НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению И ЗАЩИТЕ
выпускной квалификационной

(дипломной) работы

Для студентов специальности 060200 Экономика труда

Всех форм обучения

УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
___________ М.С. Марамыгин
«____» ______________ 2010 г.

Екатеринбург 2010

 

 

Авторы: Н.В. Иванова, Т.А. Камарова

 

Рецензент: канд. экон. наук, доц. А.Ю. Панченко

Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы (для студентов специальности 060200 «Экономика труда» всех форм обучения). – Екатеринбург: Изд-во Ур. гос. экон.. ун-та, 2010. - 80 с.

 

Приводятся сведения по основным этапам подготовки и защиты дипломной работы: основные положения и требования к дипломной работе, организация выполнения и формы контроля, примерные темы дипломных работ, процедура защиты, критерии оценки и др.

Содержатся образцы оформления цитат, иллюстраций, формул и др. материалов работы, а также необходимой документации.

Освещаются организационные и процедурные вопросы.

Для студентов специальности 060200 «Экономика труда» всех форм обучения.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................  
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ................  
II. ЭТАПЫВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ..................  
  2.1. Выбор и формулирование темы дипломной работы.............  
  2.2. Конкретизация и определение проблемы, цели и задач дипломной работы..................................................  
  2.3. Определение объекта, предмета и места проведения исследования  
  2.4. Подбор литературы для написания дипломной работы..........  
  2.5. Составление аналитического обзора литературы...............  
  2.6. Выбор методов и методик исследования......................  
  2.7. Проведение исследований, обработка и анализ результатов............  
III. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ..................  
IV. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.........................  
  4.1. Требования к языку, стилю и научному аппарату дипломной работы  
  4.2. Оформление таблиц, графиков и рисунков....................  
  4.3. Оформление списка источников и литературы................  
V. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.....................  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
  1. Примерный перечень тем дипломных работ...................  
  2. Образец оформления титульного листа дипломной работы......  
  3. Образец оформления содержания............................  
  4. Образец оформления таблицы..............................  
  5. Образцы использования и описания иллюстраций текстового материала..................................................  
  6. Образцы библиографических записей........................  
  7. Методические рекомендации по использованию персонального компьютера при оформлении дипломной работы  
  8. Образец оформления титульного листа раздаточного материала..  
  9. Критерии оценки защиты дипломной работы..................  
  10. Образцы обязательных документов: заявление, дипломное задание, отзыв руководителя, отзыв рецензента....................  

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель настоящих методических рекомендаций - содействовать процессу подготовки и защиты выпускной квалификационной работы на основе регламентации организационных этапов, требований к её содержанию и оформлению в соответствии со стандартом специальности и нормативно-методическими правилами.

В методических рекомендациях содержатся све­дения по основным этапам подготовки и защиты дипломной работы, что должно дать студентам возможность избежать распространенных ошибок, правильно спланировать выполнение работы, знать, что и для чего нужно делать на каждом этапе, сконцентрировать усилия на наиболее важных вопросах и в конечном итоге успешно защитить дипломную работу.

Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной, дистанционной и сокращенной форм обучения, выпускающихся по специальности «Экономика труда».

Дипломная работа выпускника должна представлять собой законченное исследование по актуальным проблемам экономики труда и управления персоналом, которое самостоятельно выполняется студентом под руководством научного руководителя.

Защита дипломной работы входит в структуру итоговой государственной аттестации и является ее заключительным этапом. В ходе защиты дипломной работы государственной аттестационной комиссией определяется квалификационная зрелость – соответствие уровня подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта специальности «Экономика труда». Защита дипломной работы позволяет оценить оригинальный вклад студента в оптимизацию экономических процессов, повышения качества практики управления в целом, поскольку научные исследования, представленные в дипломной работе, считаются методом получения достоверных сведений, помогающим найти пути решения поставленных задач.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

Выпускная (дипломная) квалификационная работа (далее ВКР или дипломная работа) студента, обучающегося по специальности 060200 «Экономика труда» является заключительным этапом итоговой государственной аттестации. Согласно требованиям государственного образовательного стандарта специальности 060200 «Экономика труда» экономист должен на примере выпускной квалификационная работы научиться внедрять в практику обоснования экономических решений, использовать современный инструментарий анализа, возможности обработки информации на персональном компьютере.

Целью дипломного исследования является систематизация и углубление теоретических знаний и практических навыков, полученных в рамках учебного плана по специальности, закрепление навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

В дипломной работе студент должен продемонстрировать:

- достаточный уровень теоретической подготовки по избранной теме и способность проблемного изложения теоретического материала;

- умение изучать и анализировать нормативные акты, статистические материалы, литературные источники;

- умение определять проблемы, формулировать гипотезы, ставить задачи, разрабатывать пути и методы их решения;

- способность решать практические социально-экономические задачи, разрабатывать варианты решений и рекомендации в сфере, определяемой темой работы и объектом исследования;

- навыки комплексного анализа ситуаций, владения современной вычислительной техникой;

- умение логического построения текста, формулировки вы­водов и предложений.

Дипломная работа должна представлять собой законченное решение конкретной социально-экономической задачи, включать совокупность результатов исследования и теоретически обосно­ванные практические положения, выдвигаемые автором на защиту. В ней нужно определить также пути дальнейшего поиска, показать способность автора видеть перспективу исследования.

 

Цели выполнения студентом дипломной работы:

- совершенствование умения применять систематизированные знания и практические навыки по избранной специальности при решении частных научно-исследовательских или практических задач;

- дальнейшее развитие умения анализировать, обобщать, логически излагать материал, формулировать выводы и предложения при решении разрабатываемых в дипломной работе вопросов;

- повышение готовности к самостоятельной исследовательской работе.

Основные требования к выполнению дипломной работы:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- соответствие содержания работы ее названию, целям и задачам;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследования и полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументации;

- краткость и точность формулировок;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотное оформление.

В ходе подготовки дипломной работы каждому студенту назначается научный руководитель. Научными руководителями ВКР могут быть преподаватели, как выпускающей кафедры, так и других кафедр УГЭУ, ведущие занятия со студентами по профилю подготовки, соответствующего выбранной теме дипломной работы. Консультантами ВКР могут быть научные сотрудники тех организаций и учреждений, совместно с которыми или по заявке которых выполняется дипломная работа. Руководитель ВКР вместе со студентом составляет план-задание по подготовке работы и календарный график его выполнения, систематически консультирует студента-дипломника.

Для выполнения ВКР студентам-выпускникам предоставляется время в счет преддипломной практики в Х семестре по утвержденному графику, согласованному с заведующим выпускающей кафедры.

При выполнении дипломной работы студент должен расширить, систематизировать и закрепить теоретические знания на основе всестороннего и углубленного изучения экономических, организационных и управленческих проблем на примере конкретного объекта исследования (предприятия и учреждения различных форм собственности профессионально-образовательные учреждения и т.п.). В соответствии с утвержденной темой дипломной работы студент должен овладеть навыками аналитической и исследовательской работы по решению задач, касающихся аспектов деятельности экономиста по труду и управлению персоналом.

Базой для написания дипломной работы являются нормативно-правовые документы (источники), теоретические и методические материалы по развитию управления в современных условиях, информация о конкретной организации (годовые отчеты), результаты исследований и наблюдений во время прохождения преддипломной практики.

Ознакомившись с основными требованиями, предъявляемыми к дипломной работе и приступая к её выполнению, студент обязан:

- провести анализ основной литературы по теме дипломной работы и оформить его в виде обзора с обобщениями, сопоставлением и оценкой точек зрения различных авторов на исследуемую в дипломной работе проблему;

- применить методики исследования, адекватные поставленной цели и задачам;

- собрать и проанализировать репрезентативный материал;

- на основе изучения литературы и анализа полученных данных сделать выводы и подготовить практические рекомендации, а при необходимости - рассчитать их возможную эффективность и определить пути внедрения;

 

Руководитель ВКР в ходе выполнения дипломной работы осуществляет:

- проверку полноты литературного поиска, справочного и архивного материала, правильности применения методики, наличия и достоверности первичных материалов, а также результатов статистических исследований;

- консультацию студента на этапе сбора данных и анализа полученных материалов (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.);

- консультацию студента на этапе оформления работы.

В процессе выполнения дипломной работы проводятся как индивидуальные, так и групповые консультации. Потребность в групповых консультациях возникает в тех случаях, когда у нескольких студентов встречаются общие затруднения (методика выбора литературы, справочного и архивного материала и т.д.) или когда при просмотре работ руководитель находит общие типичные ошибки.

На консультациях даются конкретные указания по преодолению встретившихся затруднений с отражением схематических решений типовых примеров. Консультации должны помогать развитию максимальной самостоятельности в работе, ее планомерности, продуманности и обоснованности. Руководитель не должен давать готовых решений или советов, а путем постановки наводящих вопросов и указания дополнительной литературы, помогать студенту-дипломнику понять допущенные им ошибки, найти правильный путь к решению возникших проблем. Следует подчеркнуть, что руководитель должен давать свои указания лишь после того, как будет убежден, что дипломник достаточно ознакомлен с данным вопросом и понял сущность последнего.

Содержание дипломной работы характеризует достигнутый уровень подготовки специалиста, умеющего самостоятельно выполнять расчеты, владеющего методами принятия решений и аналитическим инструментарием современного менеджмента, а также психологии и педагогики.

Процедура защиты ВКР проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК), с участием не менее двух третей ее состава.

Этапы подготовки и защиты дипломной работы

Подготовка дипломной работы и её защита включает сле­дующие этапы:

1.Выбор темы дипломной работы и утверждение её на заседании выпускающей кафедры;

2.Изучение литературы по теме и составление развернутого плана дипломной работы;

3.Написание первой главы дипломной работы, которая базируется на материалах изученной литературы;

4.Сбор и уточнение первичного материала на предприятии, выступившего базой преддипломной практики, проведение самостоятельного практического исследования;

5.Написание второй главы, которая основывается на материалах отчета по преддипломной практике;

6.Написание третьей главы, основанной на выводах, представленных в аналитической части диплома.

7.Доработка и оформление дипломной работы в целом с учетом замечаний научного руководителя;

8.Прохождение процедуры нормоконтроля;

9. Подготовка отзыва и оценка дипломной работы научным руководителем;

10.Получение допуска дипломной работы к защите и направления на внешнее рецензирование;

11.Получение рецензии внешнего эксперта;

12.Подготовка доклада и раздаточного материала для защиты дипломной работы;

13.Защита дипломной работы.

 

График выполнения дипломной работы

Дипломная работа выполняется и защищается студентом в соответствии с графиком, содержащим сведения об этапах работы и сроках выполнения заданий (прил. 1).

Содержание и даты исполнения этапов работы устанавливаются кафедрой на основании графика учебного процесса. График выполнения дипломной работы заполняется студентом совместно с научным руководителем сразу после утверждения темы дипломной работы и подписывается ими.

В случае серьезных отклонений от графика кафедра может принять решение о нецелесообразности допуска студента к публичной защите в ГАК.

 


II. ЭТАПЫВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Основными этапами выполнения дипломной работы являются:

- ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению дипломных работ;

- выбор и формулирование темы дипломной работы;

- конкретизация и определение проблемы, цели и задач исследования;

- определение объекта, предмета и места проведения исследования;

- подбор литературы, составление библиографического указателя по теме работы;

- составление аналитического обзора литературы и формулировка выводов (резюме), отражающих состояние изучаемой проблемы в соответствии с имеющимися литературными данными;

- выбор методов и методик исследования;

- сбор, анализ и оформление полученных материалов, формулирование выводов и предложений;

- написание и оформление дипломной работы, подготовка иллюстративного материала;

- подготовка дипломной работы к защите, составление доклада;

- обсуждение дипломной работы на кафедре и её рецензирование;

- защита дипломной работы.

 

2.1.Выбор и формулирование темы дипломной работы

 

Темы ВКР определяются и утверждаются на заседании кафедры Экономики труда и управления персонала УРГЭУ. Студенту может предоставляться право выбора темы ВКР в порядке, установленном вузом, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки ВКР студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Темы ВКР утверждаются на Ученом Совете факультета и оформляются приказом по факультету на основании письменного заявления студента с подписью руководителя.

Примерный перечень тем дипломных работ представлен в Приложении 1 настоящих методических указаний.

Во время обсуждения темы дипломной работы на кафедре проводится индивидуальная беседа со студентом. В ходе этой беседы руководитель студента-дипломника определяет степень подготовленности последнего к выполнению данного задания, рекомендует ему необходимую литературу и материалы, дает консультацию о порядке выполнения задания. В результате этой беседы может быть уточнена или выбрана студентом другая тема работы.

Еще при выборе темы нужно предусмотреть возможности получения эмпирического материала (доступность информации), разработки и реализации программы исследования, выработки реальных предложений для улучшения социально-экономических процессов и отношений на объекте исследования. При прочих равных условиях именно эти обстоятельства могут предопределить выбор темы.

Не рекомендуется выбирать одну и ту же тему двум и более студентам, даже проходящим преддипломную практику в различных предприятиях и учреждениях. В случае совпадения научных интересов дипломников ими могут быть освещены разные аспекты одной и той же проблемы.

Окончательная формулировка темы дипломной работы должна быть по возможности краткой, точной, соответствовать основному содержанию работы и отражать исследуемые проблемы. Степень раскрытия темы и соответствие содержания заявленной формулировке влияет на оценку дипломной работы.

При выборе темы студенту рекомендуется ознакомиться с примерной тематикой дипломных работ, которая ежегодно дополняется, уточняется и утверждается кафедрой, и направления научных исследований кафедры.

До представления темы дипломной работы на кафедре рекомендуется посетить организацию – объект исследования с целью уточнения заинтересованности организации в выполнении именно такого исследования, возможности сбора эмпирического материала, реализации предполагаемой программы исследования, для решения организационных моментов взаимодействия с организацией.

Выбор темы осуществляется в установленные кафедрой сроки. Студенты очной формы обучения выбирают тему в начале учебного года – ориентировочно в сентябре-октябре, студенты заочной и сокращенной формы - в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса, ориентировочно в мае-июне.

Выбранная тема утверждается в установленном порядке.

В случае необходимости изменения темы дипломной работы (причинами могут быть: смена базы практики, отсутствие исход­ной информации для подготовки практической части дипломного исследования, жесткое закрепление за студентом на предприятии определенного круга функций и т. п.) студент обязан сообщить об этом научному руководителю и явиться на заседание кафедры для переутверждения темы. Изменение и переутверждение темы возможно не позднее чем за два месяца до защиты.

 

Тема дипломной работы должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Отвечать задачам теоретической и практической подготовки будущего специалиста в сфере экономики труда и управления персоналом.

2. Учитывать направленность и проблематику здравоохранения.

3. Носить исследовательский характер.

 

2.2. Конкретизация и определение проблемы, цели и задач исследования

Проблема исследования – обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Для эффективности и результативности исследовательского процесса необходимо, чтобы тема и проблема исследования студента были актуальны и значимы для профиля профессии (специальности). При конкретизации и формулировании проблемы студент движется от общих положений и подходов в интересующей области к формулированию конкретной проблемы, поддающейся практическому изучению.

В ходе разработки проблемы исследователь должен обращать внимание на ее сущность (значимость для теории или практики), методологические аспекты ее изучения (каким образом следует исследовать эту проблему), практические вопросы (наличие необходимых для проведения исследования ресурсов) и этические стороны проблемы (возможно ли изучение проблемы/проведение исследования с этической точки зрения).

Формулировка цели исследования дипломной работы должна:

- позволить студенту более четко представить себе конечный результат исследования;

- информировать, какого характера основные результаты будут излагаться и обосновываться в данной работе.

Основные требования к формулированию цели дипломной работы:

1. Должна быть совокупностью вспомогательных вопросов, ответы на которые являются наиболее общими и существенными вспомогательными результатами.

2. Должна быть органично связанной с её заглавием и конкретизацией последнего и, в конечном итоге, детерминированной основным результатом проведенного исследования.

3. Должна ясно и однозначно формулироваться во введении.

Постановка задач облегчает процесс достижения цели исследования, так как задачи являются описанием конкретных действий, последовательно ведущих к получению намеченного результата (т.е. к достижению, реализации цели).

 

2.3. Определение объекта и предмета исследования

 

Объект исследования – это та часть объективной реальности, которую исследует ученый, а совокупность знаний об этом объекте и сам объект в процессе исследования – это предмет изучения (исследования).

Объектом исследования может быть процесс или явление, которые обусловили возникновение проблемной ситуации и избраны для изучения

Предметом исследования служит конкретная проблема в теме дипломной работы, которая находится в границах объекта исследования.

 

2.4. Подбор литературы для написания дипломной работы
и составление плана

Прежде чем приступить к работе с литературой и сбору практического материала, необходимо составить предварительный план с целью определения для себя структуры дипломной работы и приблизительного содержания каждого структурного звена последней. В этой связи, в первую очередь следует определить примерный перечень вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных главах (разделах) и параграфах дипломной работы, озаглавить их. Предварительный план дипломной работы должен быть согласован с руководителем, после чего студент может приступать к работе с литературой.

Для составления списка первоисточников обычно используют:

- электронные и традиционные каталоги крупных библиотек;

- специальные электронные базы данных;

- прикнижные и пристатейные списки литературы (в учебниках, монографиях, статьях);

- периодические издания по профилю (журналы, вестники, сборники научных трудов);

- законодательная база (законы, постановления, указы в определенной сфере);

- ресурсы Интернет.

Изучение литературы необходимо начинать с учебников и учебных пособий, нормативных актов; далее рекомендуется перейти к монографическим работам, затем – к изучению источников периодической печати и инструктивного материала. Такая последовательность изучения литературы студентом позволяет системно накапливать материал, идти от простого к сложному, от общего - к частному.

Для поиска по электронным каталогам библиотек, а также в электронных базах данных необходимо предварительно составить список ключевых слов, которые могут встречаться в названиях предполагаемых источников. Много информации о первоисточниках дает поиск в традиционных систематических каталогах библиотек. В библиотеках есть отделы новых поступлений, где можно почерпнуть информацию о самых последних изданиях.

Полезная информация может содержаться в статьях и материалах, опубликованных по проблематике исследования в периодической печати (журналах, газетах и др.). В периодических изданиях намного оперативнее отражаются некоторые последние научные достижения и разработки, чем, например, в учебниках и монографиях. Просматривая периодику, студенту следует знать, что в первом (или последнем) номере почти каждого журнала приводится перечень публикаций за предыдущий год. Чтобы не смотреть все номера за каждый год, он может воспользоваться этим и выиграть время.

Важной информацией для поиска первоисточников являются список литературы и сноски в статьях, учебной литературе, монографиях, диссертациях и авторефератах по схожей тематике (упоминавшиеся выше прикнижные и пристатейные списки литературы).

Студенту целесообразно уделять особое внимание литературе, изданной в течение последних пяти лет.

Изучение литературы на начальном этапе преследует конкретную цель - ознакомиться, в каком состоянии по материалам современной науки и практики находится проблема исследования, что сделано другими авторами в этом направлении, что еще недостаточно ясно, либо вообще не рассматривалось.

Начав сбор информации, необходимо целенаправленно формировать базу данных о литературных источниках, имеющих отношение к предстоящей работе. Для решения этой задачи могут применяться разные подходы - традиционные, новаторские и комбинированные.

Суть традиционного подхода состоит в том, что на каждую просмотренную книгу, монографию, учебник, статью заводятся учетная карточка, аналогичная той, которая оформляется библиографами. В учетную карточку, в соответствии с ГОСТ, необходимо вписывать фамилию и инициалы авторов, название работы и все выходные библиографические данные источника (место издания, издательство, год издания, количество страниц и др. (прил. 6)) для включения в дальнейшем этого источника в список литературы. С целью систематизации полученной информации по освоенным источникам на обороте карточек студенту целесообразно делать письменные выписки и рабочие записи с указанием страницы книги (журнала), на которой была найдена нужная информация.

Методика новаторского подхода к составлению базы литературных данных дает выигрыш во времени и экономию сил. Для этого студенту целесообразно совмещать ознакомление с первоисточниками с их копированием (ксерокопирование, электронное копирование) или распечаткой электронных ресурсов на принтере. В таком случае можно всегда иметь под рукой материал, с которым легче приступить к обдумыванию и составлению плана дипломной работы и написанию ее текста. При этом необходимо тщательно подписывать ксерокопию в соответствии с библиографическими требованиями оформления списка литературы - автор, название работы и остальные библиографические сведения (прил. 6).

Применяя описанный выше метод, в итоге можно получить хорошую подборку ксерокопий и распечаток по теме дипломной работы. Её можно дополнить также последними, созвучными с темой исследования, изданиями, посетив книжный магазин.

Сочетание традиционных и новаторских приемов к составлению базы литературных данных носит название комбинированного подхода.

Сделанные выписки и ксерокопии целесообразно систематизировать по проблемам или разделам, разложив, к примеру, в разные подписанные папки. Обеспеченность выписками (ксерокопиями) тех или иных глав (разделов) покажет, какие вопросы темы нужно осветить с достаточной полнотой, а какие - нет.

После просмотра всех возможных для использования печатных трудов и электронных баз данных, студент должен выбрать необходимые ему, то есть соответствующие избранной теме. При написании дипломной работы должно быть использовано достаточное количество литературных источников (не менее 30 наименований).

Самостоятельная работа при подборе литературы предполагает систематические консультации и обязательное согласование списка литературы с руководителем. В результате изучения литературы формируется представление о современном состоянии вопроса, устанавливаются имеющиеся противоречия и нерешенные задачи.

После изучения библиографических источников студент должен составить рабочий план дипломной работы. План определяет основное содержание работы. В нем должны быть отражены названия глав и параграфов, последовательно и логично вытекаю­щих друг из друга. Рассматриваемая тема должна логически уг­лубляться от одного параграфа к другому.

Практика написания дипломных работ показывает, что при составлении плана работы достаточно часто делаются четыре ошибки.

Первая из них - включение в качестве названия главы или параграфа формулировки, выходящей за рамки темы, что предпо­лагает нарушение логики. Например, в дипломной работе «Орга­низация материального стимулирования рабочих предприятия» в качестве одного из параграфов включают «Стимулирование пер­сонала в организации» (т. е. рассматривается не только материаль­ное стимулирование, но и все его виды, при этом в качестве объек­та стимулирования изучается весь персонал, а не только рабочие).

Вторая ошибка — выбор для изучения проблем, не раскрывающих тему. Например, в работу «Оптимизация структуры работников в деятельности по управлению персоналом» студент включает параграф о системе управления персоналом в целом, а не о месте в данной системе оптимизации структуры работников.

Третья ошибка – совпадение формулировок названий одной из составных частей с названием самой работы, что ведет к ненужности всех остальных составных частей. Например, в дипломной работе «Совершенствование организации труда продавцов предприятия розничной торговли» предлагается параграф «Совершенствование организации труда продавцов предприятия розничной торговли: направления, методы, субъекты».

Четвертая ошибка связана с тем, что рассматриваемые в теоретической первой главе вопросы затем в практических главах не рассматриваются. И наоборот, в практических главах подробно исследуются проблемы, не подкрепленные теорией в первой главе. Например, заявленные в первой главе в заголовке одного из параграфов виды стимулирования персонала в после-

дующем не изучаются во второй и третьей главах; предлагаемая в третьей главе методика оценки затрат на персонал не подкреплена соответствующими теоретическими основами.

 

2.5. Составление аналитического обзора литературы

 

Аналитический обзор литературы включает в себя определение и описание проблемы в целом и имеющиеся на сегодняшний день результаты ее решения (по материалам учебной и методической литературы, монографий, периодических изданий и нормативно-правовых документов). Главная задача обзора литературы — построение и обобщение информации с целью выделения проблемной области, в контексте которой будет проводиться исследование, а также научные предпосылки к проведению исследования.

Изложение материала в литературном обзоре не должно представлять собой набор выписок из прочитанных источников. Необходимо упорядочить их содержание определенным логическим образом, переходя от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов (по принципу «от общего к частному»).

Проанализировав современное состояние проблемы, в заключении следует обозначить круг вопросов, остающихся неразрешенными.

 

2.6. Выбор методов и методик исследования

 

В процессе изучения состояния рассматриваемой проблемы рекомендуется использовать общенаучную методологию исследования, основанную на системном и комплексном подходах, моделировании, экономико-математических методах и методах социологических исследований (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос и др.).

Состав конкретных методов исследования, используемых при написании дипломной работы, зависит от проблемы исследования (организация, кадры, маркетинг) и изучаемой функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль).

В зависимости от специфики решаемых задач могут быть использованы описательные методики, логические методы (сравнения, выделения «узких мест», ведущих звеньев), моделирование, исследование операций, эвристические методы и др.

С целью определения верного пути решения изучаемой проблемы, необходимо разработать максимально точный метод измерения или наблюдения исследуемых переменных.

 

2.7. Проведение исследований, обработка и анализ полученных результатов

Для уменьшения вероятности возникновения ошибок и недоразумений, сбор данных производится согласно предварительно разработанному плану, который четко определяет все процедуры сбора данных, представления исследования участникам, получения их согласия на участие, и, в случае необходимости, подготовку людей, проводящих сбор данных.

После сбора данных необходимо провести их обработку и анализ.

Выделяют два вида анализа данных:

- качественный, включающий в себя интеграцию и синтез повествовательной, нецифровой информации;

- количественный, включающий в себя широкий спектр статистических методов и процедур.

Анализ полученных данных должен быть завершен проведением интерпретации полученных результатов (процесс осмысления и определения значения результатов в более широком аспекте) и формулированием соответствующих выводов и предложений.


III. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Основными структурными элементами дипломной работы являются:

Титульный лист, на котором указываются наименование учебного заведения, факультета (отдела) и кафедры, фамилия, имя и отчество студента-дипломника; наименование темы; фамилия, имя и отчество руководителя, его ученое звание, ученая степень (прил. 2).

Содержание – указатель рубрик (заголовков), включающий в себя все разделы дипломной работы и страницы, на которых они расположены. В содержании рубрики должны точно соответствовать заголовкам текста, а расположение рубрик должно правильно отражать последовательность и соподчиненность их в тексте (прил. 3).

Введение – первая часть собственно дипломной работы, в которой дается оценка состояния исследуемого вопроса, указываются цель и задачи исследования, его новизна и актуальность. Цель и задачи должны быть четко сформулированы в контексте положения о том, что задачи решаются для достижения (реализации) цели.

Введение должно содержать:

- обоснование актуальности выбранной темы;

- цель и задачи исследования;

- практическую значимость исследования.

В главе I, посвященной анализу источников и литературы, дается обзор литературы, обязательно содержащий проведенный студентом анализ работ предыдущих исследователей по данной теме, заканчивающийся заключением. Так же глава может содержать теоретическое изучение поставленной в работе проблемы.

В последнем параграфе этой главы, посвященном материалам и методам исследования, приводятся объект и предмет исследования, подробно описываются методы исследования, включая статистические. При необходимости описываются специфические моменты в организации исследования, свя<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: