Развитие мимики лица у детей с дизартрией. Подобрать упражнения для развития мимических движений.




Обследование просодической стороны речи

Обследование можно проводить с помощью следующих заданий: прочитать наизусть одно из стихотворений, прочитать выразительно небольшой текст, знакомый по содержанию.

 

Отмечаются и анализируются следующие критерии:

· Голос: сила, высота, тембр, назализированность, твердая или мягкая атака.

· Темп: быстрый, медленный, ускоренный, замедленный.

· Мелодико-интонационная сторона речи: интонация повествования, интонация восклицания, вопросительная интонация.

· Разборчивость речи: нечетко произносимые звуки, нечетко произносимые слоги, нечеткое ударение в словах.

· Уровень сформированности речевого дыхания и его особенности: прерывистое, слабый ускоренный выдох, верхнее дыхание, шумное, нормальное; произнесение на выдохе только изолированного слова, фразы, состоящей из двух слов, многословной фразы.

 

Обследование восприятия ритма:

· умеет ли ребенок определять количество: изолированных ударов; серии простых ударов; акцентированных ударов путем показа карточки.

Обследование воспроизведения ритма:

· умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.

Обследование восприятия интонации:

· умеет ли ребенок различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Обследование воспроизведения интонации:

· умеет ли ребенка различать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Обследование восприятия логического ударения:

· умеет ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе.

Обследование воспроизведения логического ударения:

· умеет ли ребенок выделять голосом главные по смыслу слова во фразе.

Обследование модуляций голоса по высоте:

· умеет ли ребенок определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз.

Обследование модуляций голоса по силе:

· умеет ли ребенок изменять громкость голоса.

Выявление назального (носового) тембра голоса:

· определение гипоназализации (звуки [м], [н] в речи детей звучат как [б], [д]).

· определение гиперназализации (носовой оттенок приобретают согласные звуки, кроме [м] и [н], а также нарушается тембр гласных).

Обследование восприятия тембра:

· умеет ли ребенок определять характер звучания тона голоса на слух.

Обследование воспроизведения тембра голоса:

· может ли ребенок изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией.

Обследование речевого дыхания:

· определение типа дыхания

· исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание

· исследование целенаправленности и силы воздушной струи

· исследование особенностей фонационного дыхания.

Обследование темпо-ритмической организации речи:

· определение темпа речи ребенка

· исследование восприятия темпа речи

· исследование воспроизведения отраженного темпа речи

 

Развитие мимики лица у детей с дизартрией. Подобрать упражнения для развития мимических движений.

Обычно мимические движения (то есть движения лицевых мышц), которые служат дополнением к словесному общению, мы совершаем на рефлекторном уровне (кстати, слово «мимика» происходит от греческого «подражатель»). Но если у ребенка дизартрия, мимике ему придется учиться. Лицевые мышцы нужно развивать и потому, что они участвуют в процессе речи. Кроме этого, упражнения, способствующие развитию мимики, снимают напряжение мышц речевого аппарата, служат развитию памяти и внимания.

Мимическую гимнастику можно выполнять, посещая логопедические занятия, которые организует центр развития (отметим, что особенно актуальны такие занятия в процессеподготовки дошкольников к школе). Помимо этого, вы можете заниматься самостоятельно. Для этого мы предлагаем несколько упражнений, освоить которые не составит труда.

Помимо гимнастики, при дизартрии полезен мимический массаж.

Лицевые мышцы могут быть напряжены (тогда их нужно расслабить), а могут быть ослаблены (тогда нужно повысить их тонус). Какие именно мышцы нужно массировать, вам скажет логопед.

Массировать лицо нужно двумя руками – или всеми пальцами (кроме большого), или средним и безымянным.

При массаже нужно придерживаться определенных направлений.

Вначале рекомендуется мягкими движениями двигаться к вискам от середины лба.

Массаж можно совмещать с мимической гимнастикой. Ее приемы изложены выше. Как видите, все это несложно делать дома. Обязательное условие – ваше хорошее настроение, которое, уверены, придаст малышу уверенность в своих силах.

Упражнения для развития мимических мышц лица:

1) закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;

2) нахмуривание бровей;

3) поднимание бровей (образование продольных морщин);

4) надувание щек;

5) проглатывание слюны;

6) открывание и закрывание рта;

7) жевательные движения.

Упражнения для развития губной мускулатуры:

1) вытягивание губ вперед трубочкой;

2) растягивание их в стороны;

3) чередование движений «хоботок» — «оскал»;

4) смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;

5) размыкание губ при закрытом и открытом рте;

6) мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);

7) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);

8) целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);

9) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, для повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

· выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);

· перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.);

· удержание губами различных предметов (пробка, марля); далее — упражнение с сопротивлением (логопед пытается отобрать предметы легкими рывками).

3. Перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей, страдающих дизартрией. Составить план работы (по заданию).

Направление коррекционной работы Содержание коррекционной работы
  Развитие общей моторики Совершенствование статической организации движений и динамической организации движений.
  Развитие моторики речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. Для свистящих:«Лягушата», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Расчёсочка», «Футбол», «Фокус»; для шипящих: «Бублик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; «Фокусник» для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет», «Фокусник»; для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Чистим верхние зубки», «Катушечка», «Пароход гудит», «Самолёт летит».
  Постановка звуков 1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. 2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). 3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. 4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки».
  Автоматизация каждого исправленного звука в слогах: По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе: а) С, С', 3, 3' Ш, Ж, Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных; При дизартрии - сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; 34 в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию
  Автоматизация каждого исправленного звука в словах:   Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
  Автоматизация звуков в предложениях.   Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
  Дифференциация звуков : С – З, С – Ц, С – Ш; Ж – З, Ж – Ш; Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ; Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш; Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
  Автоматизация в связной речи Обучение опознанию, различению, выделению как дефектных, недифференцированных звуков, так и других (звонких - глухих, шипящих-свистящих)звуков в слогах, словах, предложениях.
  Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения. Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. Обучение устному анализу предложений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: