Игры, упражнения, задания.




Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.

 

Развитие коммуникативных навыков.

- Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;

- разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;

- беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т.д.);

- наблюдения за погодными изменениями;

- совместное придумывание рассказов, сказок.

Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.

Развитие речевой моторики.

Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Статические подготовительные упражнения.

  1. «Блинчик».

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).

  1. «Иголочка».

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.

  1. «Чашечка».

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части), приняв форму «чашечки» - «кружечки».

  1. «Грибок».

Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать 15 сек.

Динамические подготовительные упражнения.

  1. «Часики».

Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.

  1. «Качели».

Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается (к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.

  1. «Лошадка».

Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.

  1. «Гармошка».

Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу, и не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.

Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.

 

Развитие мелкой моторики.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.

- Массаж руки: растирание, разминание и т.п.

- Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки), игры с мозаикой, конструктором и т.п.

- Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.

- Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

- Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка, та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т.д.

- Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» - санки, самокат, сапоги и т.п.

- Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т.д.

Развитие навыков словообразования, словоизменения. Развитие словарного запаса.

 

Игры, упражнения, задания.

 

«Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т.п.

«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т.п.

«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …

«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.

«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»

Юбка, колготки, футболка – одежда и т.д.

задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».

В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:

· подбор синонимов к изолированному слову;

· объяснение выбора слов в синонимическом ряду.

· замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».

· составление предложений со словами синонимического ряда;

· составление рассказа со словами синонимического ряда.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: