СОДЕРЖАНИЯ ОДНКНР - СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ




Доклад для семинара-практикума по ОДНКНР.

Тема. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

СОДЕРЖАНИЯ ОДНКНР - СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Подготовила:

Байдакова Л И.

учитель истории

МБОУ Воздвиженская СОШ.

 

ОДНКНР — это школьный учебный предмет, название которого расшифровывается как основы духовно-нравственной культуры народов России https://gimn3-prol.narod.ru/odnknr.html

Он был введен в качестве обязательного с 1 сентября 2015 года федеральным государственными стандартом основного общего образования (ФГОС) https://gimn3-prol.narod.ru/fgos.html

Министерство образования и науки РФ пояснило, что предмет должен стать источником навыков и знаний для школьников:
• ключевых моральных норм и общечеловеческих ценностей;
• традиций и культуры народов России;
• уважительного отношения к религиозным чувствам или их отсутствию;
воспитание веротерпимости;
• представления о роли традиционных религий в истории;
• важности гражданского общества в становлении государственности в России.

Краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках и во внеклассной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и прежде всего в её духовной составляющей. Разрушение прежней системы ценностей создало духовный вакуум. Эрозии подверглись традиционные ценности народной жизни, отечественной истории, культуры. Произошло обесценивание идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций – показатель ухудшения нравственного здоровья общества. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте учебно-воспитательного процесса заключается не в отдельно отведенных часах школьной программы, а в создании духовной атмосферы, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Актуальность темы определяется необходимостью донести до сознания молодых поколений основополагающие ценности отечественной культуры.

· Краеведческий компонент включается во многие школьные предметы, такие как: история, география, биология, литература и др

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица великого мира.

Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей.

Поэтому основной своей целью я ставлю возможное соединение программного курса ОДНКНР с краеведческим компонентом. Элементы краеведческого материала обогащают содержание уроков по ОДНКНР, реализуют связь с реальной жизнью, создают условия для работы исследовательского характера, помогают развитию активной творческой деятельности. Краеведческий компонент использую в урочной и внеурочной работе в 5 и 6 классе в этом учебном году.

 

Темы, которые можно интегрировать с краеведческим материалом:

 

7. Заветы оптинских старцев  
8. Православие в Советской России  
9. Православие в современной России.  
10. 11. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Православие в традициях русского народа».  
 
12. Православие и традиционные ценности русского народа  
13. Дом и семья в православии  
14. Святые Петр и Феврония  
15. Повторительно-обобщающее занятие по теме «Православие в традициях народов России»  

В нашем школьном краеведческом музее есть разделы, посвященные ремеслу: «Ремесло мастера хвалит!», «Труженики села», героя села: «Они сражались за Родину!» и др. Много предметов быта, фотоальбомов, историй односельчан. Всё это помогает восприятию культурных ценностей детьми через уроки-экскурсии.

Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, дает чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени - наркомании, алкоголизма, терроризма. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.

 

 

 

Проектная деятельность - в основе современных уроков. Предпочтение отдается творческим, исследовательским, информационным типам проектов. При подготовке обучающиеся собирают информацию не только из литературных источников, интернет – ресурсов, но и из краеведческих материалов, интервью с жителями села. Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования.

 

Во внеурочной работе, не забываем про акции-поздравления земляков-ветеранов труда с праздниками.

Участие в конкурсах сочинений о своей семье, родителях, дедушках и бабушках, героях сражений.

 

Таким образом, глубокое познание духовных ценностей края обеспечивает сознательное развитие гражданских качеств, формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родным местам. Этому способствует интеграция краеведческого компонента и курса ОДНКНР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: