Упражнения для работы над углублением понимания прочитанного




Упражнения для развития мышления и речи младших школьников

  1. Раскладывание сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий (что было вначале, что потом). Постепенно от картинок можно перейти к явлениям окружающего мира, событиям.
  2. Установление причинно-следственных связей по картинкам, явлениям окружающего мира.
  3. Исключение четвертого лишнего на материале конкретных предметов, изображений, слов, понятий и т. д.
  4. Классификация. Умение классифицировать предметы, понятия, явления и т. д. актуально на протяжении всего обучения.
  5. Обобщение. От уровня сформированности обобщающих понятий во многом зависит успешность обучения вообще.

Понимание прочитанного формируется постепенно на уровне

  • слова
  • предложения
  • текста

Немаловажную роль играет правильность чтения. Ошибки, допускаемые детьми в период слогового чтения, препятствуют пониманию. Именно поэтому важно формировать технику чтения. Совершенствование умения читать стимулирует потребность в чтении, но эта потребность тормозится, если возникают трудности в смысловом восприятии текста.

Упражнения для работы над углублением понимания прочитанного

на уровне слова

  • Подбери синоним. (Например: милый — приятный, привлекательный).
  • Составь словосочетания с синонимами. (Например: милый друг, приятный собеседник, привлекательный человек).
  • Подбери антонимы. (Например: большой — маленький).
  • Составь словосочетания с антонимами. (Например: узкая тропинка, широкая дорога).
  • Составь словосочетания с многозначными словами. (Например: скрипичный ключ, ключ в замке, чистый ключ).
  • Найди лишнее слово. (Гора, горный, горевать, горец).
  • Объясни значение слова с помощью толкового словаря, с помощью контекста.
  • Выбери, что бывает, а чего не бывает. (Например:Лицо совы, стоит на подоконнике, большой синяк, плыть по песку, красивая женщина, дорога стоит и т. д.).
  • Прочти и подумай. (Например:Рак, рама, рана, работа, радио, радуга, ракета, ракетки, растение, нора, гора, гагара, баран, барабан, муравьи, жара, детвора), какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
    Какие слова обозначают один предмет, а какие — несколько?

на уровне предложения

  • Составь из слов предложение, не изменяя окончания слов. (Например:Веры, у, арбуз).
  • Составь из слов предложение изменяя окончания слов. (Например:Ветка, ворона, на, сидела).
  • Свяжи слова в предложении, изменяя, где необходимо, окончания, добавляя предлоги. (Например:Мы быстро шла узкая тропинке).
  • Прочитай предложения, восполняя окончания. (Например:После тепл__ летн__ дней наступил___ осенн___ холода).
  • Скажи о том же, но своими словами. (Например: В березовой роще далеко разлеталась звонкая соловьиная трель. В роще пел соловей).
  • Прочти, спроси, ответь. (Например: Папа и Володя поплыли на лодке ловить плотву. Кто…? Что сделали…? Зачем…?)
  • Отгадай загадку.

на уровне текста

  • Озаглавь текст своими словами, предложением из текста.
  • Подбери пословицу к тексту.
  • Поясни пословицу своими словами.
  • Прочти, расскажи, придумай сам. (Например: Была в лесу белка. Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке. По Л. Толстому).
  • Составь рассказ по картинкам.
  • Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь (Например: Один раз Володя и Коля увидели около своего дома галку с перебитым крылом. Она не могла летать, и мальчики взяли ее домой. Расскажи о том, что они сделали потом. Как галка подружилась с мальчиком? Как жила в их доме? Что с ней произошло?)
  • Прочти и сосчитай (Например: Сороки. К серой цапле на урок прилетело семь сорок. И из них лишь три сороки приготовили уроки. Сколько лодырей сорок прилетело на урок?).
  • Восстанови текст из фрагментов.
  • К какому жанру относится этот текст? Назови произведения этого жанра, которые ты прочитал.
  • Сравни басню и сказку, сказку и былину и т. д.
  • Нарисуй иллюстрацию к тексту.
  • Задай вопрос, на который в тексте есть ответ.
  • Подумай и скажи, с какой целью автор написал это произведение?
  • Задай вопросы к тексту, которые бы начинались со слов…

Немаловажную роль в понимании прочитанного играет так называемый прогноз чтения. По мере формирования техники чтения наши глаза фиксируют на строке не каждую букву, и даже не каждое слово. Если человек достаточно хорошо владеет навыками чтения, то на одной строке глаза фиксируют от 7 до 4 знаков, на основании которых человеческий мозг осмысливает прочитанное. Достаточно хорошо сформированный прогноз чтения позволяет многим (особенно студентам филологических факультетов) читать по диагонали и достаточно глубоко понимать прочитанное.
Чем выше уровень сформированности прогноза чтения, тем лучше человек читает.
А это значит, что помощь в формировании прогноза чтения весьма полезна каждому ребенку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: