Как провести стилистический анализ текста




Как провести стилистический анализ текста

Научный стиль

Научный стиль - один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Задача научного стиля - сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

В научном стиле можно выделить следующие разновидности:

1) собственно научный стиль (присущий научным трудам - монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),

2) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),

3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).

Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

- насыщенность терминами данной науки;

- использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;

- употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);

- частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;

на уровне морфологии:

- редкое использование личных местоимений «я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;

- специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...),

- использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

на синтаксическом уровне:

- употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;

- неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

- частые цитаты, ссылки;

- использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

Основные типы речи - рассуждение, описание.

Основные жанры - учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.

В качестве примера можно привести отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности - монографии по лингвистике:

- «Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания - модальной «окраске» (термин «окраска» - из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения».

В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля:

- лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический;

- символ Р (презумпция) в качестве компонента текста;

- слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;

- отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой;

- слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный;

- отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности;

- сложное предложение с условным подчинительным союзом если... то, указывающее на причинно-следственные отношения;

- придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б);

- ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль - один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.

Задача этого стиля - сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.

Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

- употребление полных наименований, точных дат;

- книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);

- использование слов в прямых значениях;

- отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;

- частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);

- наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);

- ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;

на уровне морфологии

- отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;

на синтаксическом уровне:

- осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;

- четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.

Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).

Основные жанры: монологические - приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги - собрание, совещание, переговоры, интервью.

В качестве примера приведем отрывок из типового договора:

ДОГОВОР № 7

О передаче неисключительных имущественных прав

г. Москва 23 марта 2002 г.

Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор, - с одной стороны и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, - с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Определения, используемые в Договоре

1.1. Произведение - «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленный Автором. Описание Произведения - пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресован учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.

В этом отрывке нашли отражение следующие черты официально-делового стиля:

- отсутствие личных местоимений;

- полное именование действующих лиц с указанием их социального статуса;

- замена их в дальнейшем на специальные обозначения Автор, Фирма;

- стандартизированные обороты: настоящий Договор о нижеследующем, именуемый в дальнейшем, действующий на основании;

- точное указание на место и время заключения договора;

- осложнение простого предложения различными обособленными членами;

- членение текста на блоки с использованием подзаголовков и цифрового обозначения.

Публицистический стиль

Публицистический стиль - один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача этого стиля - воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

- широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

- использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

- использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

- акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

- частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса:

- активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

- неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

- употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

- использование обращений;

- частые лексические и синтаксические повторы

Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

Художественный стиль

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача стиля - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность - единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

- тропы - обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

- фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

- ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста - стихотворения А. Блока:

Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:

- ритм, рифма;

- инверсия - прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;

- тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;

- синтаксический параллелизм в первой строке;

- назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

5. Разговорный стиль

языковой публицистический коммуникативный

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования - устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи - общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на фонетическом уровне:

- бомльшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ'ас], здравствуйте [(з)драмс'т'и]);

- разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

на уровне лексики и словообразования:

- использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

- преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

- экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);

- частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии:

- наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

- преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

- редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

- несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

- употребление частиц, междометий;

- частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

- употребление односоставных и неполных предложений;

- отсутствие сложных синтаксических конструкций;

- бессоюзие сложного предложения;

- частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

- употребление обращений.

В качестве примера приведем высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

- Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

- вопросительные и восклицательные предложения,

- междометие разговорного стиля, черт возьми,

- личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Еще один пример - отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

«Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.»

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:

- использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении `но', частицы уж и вовсе не, вводное слово видно,

- слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко,

- инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,

- лексический повтор слова скверный,

- обращение,

- наличие вопросительного предложения,

- употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,

- употребление глаголов в настоящем времени,

- употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.


Заключение

Изучение стилистических особенностей речи, стилей учит сознательному отбору и использованию языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи и значения слов.

Языковая норма складываются как результат отбора элементов (лексических, орфографических, орфоэпических и т.д.) из числа существующих в современном языке для обслуживания коммуникативных потребностей общества.

Стилистическая норма это принятая обществом в данный исторический период совокупность правил, которые регламентируют использование слов в зависимости от сферы употребления. Стилистические нормы изменчивы и отражают те языковые варианты, которые наиболее распространены в практике использования.

Стиль же речи это совокупность приемов, способов, манер использования этих средств, а также совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей, которые придают речи определенную окраску и делают речь или научной, или официальной, или разговорной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: