Статья 63 Закона об охране окружающей среды определяет, что государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Изданным в развитие указанной нормы постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 утверждено Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), согласно п. 1 которого экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ.
Следует отметить, что во исполнение ст. 23 Закона охране атмосферного воздуха, ст. 67 Земельного Кодекса, ст. 69 Лесного кодекса, ст. 78 Bодного кодекса, ст. 15 Закона о животном мире и норм ряда других законодательных актов постановлениями Правительства РФ утверждены процедуры осуществления мониторинга отдельных природных ресурсов. Среди таких документов можно назвать постановления Правительства РФ от 10.11.1996 № 1342 «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» и от 14.03.1997 № 307 «Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов».
При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:
· организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
· оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;
· информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;
· формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
· обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.
Осуществление государственного экологического мониторинга в рамках установленной компетенции возложено на:
• Министерство природных ресурсов РФ, которое является координатором этой деятельности;
• Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
• Федеральную службу земельного кадастра России;
• Министерство сельского хозяйства РФ;
• Государственный комитет РФ по рыболовству и другие федеральные органы исполнительной власти.
Закрепленному в ст. 11 и 12 Закона об охране окружающей среды праву граждан и общественных экологических объединений направлять обращения в органы государственной власти РФ и ее субъектов о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране корреспондирует обязанность соответствующих органов предоставлять такую информацию.
Правовые основы информационного обеспечения изложены в Федеральном законе от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10.01.2003), п. 3 ст. 10 которого запрещает относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие экологическую, санитарно-эпидемиологическую и иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом. Согласно ст. 12 Закона доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля, в том числе за состоянием экологии. Предусмотрено также, что перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.
Органы государственной власти обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Нарушение прав граждан на информационное обеспечение, в том числе путем отказа либо пре доставления недостоверной информации, может быть обжаловано в суде. Необходимая информация о состоянии окружающей среды формируется уполномоченными на то государственными органами как на основании организации собственного наблюдения, так и в результате получения ее от природопользователей. Как уже отмечалось, одной из целей проведения государственного мониторинга окружающей среды является обеспечение потребностей населения в достоверной информации. Статья 23 Закона об охране атмосферного воздуха среди целей проведения государственного мониторинга атмосферного воздуха называет, в том числе, обеспечение населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха. Для надлежащей реализации этой функции создана система органов государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, в которую входят:
• Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальные органы;
• Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы;
• Министерство здравоохранения РФ и подведомственные ему учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Названные органы строят свою деятельность на основании Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.08.2000 № 622.
В свою очередь ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха вменяет в обязанность граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.
На основании получаемой двумя названными путями информации пополняется Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, который представляет собой собранные в установленном порядке документы, отражающие информацию общего назначения и специализированную информацию. Эта сфера регламентируется Положением о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 № 1410.
Собственники водных объектов и водопользователи обязаны принимать участие в государственном мониторинге водных объектов
Согласно Водному кодексу мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной, региональной собственности, собственности муниципальных образований, физических и юридических лиц. Установлено, что собственники водных объектов обязаны вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, вести регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также представлять в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений. Порядок осуществления названных мероприятий установлен Министерством природных ресурсов Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 № 219).