РСЧС: роль, задачи, режимы функционирования




ТЕМА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ. РСЧС

 

Система органов обеспечения безопасности в Российской Федерации и правовое регулирование их деятельности

РСЧС: роль, задачи, режимы функционирования

 

1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Системой обеспечения безопасности личности, общества и государства является совокупность взаимосвязанных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, общественных и иных организаций, отдельных граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также нормативные акты, регламентирующие отношения в данной сфере (рис. 1). Правовую основу обеспечения безопасности в России определяют: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности», иные законы и нормативные акты РФ, регулирующие отношения

 
 

 


ЦЕЛИ:
• Предупреждение
• Предотвращение
• Выявление
• Пресечение УГРОЗ • Нейтрализация
• Локализация
• Отражение
• Уничтожение

 
 
ЗАДАЧИ

 

 


Рис. 1. Система обеспечения безопасности

в области безопасности; нормативные акты субъектов Российской Федерации, международные договоры и соглашения. Силы, посредством которых обеспечивается безопасность в Российской Федерации, включают в себя: Вооруженные силы; федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговую службу, таможенные органы и ряд других.

Для реализации задач безопасности принимаются конкретные меры, раскрытые в Концепции национальной безопасности России и в иных нормативно-правовых актах. Концепция является основополагающим нормативным документом, на основании которого разрабатываются программы обеспечения всех видов безопасности. Главным субъектом обеспечения безопасности выступает государственная власть, представленная органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Высший законодательный орган государства:

- определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;

- разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;

- устанавливает порядок организации и деятельности государственных органов, принимающих участие в обеспечении безопасности;

- осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;

- определяет бюджетное финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности;

- ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности.

Органы исполнительной власти:

- обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

- реализуют государственные программы обеспечения безопасности;

- осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

- в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

- обеспечивают защиту конституционного строя Российской Федерации;

- осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

- предоставляют судебную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности. Президент совместно с высшим законодательным органом государства:

- определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;

- контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

- принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

- отчитывается перед высшим законодательным органом государства об уровне обеспечения безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, подготавливающим решения Президента РФ по вопросам безопасности и проведения единой государственной политики в этой сфере. Совет Безопасности РФ:

- определяет жизненно важные интересы личности, общества и государства, внутренние и внешние угрозы объектам безопасности;

- разрабатывает основные направления стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организует подготовку соответствующих федеральных программ;

- готовит рекомендации Президенту РФ по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

- готовит оперативные решения по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным негативным последствиям;

- разрабатывает предложения по реформированию существующих или созданию новых органов, обеспечивающих безопасность;

- рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности и соответствующие законопроекты;

- готовит проекты указов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности;

- контролирует реализацию стратегии обеспечения безопасности органами исполнительной власти РФ;

- рассматривает вопросы создания сил и средств обеспечения безопасности, контроля за ними, их поддержания в состоянии готовности;

- организует разработку целевых федеральных программ в области безопасности и оценку их эффективности.

Государственные правоохранительные органы обеспечения охраны порядка и безопасности — это государственные органы, осуществляющие специализированную деятельность для защиты прав и свобод личности, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.

Каждый правоохранительный орган наделен особой исключительной компетенцией, например только органы прокуратуры являются высшей надзорной инстанцией. Объединяет многие правоохранительные органы право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, предварительного следствия и дознания.

Правоохранительная деятельность представляется как властно-организующая деятельность компетентных правоохранительных органов и их должностных лиц в соответствии с законодательными нормами, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности, правопорядка, безопасности в обществе.

Правоохранительные органы наделены государственно-властными полномочиями; именно государство устанавливает систему юридических норм, методы и способы правовой охраны общественных отношений.

Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, которые отличают ее от других видов деятельности, а именно:

- она осуществляется только с помощью юридических мер воздействия (меры правового принуждения и взыскания — санкции, регламентированные законом);

- она реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур (например, судебное заседание состоит из набора процессуальных действий, соответствующих закону);

- ее реализация возлагается на специально создаваемые государственные органы.

Правоохранительная деятельность весьма разнообразна в силу выполняемых ею социальных функций, содержание которых определяется основными направлениями данного вида активности государства. Основные направления (функции) деятельности правоохранительных органов:

- конституционный контроль (устранение нарушений конституционных предписаний);

- осуществление правосудия и судебный контроль (справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, административных, арбитражных дел и исполнение судебных актов — постановлений, определений);

- прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона, прав и свобод человека и гражданина с помощью средств прокурорского реагирования);

- выявление и расследование преступлений и правонарушений;

- организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений;

- оказание юридической помощи и предоставление обвиняемым защиты по уголовным делам.

