Расселение славян в конце VIII – начале IX века. Карта




О первом упоминании о народе «рос» в латинской хронике

3. Восточные славяне и их соседи. По мере расселения славян по территории Европы происходило их разделение на три ветви: западную, восточную и южную. Западные славяне стали предками поляков, чехов, словаков; южные — словенцев, сербов, хорватов, македонцев и черногорцев; восточные — русских, украинцев и белорусов.

В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия основных славянских племён. Западный берег Днепра занимали поляне, в земле которых возник Киев. Ближайшими соседями полян, жителями современной Правобережной Украины и Припятского Полесья, были древляне. Южнее полян обитали уличи и тиверцы. К востоку от древлян, по рекам Десне и Сейму, расселились северяне. К северу от древлян между Припятью и Березиной на территории современной Белоруссии находились земли дреговичей. Обилие лесов и болот, надёжно укрывая от любых завоевателей, не способствовало быстрому развитию хозяйства, поэтому городов у дреговичей не было. На левом притоке Днепра — реке Сож —жили родимичи, северней, в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины, — кривичи. Самым северным из славянских племён были ильменские, или новгородские, словене, город которых — Ладога — был одним из крупнейших в славянских землях. На востоке, в бассейне Верхней и Средней Оки, жили вятичи.

Расселение славян в конце VIII – начале IX века. Карта

Восточнославянские племена на северо-западе и северо-востоке Европы соседствовали с финно-угорскими (чудь, меря, мурома и др.) и балтскими народами (жмудь, литва, ятвяги и др.). На южных границах своего распространения восточные славяне контактировали с тюркоязычными народами (аварами, болгарами и др.), а также с Византией. Восточными и юго-восточными соседями славян были Хазарский каганат и Волжская Булгария.

Главную роль в экономической жизни восточных славян играло земледелие. На месте древнейших поселений обнаружены семена злаковых растений и огородных культур. В зависимости от района проживания славяне использовали различные системы земледелия. В лесных районах преобладала подсечно-огневая система обработки земли. В южных районах, где самой природой были созданы большие открытые пространства плодородной земли, практиковался перелог: после длительной обработки, когда земля истощалась, славяне переходили, «перекладывали» свой труд на другое поле, оставляя предыдущее отдыхать. Позднее это способствовало складыванию двупольного, а позднее и трёхпольного севооборота. Занимались славяне и скотоводством. Уже в те далёкие времена были известны практически все виды домашних животных: лошади, коровы, овцы, козы и т.д. Значительную роль в хозяйстве восточных славян играли промыслы. Особое развитие получили охота, рыболовство и бортничество (сбор мёда и воска диких пчёл). Сравнительно высокого уровня развития достигли ремёсла — кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и др., однако окончательного отделения ремесла от земледелия ещё не произошло.

Жилища древних славян

В V–VI вв. славяне жили ещё в условиях родового строя. «Эти племена... — писал византийский историк Прокопий Кесарийский, —
не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправ­стве (демократии), и поэтому счастье и несчастье в жизни считают делом общим». Однако именно тогда древние родовые отношения постепенно уступали место растущим элементам государственно­сти. Перечисленные монахом Нестором в «Повести временных лет» ­объединения славян уже не были в строгом смысле племенами, а скорее племенными, предгосударственными объединениями.

4. Традиционные верования. Религиозные представления восточных славян уходили корнями в древние верования, которые воспринимали мир как живое одушевлённое пространство. На складывание ментальности восточных славян существенное воздействие оказывал континентальный климат Восточно-Европейской равнины, требовавший от земледельцев огромного напряжения всех физических и душевных сил в относительно короткий период страды. Зато после её окончания наступал период длительного отдыха. Именно в эту эпоху формируется особое отношение к труду — способность к максимальной концентрации сил для выполнения самого главного и невнимание к мелочам.

Как и у всех язычников, картина мира у славян представляла собой природный космос. Небо и земля виделись крепко связанными между собой, олицетворением мужского и женского начала, от союза которых рождалось всё живое. Главой славянского пантеона богов, по мнению ряда исследователей, был Сварог, бог неба и небесного огня, отец Даждьбога, олицетворявшего солнечный свет. Источники свидетельствуют о поклонении покровителю скота Велесу, богу ветров Стрибогу и др. Наряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с богиней плодородия Мокошью.

Совершенно особое место славяне отводили богу-громовержцу Перуну, который по мере развития социальных отношений начинает играть всё более заметную роль. Будучи покровителем князя и дружины, он олицетворял военное начало, отодвигая постепенно на второй план архаичных земледельческих богов.

Поклонение силам природы выражалось в вере в низшие божества, которых чаще всего называли по месту предполагаемого обитания — домовыми, лешими, водяными и т.д. Злые духи — упыри — жили в загробном царстве и пытались навредить людям, которых хранили добрые духи — берегини. Славяне стремились защититься от злых духов с помощью заговоров и оберегов. Местами для проведения ритуалов у славян были капища, где языческие жрецы — волхвы — общались с иным миром, волховали, «волшебствовали».

Таким образом, в мифологии древних славян люди, боги, духи жили в одном едином мире — мире природы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: