Как коллективизм и индивидуализм оказывают влияние на мироустройство.




Коллективизм— как свойство личности — выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества. В структуре коллективизма большую роль играют общественные интересы личности, ее стремление к общению с людьми и совместной работе с ними, умение сочетать общественное с личным, предпочесть интересам личным интересы коллектива и общества. Коллективизм — принцип организации взаимоотношений и деятельности совместной людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Особенно характерен для групп высокого уровня развития (см. развитие групповое: уровень) и коллективов, где сочетается с самоопределением коллективным и идентификацией коллективной, являясь основой сплоченности групповой и единства группы.

При сравнительном исследовании 53 национальных и региональных культур, Хофстейд (1983) обнаружил, что наиболее выраженные признаки коллективизма существуют в таких странах, как Гватемала, Эквадор и Панама, в то время странами с наиболее выраженными признаками индивидуализма являются Австралия, США и Великобритания.

В какой-то степени и индивидуализм и коллективизм всегда сталкивались как теоретически (в философской и научной мысли), так и практически. Возьмите Древнюю Грецию с её философами, и там увидите Платона с его коллективистскими взглядам и Аристотеля с его ярко выраженным индивидуализмом. Коллективизму в теоретической мысли была свойственна опора на рациональные проекты устройства общества (будь то кастовый строй, как у Платона или социализм как у Т. Мора и Т. Кампанеллы), а индивидуализму соответствовали идеи "среднего сословия", частной собственности, частных прав и интересов и так далее. То же мы можем увидеть и позже. Коллективисты в теоретической мысли обычно либо выступали с защитой неимущих слоев населения (Ж.Ж. Руссо, Э. Кабе, К. Маркс и проч.), либо с защитой сильной государственности, которая будет умерять аппетиты частных собственников (Т. Гоббс, Ф. Гегель). Индивидуалисты выступали с защитой прав отдельных личностей от посягательств сословного или иного порядка (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, И. Кант и проч.) или за свободу личности против любых моральных или иных ограничений, торжество сильного индивида (М. Штирнер, Ф. Ницше и др. анархо-индивидуалисты, анархо-капиталисты, а также А. Рэнд с её позицией промежуточной между анархо-капитализмом и либертарианством и проч.)

Индивидуализм и капитализм привели к быстрому развитию западных обществ и быстрому их расслоению. Индивидуалистичное внутри, общество было снаружи довольно единым (национализм), основанным на общих политических ценностях и интересах (гражданская общность, гражданское общество). Но сам путь индивидуализма в культурном плане тупиковый, поскольку общество не может быть основано только на идее конкуренции всех со всеми. Рано или поздно всеобъемлющая социальная конкуренция порождает потребность закрыться от неё, защититься. Так в рамках индивидуалистичных обществ или обществ, переживших приступ индивидуализма (как общество Германии кон. ХIX-нач. ХХ века) возникает то, что я бы назвал "патологический коллективизм", коллективизм, основанный на искусственном принуждении индивидуалистов к коллективности. Это и есть фашизм и нацизм. Другой ответ породила современная культура США. Это - феминизм, ЛГБТ-движение, движение "Blacklivesmatter" и другие движения с "виктимной ментальностью", то есть рассматривающие себя едиными перед лицом угнетающего их общества. Это попытка вывести себя за пределы конкуренции, менее патологичная, чем нацизм.

В противовесе получается: либо анархо-индивидуалистический капитализм либо коллективный социализм? Свобода личности более сильного индивида против моральных ограничений или труд каждого на общее благо под защитой сильной государственности, которая умеряет аппетиты частных собственников?

В целом же, если в рамках социализма невозможно избежать "перекоса в сторону коллективизма", то по мере избавления общества от нужды и бедности, возникнет сначала новый индивидуализм, а потом снятие диалектического противоречия между личностью и обществом (которые и являются основой противоречия между индивидуализмом и коллективизмом). В рамках этого снятия личность осознает себя свободной и имеющей равные права с другими личностями, но вместе с тем единой с другими, не разделенной. Личность по настоящему станет "совокупностью общественных отношений", а общество будет напоминать... "коллективную личность".

Человек социален. Поэтому ему важно делает то, что идёт на благо всем. Именно этим он способен гордится! В противном случае он либо несчастен, либо аморален и рано или поздно начинает представлять угрозу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: