Нравственное воспитание как система




Нравственное воспитание как система

1.Введение

"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса

становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им

нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно

принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о

должном воплощаются в реальных поступках и поведении". [1].

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет

одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека

от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе

исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует

уси­лий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание

материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на

реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей

для духовно-нравственного совершенствования челове­ка. В этом двуедином

процессе реальная возможность развития че­ловека как личности обеспечивается

всей совокупностью материаль­ных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не реша­ет задачу

формирования развитой личности. Необходима организация систематического,

базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития

личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой

этого развития.

Нравственное воспитание как система

Целевая ус­тановка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого

растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только

умственного развития детей, не только развития их творческих потенций,

умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и

развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности

к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни,

личностно-об­щественного становления, развития многообразных способностей,

центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных

отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой

деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если

отсутствует ее специальная организация, то вос­питательное воздействие на

ребенка оказывают наличные, традици­онно сложившиеся ее формы, результат

действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение

детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных

ориентиров, соответствующих требованиям конкрет­ного общества, но постепенно

средства и способы организации ста­новятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей ново­го круга

способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование

системы воспитания, способной организовывать эф­фективное функционирование

новых форм воспроизводящей деятель­ности. Развивающая роль системы

воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального

обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества пос­тоянного и

сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания,

преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая

практика преобразования сложив­шихся форм воспитания немыслима без опоры на

научно-теоретичес­кое психологическое знание закономерностей развития

ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует

опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воз­действия на

процесс развития, искажения его подлинной человечес­кой природы, техницизм в

подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребен­ка выражена в

тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса

воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие

воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и,

главное, уровень осуществле­ния, определяющий ее результативность, должны

быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся

образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого

использова­ния.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы

воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное

самовоспитание путем совершения самостоятельных и от­ветственных поступков.

Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот -

всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и

социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей,

подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под

определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработан­ных форм

и способов деятельности происходит дальнейшее развитие ­формирование

ориентации детей на определенные ценности, самостоятель­ности в решении

сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания -

самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми со­держания и целей

деятельности".

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего

человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста

и совершенствования нравственных и твор­ческих сил этого человека, через

построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка

находится в зача­точном состоянии или пока только составляет возможность,

превра­щается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять

развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в

соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает

требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя

цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С.Выготский, "учитель с научной точки зрения - только

организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее

взаимодействия с каждым учеником".

Такой подход к построению процесса воспитания - как активно­го

целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей

методологической установкой на оценку роли общества и места ге­нотипа

растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечествен­ных философов и

психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о

том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания

происходит действенная выработка программ социального поведения человека,

формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития

личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представ­ляет собой

пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и

результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные

общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму

себя в процессе целенапра­вленной деятельности. Именно в процессе

целенаправленно органи­зуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,

определяю­щая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами

виднейших своих представителей многократно про­возглашала эту истину. Так,

Л.Н.Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие в

"борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более того,

утверждение собствен­ной жизнью бытия этого "другого" становится

осуществлением разу­мения в межличностных отношениях и в итоге единственным

критери­ем нравственного прогресса. "...Допустив только возможность за­мены

стремления к своему благу стремлением к благу других су­ществ, - писал он

в трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того, что что это -

то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение

цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед

человечест­ва".

По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентри­ровался на борьбе

писателя с биологизацией жизнедеятельности че­ловека, с попыткой сведения

сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших - это его

нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию.

Задолго до появле­ния различных разновидностей фрейдизма и современных

социобиоло­гических теорий Л.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал

всю опасность искажения общественной сущности человека.

На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил пе­ред всем

человечеством чрезвычайно простой и одновременно архис­ложный вопрос: что же

происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его

жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение,

сострадание к чело­веку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой

смысл и значение? Что же такое эта самая "цивилизованность" современного

человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравствен­ного

сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения,

зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие

чудовищные формы примет в "массовом" сознании обывателя XX столетия эта

"эмансипированная" стихия "животности".

Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл проти­воречия

нравственного бытия человека современного общества, ука­зав, что главная

причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом

эгоизме, извратившем духовноцен­ностную природу познания.

Отвергая представление о существовании человека исключитель­но как

биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов,

писатель полностью не отрицал власть "природы" над человеком, а также не

возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на

деятельность его разума. Наоборот, писа­тель подчеркивал неоднократно, что

чрезмерная рационализация бы­тия человека ни в коей мере не приблизит его к

постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим

естест­вом и опираясь на него как на необходимое условие существования,

утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению

Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.

Обессмысливание представления о жизни, происходящее в ре­зультате полного

порабощения человека "плотью", служит, по Л.Н.Толстому, самым главным

препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как

освобождение из-под ее власти вновь возвращает его к самому себе как

духовному и нравственно­му, человеческому существу-Homo moralis. Это открытие

человека в себе бесконечности своей сущности, которая и становится

единс­твенным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть,

как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может стать

доступен каждому человеку.

Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспи­тания, среди

которых главной он считал формирование потребности принести благо другому,

однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения

этой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному

просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIII века. Данное

положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв

между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных

норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место бо­лее реалистичной,

хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как

такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравс­твенному

просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция

ребенка возникает не как итог некоторых "пе­дагогических воздействий" или

даже их системы, а в результате ор­ганизации общественной практики, в

которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания

личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на

воспроиз­ведение уже сложившегося социального характера. Такому типу

ор­ганизации соответствует приспособление педагогического процесса под уже

достигнутый уровень психического развития ребенка. По­добная организация

воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного

общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания

человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики ис­ходят из того,

что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского

развития", ориентируясь на его вче­рашний день, а должно соответствовать

"завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип

подхода к пси­хическому развитию личности как к управляемому процессу,

который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих

людей.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целе­направленное

построение и развитие системы задаваемой многопла­новой деятельности

ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего

развития". Это означает, что на опреде­ленном этапе развития ребенок может

продвигаться дальше не са­мостоятельно, но под руководством взрослых и в

сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне

самостоятельно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: