета 9 часов
Основные темы (разделы) учебного предмета · развитие моторики, графомоторных навыков; · тактильно-двигательное восприятие; · кинестетическое и кинетическое развитие; · восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов; · развитие зрительного восприятия; · восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; · развитие слухового восприятия; · восприятие пространства и времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: