Практическая работа № 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ НАСЫЩЕНИЯ
Цель работы: научиться определять поток насыщения на подходах к
перекрестку.
Краткие теоретические сведения
Одной из важных характеристик транспортного потока на перекрестке является поток насыщения. Этот показатель численно равен интенсивности движения транспортных средств, когда они идут через перекресток непрерывным потоком в течение всего времени разрешающего такта. Однако в большинстве случаев при включении зеленого сигнала очередь транспортных средств, стоящих перед стоп-линией, вначале разъезжается, а затем автомобили движутся через перекресток свободно. Поток насыщения является показателем, зависящим от многих факторов: ширины проезжей части (полосы движения), продольного уклона на подходах к перекрестку, состояния дорожного покрытия, видимости перекрестка водителем, наличия в зоне перекрестка пешеходов, стоящих автомобилей и т.п. Существуют два метода определения потоков насыщения расчетный и натуральный. В данной лабораторной работе поток насыщения может быть определен экспериментально по приведенной ниже методике.
Методические указания к выполнению работы
Поток насыщения определяется для каждого направления данной фазы регулирования путем натурных наблюдений в периоды, когда на подходе к перекрестку формируются достаточно большие очереди транспортных средств. Порядок определения потока насыщения должен быть следующим:
1.Одновременно с включением зеленого сигнала включить секундомер и регистрировать по видам транспортные средства, пересекающие стоп-линию и движущиеся по одной из полос.
2.Выключить секундомер в момент пересечения стоп-линий последним автомобилем очереди.
3.Записать показание секундомера и подсчитать число прошедших
за это время приведенных транспортных средств в секунду.
4.Повторить замеры 10 раз. При достаточно длинной очереди на полосе, состоящей из 10... 15 автомобилей и более, можно ограничиваться 3...5 замерами.
5. Определить поток насыщения для данной полосы движения по
формуле (5.1)
(5.1)
где М - поток насыщения для данной полосы в данной фазе и данном направлении движения, ед./ч; n — число замеров; m — число приведенных транспортных единиц, прошедших через стоп-линию за время t; ti... tn - показания секундомера, с; i - номер полосы движения, j - номер фазы, k - номер направления.
6. Повторить операции, перечисленные в пп.1...5, для каждой из оставшихся полос рассматриваемого направления данной фазы. Просуммировав полученные результаты, получить показатель Mij - поток насыщения для одного из направлений данной фазы.
7. Определить поток насыщения Mij в соответствии с методикой, изложенной в пп.1-6, для других направлений рассматриваемой фазы, а также для всех направлений движения других фаз регулирования. Результаты наблюдений заносятся в табл. 5.1.
Таблица 5.1 - Результаты наблюдений
Время tn, с | t 1 | t2 | ------ | tn | ||||||
Номер полосы | ------ | |||||||||
Количество легковых автомобилей, nл | ||||||||||
Количество грузовых автомобилей, nгр | ||||||||||
Количество автобусов, nав | ||||||||||
Количество приведенных ТС, mn |
Количество приведенных ТС определяется по формуле (5.2)
mn = nл +2,37 nгр +3,16 nав , (5.2)
где nл, nгр, nав -соответственно количество легковых, грузовых автомобилей и автобусов; 2,37 и 3,16 - соответственно осредненные коэффициенты приведения для грузовых автомобилей и автобусов.
Подставив значение, вычисленное по (5.2), в формулу (5.1), находим потоки насыщения Mijk.
Порядок выполнения работы
1.Ознакомиться с правилами техники безопасности на перекрестке
2. Собрать статистический материал о движении транспортных средств
через перекресток и заполнить табл.5.1.
3. По формуле (5.1) рассчитать потоки насыщения по всем фазам и разрешенным направлениям движения через перекресток.
4. Сделать заключение.
Список рекомендованных источников
1. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения [Текст]: учебник для вузов / Ю. А. Кременец, М. П. Печерский, М. Б. Афанасьев. - М.: Академкнига, 2005. - 279 с.: ил. - Библиогр.: с. 275 - 276. - ISBN 5-94628-111-9: 246-00.
2. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения: Учебник для вузов / Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2001. - 248 с.: ил. - Библиогр.: с. 244 - 245. - ISBN 5-277-02240-6: 100-00.
3. Садило Р. М. Организация дорожного движения [Текст]: учебн. пособие к курсовому проектированию / Роман Михайлович Садило; Южно-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2004. - 92 с.: ил. - Библиогр.: с. 79. - ISBN 5-88998-511-6: 87-00.