Для их выполнения существуют конкретные государственные правоохранительные органы и негосударственные правоохранительные организации.

В число правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность РФ, входят органы внутренних дел РФ — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности. Органы внутренних дел занимают одно из основных мест в правоохранительной системе Российской Федерации, так как выполняют значительный объем работы по охране законных интересов физических и юридических лиц, борьбе с преступностью и другими правонарушениями.

В соответствии с законом на органы внутренних дел возложены следующие обязанности:

- разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина;

- защита объектов независимо от форм собственности;

- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

- руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;

- организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, и по иным обстоятельствам;

- совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция РФ, Закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1.03.2011 г. № 248, и иные нормативно-правовые акты.

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации являются органы Федеральной службы безопасности.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая свою деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства в соответствии с законом.

Правовую основу деятельности Федеральной службы безопасности РФ составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ, Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 11.08.2003 г. № 960, и другие законы и нормативные акты.

Деятельность органов ФСБ основана на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы ФСБ и централизованного управления ею, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Основные направления деятельности органов ФСБ:

- контрразведывательная деятельность;

- борьба с преступностью и террористической деятельностью;

- разведывательная деятельность;

- пограничная деятельность;

- обеспечение информационной безопасности.

Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы. Надзор за исполнением органами ФСБ законов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Органы внешней разведки это совокупность специальных государственных органов, уполномоченных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

Органы внешней разведки занимаются разведывательной деятельностью, которая заключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.

Свою деятельность органы внешней разведки реализуют на основании Конституции РФ, Федерального закона «О внешней разведке» от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ и иных правовых актов. Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют Президент РФ и Федеральное собрание РФ.

Цели разведывательной деятельности:

- обеспечение Президента РФ, Федерального собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

- обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики государства в сфере безопасности;

- содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Функции разведывательной деятельности возлагаются на Службу внешней разведки РФ, орган внешней разведки Министерства обороны РФ, а также на ФСБ России. Общее руководство всеми органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Кроме того, за их деятельностью установлен парламентский контроль. Надзор за соблюдением законности органами внешней разведки РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Государственную охрану осуществляют особые федеральные органы государственной власти. При этом применяются правовые, организационные, собственно охранные, режимные, технические меры. Деятельность федеральных органов государственной охраны регулируется Федеральным законом «О государственной охране» от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ и иными нормативными актами. Объектами государственной охраны являются: Президент РФ; лица, замещающие государственные должности РФ; федеральные государственные служащие; главы иностранных государств и правительств и иные государственные, политические и общественные деятели иностранных государств во время пребывания на территории РФ. Охране подлежат также здания и сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, и прилегающие к ним территории и акватории.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) — это специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий в пределах своей компетенции:

- противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

- осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации в международных организациях по указанным вопросам.

Деятельность ФСКН регламентируется Конституцией РФ, Указом Президента РФ «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 06.06.2003 г. № 624, Указом Президента РФ «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 05.06.2003 г. № 613, Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ и иными нормативными актами.

Таможенные органы РФ осуществляют защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. На них возложена реализация задач таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу» (ст. 1 Таможенного кодекса РФ).

Составляющей правоохранительных органов являются органы юстиции. Министерство юстиции Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в области юстиции, а также координирующий деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Правовое регламентирование деятельности Министерства осуществляется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ, Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313, и другими нормативно-правовыми актами. Руководство Министерством юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Правительство РФ занимается координацией деятельности Минюста России.

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Судебная власть — это вид государственной деятельности специально уполномоченных органов (суд, судья) по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров хозяйствующих субъектов (юридических лиц), осуществляемый путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Этот вид правоохранительной деятельности регламентируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ и другими.

Положения Конституции РФ устанавливают наличие судебной системы, но не определяют ее состава. Последний прописан в ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. В этой же статье приводится исчерпывающий перечень федеральных судов:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ч. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Деятельность органов прокуратуры определяют Конституция РФ, Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 и другие нормативно-правовые акты.

Прокурорский надзор, его предмет и пределы, полномочия прокурора, формы и средства устранения нарушений закона характеризуются рядом специфических признаков, отличающих их от методов контроля за законностью со стороны иных государственных органов.

• Прокурорский надзор имеет самые широкие надзорные полномочия, которыми не обладает никакой другой государственный орган. Он распространяется на все министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также на должностных лиц.

• Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением абсолютно всех законов, а также издаваемых на их основе правовых актов.

• Прокурорский надзор не распространяется на органы судебной власти и отдельных граждан (физических лиц).

• Прокурор при осуществлении надзора не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность (за исключением случаев расследования преступлений).

• Прокурор не обладает административной властью и не управляет поднадзорными ему организациями.

Прокуратура в соответствии с правовыми нормами проводит уголовное преследование, координирует работу правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает судебные решения, принимает участие в правотворческой деятельности.

Нотариат в Российской Федерации — это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем. Правовыми актами, регламентирующими деятельность нотариата, являются Конституция РФ, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1 (в ред. от 02.11.2004 г.).

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы — должностные лица, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией. Охрана прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется нотариусом посредством совершения нотариальных действий, перечень которых, приведенный в Основах законодательства РФ о нотариате, не является исчерпывающим.

Адвокатура в Российской Федерации — это добровольное самоуправляемое объединение (сообщество) юристов-профессионалов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам. В соответствии с п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера­ции» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) Рос­сийской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти, в соответствии с нормативно-правовыми актами осуществляющий государственную политику по надзору и контролю в сфере граж­данской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В его основные задачи входят:

- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- руководство гражданской обороной (ГО), войсками ГО, поисково-спасательными службами МЧС России;

- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий независимо от их организационно-правовых форм;

- сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмен ею;

- надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление в установленном порядке международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от ЧС, оказание гуманитарной помощи.

2. РСЧС: РОЛЬ, ЗАДАЧИ, РЕЖИМЫФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС)создана в 1992 г. с целью координации деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характеров.

Она должна предупреждать ЧС, а в случае их возникновения в мирное и военное время – ликвидировать последствия; обеспечивать безопасность населения; защищать окружающую среду и уменьшать ущерб народному хозяйству.

Иначе говоря,РСЧС предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства.

В настоящее время она действует (функционирует) в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Основная цель РСЧС – объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

Основные задачи РСЧС:

1) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких ситуациях;

3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

5) подготовка населения к действиям при ЧС;

6) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

7) ликвидация ЧС;

8) осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

9) реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

10) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС базируется на нескольких постулатах:

1) признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

2) соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;

3) приоритет профилактической работе;

4) комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

5) построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

1) федеральный,

2) региональный (несколько субъектов РФ),

3) территориальный (территория субъекта РФ),

4) местный (район, город),

5) объектовый (организация, предприятие).

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий.

Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ.

Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Силы и средства системы РСЧС подразделяются на:

1) силы и средства наблюдения и контроля;

2) силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1) Режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.

2) Режим повышенной готовности – функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.

3) Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает:

1) Правительство РФ,

2) МЧС России

3) или соответствующие комиссии по ЧС.


 
 

Рис. 1. Структура РСЧС

 


Территориально в структуре МЧС России 85 главных управлений в субъектах РФ и 8 региональных

центров:

1) Центральный (Москва);

2) Северо-Западный (Санкт-Петербург);

3) Южный (Ростов на Дону);

4) Северо-Кавказский (Пятигорск);

5) Приволжский (Нижний Новгород);

6) Уральский (Екатеринбург);

7) Сибирский (Красноярск);

8) Дальневосточный (Хабаровск)

 

 

 

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Контрольные вопросы и задания

1. Что включает в себя система безопасности, каковы ее цели и задачи?

2. Назовите правовые источники, регулирующие вопросы обеспечения безопасности в Российской Федерации.

3. Назовите основные положения Федерального закона «О безопасности».

4. Каким образом различные ветви власти участвуют в обеспечении безопасности государства согласно Концепции национальной безопасности РФ?

5. Перечислите и охарактеризуйте государственные правоохранительные органы, обеспечивающие безопасность в РФ.

6. Какова основная цель создания РСЧС?

7. Назовите основные постулаты, на которых базируется РСЧС.

8. Перечислите организационные уровни и подсистемы РСЧС.

9. Назовите режимы, в которых действует РСЧС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: