Назначение Церковного искусства




Церковное искусство.

Архимандрит Александр (Федоров)

 

08.09.2018

Пить кофе на лекции неприлично.

Нужно будет подключать проектор.

Теории будет не так много, больше истории. Сегодня поговорим о теории. История будет со слайдами. Будут какие-то промежуточные опросы. Как введение я предложу аппологию предмета, чтобы вы понимали, что и наш предмет имеет важное значение, а не просто прикладное. Церковь может существовать и без внешней красоты, но как только появляется возможность она расцветает. Материальная культура Церкви — это выражение ее учения и других аспектов ее жизни. Можно к искусству подходить и археологически, но нужно понимать

1) Разные истории жизни Церкви отражаются в искусстве и архитектуре.

2) Наличие священных образов свидетельствует об истинности боговоплощения. Прямая связь.

3) Богослужение — настоящее церковное искусство вытекает из Евхаристии, а все остальное это религиозные изображения.

4) Миссионерство — люди часто даже в музеях глядя на иконы обращались к Богу. Внешний аспект важен для человека делающего первый шаг в Церкви, поэтому важно уметь объяснять.

5) Практика — деятельность, связанная с ответственностью за храм. Нужно понимать, как устроен храм, как проводить в нем какие-то реставрационные работы, или строить храм, или размещать в нем росписи. Так же дипломатическая работа с людьми от государства — внешняя ответственность. Нужно действовать не по внешней указке, а уметь до внешних донести правильную позицию.

6) Апология Православия в связи с конкретными проявлениями живописи и архитектуры. Искусство наднационально, т.ж. и христианское, но реализуется в национальных и индивидуальных формах — общее выражается в частном. Но нужно отличать многообразие форм от явных кренов в сторону от Христианства. В Армении, первой принявшей христианство, еще до миланского эдикта, но через полтора века они ушли в монофизитство. Они продолжали строить прекрасные храмы, писать музыку и т.д., но у них оказались не развиты иконопись и стенопись, храмы строили в основном с пустыми стенами и часто только одной иконой на храм в алтаре. Армяне отрицают иконоборчество — это отражение монофизитства, нет понимания того, что такое священный образ, святых не пишут, а только Христа и Божью Матерь. Искусство — индикатор богословских кренов.

До разделения церквей искусство и на Востоке и на Западе носило одинаковый характер и стилистику, но по разделении на Западе все дальше уходили от канонических традиций, что в итоге привело к нач. 20 в. к разложению и упадку искусства на Западе. Так свобода в искусстве привела к разложению и сейчас это происходит в культуре и нравственной сфере. Наша культура сохранила и канонические традиции и реалистические. Излишняя эмоциональность в искусстве запада была первым индикатором.

Храмовое пространство начинается на окраинах города и весе должно вести к алтарю. Христианский храм это литургическое пространство, таинство в центре и община вокруг. Исламский храм не имеет такой ритмической направленности к центру, а некую скользящую форму, так как Бог у них далеко. Христианский храм вписывается в окружающее пространство, а исламские построены на контрасте. Поэтому нужно чувствовать эту грань христианства индикатором которой является искусство.

7) Общая культура. И познание, и созидание, восприятие мира, общение с людьми идет через искусство. Это общекультурный язык общения.

8) Творчество. Человек создан по образу Божиему. Бог обладает абсолютным творческим началом, а человек содержит его в себе так же и оно требует реализации.

 

Назначение Церковного искусства

И архитектура, и топография. Как строить город, храмовый комплекс, отдельный храм, интерьер, икона, богослужебные предметы. От больших и малых форм архитектуры к малым формам церковного искусства. Огромный объем информации нужно определенным образом логичесски организовать.

Наши источники:

— Памятники искусства (собственно предметы).

— Литературные (письменные) источники (экфразисы-описания памятников), подрядные листки.

— Иконографические источники (связанные с любыми изображениями).

Христианское искусство не просто пытается украсить мир, но преобразить этот мир. Это не магия, опыт соединения неба и земли, продолжение боговоплощения. Создаются вещи отражающие связь неба и земли. Искусство идет из храма, культура идет из культа. Искуство это и тексты и музыка, но мы изучаем видимые произведения.

У древних греков чем менее материально искусство, тем оно выше. Это ложный спиритуализм. Бог воплощаясь показал ценность материи. Многое в античном мире мы наполняем своим христианским смыслом, которого изначально там не было. Ветхозаветное восприятие сурово и предпочитает не изображать даже человека, как носителя образа неизобразимого Бога. Тем не менее Василиил сделал изображение херувимов с антропоморфными ликами и есть еще многое другое, что говорит в пользу изображений.

Господь воплотился, что привело к многообразию форм проявления Христианства. Все христианское искусство развивается из евхаристи, литургического пространства — это внешняя оболочка Евхаристии.

Символ. Современный язык затер значение этого слова, символ должен объединять. Симвало с гр. — значит объединяю. Образ родовое, широкое понятие, оно включает и символ. У древних были в основном подражательные образы (и в книгах и в скульптуре) — мимитическое искусство. В христианской культуре в ранний период наоборот все алегорично, иносказательно. Образность зрелого христианства символично. У древних при заключении соглшений делалось изображение которое делилось между сторонами, часто на глине и соединение этих половинок и называлось символом. Так в христианстве символ — это образ соединения земного и небесного. Евхаристия — это реальность, но она окружена символами. Святые Дары — реальность, а окружающее несет символическое значение. Так и икона символически изображает то, что было реальностью.

Успенский — богослов иконы, говорил, что символ в Церкви имеет две стороны в своем содержании: жертва Христова как константа и преображение мира, как результат.

Литургическое пространство. Евхаристия — во круг нее строится вся христианская жизнь. Это пространство можно поделить на уровни: антиминс, престол, алтарь, храм, обитель, город, ландшафт — и каждому уровню соответствует свой вид искусства. Древний Киев — вход в алтарь через благовещение на вратах, в храм под 13 куполов (апостольское благовестие), в город через золотые врата, с надвратным благовещенским храмом. Литургия многочисленна, но по сути одна, так и Литургическое пространство едино и всеобъемлюще.

Не нужно противопоставлять икону и картину, у каждой должно быть свое место. Нет такой жесткой грани между ними, но все должно быть уместно. Любой предмет ЦИ нужно рассматривать в разных контекстах и с разных сторон. Изучать внутреннюю структуру предмета, по содержанию, по пространственному расположению, от общего к частному. Материал и конструкция или техника. Стилистический аспект самый тонкий — пропорции, калорит, ритм, орнамент. Стиль не всегда целостное явление. Большой стиль может подчинить себе и законы живописи, но чаще это просто небольшие отличия. Тип (крестово купольный) и стиль (барокко) — это разные понятия.

Мы будем делить ЦИ хронологически и географически. Зарубежное в первом семестре, а наше во втором.

Азбука христианского искусства складывалась в дохристианском мире. Египет (3-1 тысячелетие до РХ), Греко римский мир и критомикенская цивилизация. Последняя эпоха античности — первая эпоха христианства. Раннехристианский период так же можно поделить на части: до 321 года, до падения Рима 471 год, а потом параллельно Византия и Запад.

— Наш учебник «Церковное искусство, как пространственно изобразительный комплекс» первая часть (для семинарского курса).

 

15.09.2018



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: