Выполнение работы проверил(а)




___________________________

Дата_____________

Лабораторная работа № 3

“ Реакции с изменением степени окисления элементов”.

 

Опыт 1. Восстановительные свойства соединений олова (II).

Внести в пробирку по 2 - 3 капли растворов хлорида железа (III) и гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(СN)6]. Отметить окраску раствора и добавить к нему несколько капель раствора хлорида олова (II). Окрашивание раствора в интенсивно синий цвет обусловлено появлением ионов Fе2+, образующих с K3[Fe(CN)6] синий осадок. Хлорид олова (II) при этом переходит в хлорид олова (IV).

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции взаимодействия SnCl2 с FeCl3.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

2. Окислителем или восстановителем является ион Sn2+ в этой
реакции?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 2. Изменение окислительно-восстановительных свойств атомов элементов с изменением степени их окисления.

а) Провести исследование на примере соединений серы.

В три пробирки внести по 3 капли раствора перманганата калия и 2 н раствора уксусной кислоты (для создания в раство­ре кислой среды). В одну пробирку прибавить 3 капли свежеп­риготовленной сероводородной воды, во вторую - несколько кристалликов сульфита натрия, в третью - 3 капли концентрирован­ной серной кислоты (плотностью 1,84 г/см3).

ЗАДАНИЕ:

1. Написать все уравнения реакций, учитывая, что перманганат
калия переходит в кислой среде в соль марганца (II).

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Окислительные или восстановительные свойства проявляли
соединения серы в проведенных реакциях?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Почему не обесцветился перманганат калия в одной из проби­рок?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Исследовать, взаимодействуют ли H2S и H2SO4 с иодидом калия.

Для этого взять в две пробирки по 3 капли иодида калия. В одну пробирку прибавить 2 - 3 капли концентрированной серной кислоты, в другую - столько же сероводородной воды.

Чтобы доказать, что пожелтение раствора вызвано появлени­ем йода, прибавить к нему 2 - 3 капли свежеприготовленного раст­вора крахмала и наблюдать посинение последнего.

 

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать все уравнения реакций.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 

 

2. Почему не выделяется йод в одной из пробирок?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Сделать общий вывод об изменении окислительно-восстановительных свойств серы с изменением ее степени окисления.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 3. Реакции диспропорционирования на примере сульфита натрия и брома.

а) Реакция диспропорционирования сульфита натрия

В две пробирки поместить по 2 - 3 кристаллика сульфита натрия. Одну пробирку оставить в качестве контрольной. Вторую нагревать в течении 5 - 6 минут. Дать пробирки остыть. В обе пробирки внести по 5 - 6 капель дистиллированной воды, размешать стеклянными палочками до растворения солей, находящихся в пробирках. Добавить в каждую пробирку по 2 - 3 капли раствора сульфа­та меди (II). Отметить окраску осадков в обеих пробирках.

 

 

ЗАДАНИЕ:

 

1. Как объяснить различные окраски?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Черный осадок, полученный во второй пробирки, представляет собой сульфид меди. Какой продукт прокаливания сульфита натрия с сульфатом меди дал этот осадок?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать уравнение реакции разложения сульфита натрия,
учитывая, что вторым продуктом прокаливания является
сульфат натрия.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

4. Как изменялась степень окисления серы в данной реакции?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

5. Для каких степеней окисления серы возможны реакции диспропорционирования?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Реакция диспропорционирования брома

Внести в пробирку 5 - 7 капель бромной воды и добавить к ней по каплям 2 н раствор щелочи до обесцвечивания раствора.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции взаимодействия брома со щелочью,
учитывая, что при этом получаются соли бромоводородной и
бромноватистой HВrO кислот.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

2. Указать как изменяется степень окисления брома.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Какие реакции называются реакциями диспропорционирования?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 4. Внутримолекулярная окислительно-восстано­вительная реакция на примере разложения нитрата меди.

Поместить в пробирку несколько кристалликов нитрата меди Cu(NO3)2 • 3H2O, осторожно нагреть маленьким пламенем спиртов­ки.

Наблюдать изменение цвета взятий соли и выделение газов.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции разложения нитрата меди, учитывая,
что продуктами реакции являются оксид меди, оксид азота (IV) и кислород.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

2. Указать окислитель и восстановитель в молекуле нитрата меди.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Составить схему перехода электронов.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 5. Влияние рН среды на протекание окисли­тельно-восстановительных процессов на примере KМnO4.

В три пробирки внести по 3 - 4 капли раствора перманганата калия. В одну пробирку добавить 2 - 3 капли 2 н раствора серной кислоты, во вторую - столько же воды, в третью - такое же количество раствора щелочи. Во все три пробирки внести по два микрошпателя кристаллического нитрита калия и перемешать растворы до полного растворения кристаллов. Через 3 - 4 мин отметить измене­ние окраски раствора во всех трех случаях.

Соединения марганца в различных степенях его окисления имеют характерные окраски: ион MnO4- имеет фиолетовую окраску, ион MnO42- - зеленую, ион Mn2+ - слабо-розовую, а при малой концентрации практически бесцветен. Оксид марганца (IV) и его гидроксид являются труднорастворимыми веществами бурого цвета. В кислой среде могут выделяться газообразные оксиды азота, которые являются продуктами побочно протекающей реакции взаимо­действия нитрита калия с серной кислотой.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнения реакций восстановления перманганата калия
нитритом калия в кислой, нейтральной и щелочной средах.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 
 
 
 
 
 
 

2. До какой степени окисления восстанавливается перманганат ка­лия в растворах, имеющих рН < 7, рН = 7, рН > 7?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Сколько окислительных эквивалентов содержится в 1 моль KMnO4 в каждом из этих случаев?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Опыт 6. Окислительные и восстановительные свойства пероксидов.

а) Диспропорционирование пероксида водорода

В пробирку с несколькими каплями пероксида водорода прибавить 2 н раствор серной кислоты. Какой газ выделяется?

 

ЗАДАНИЕ:

1. Составить схему реакции диспропорционирования пероксида водорода с образованием кислорода и вода.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Подобрать коэффициенты методом полуреакций:

a) Для реакции восстановления пероксида водорода (H2O2 - окислитель):

Н2O2 + 2H+ + 2ẽ = 2Н2O

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

b) Для рeакции окисления пероксида водорода (H2O2 - восстановитель):

Н2O2 - 2ẽ = O2 + 2Н+

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

б) Взаимодействие пероксида водорода с иодидом калия

К раствору иодида калия, подкисленному серной кислотой, прибавить 1 - 2 капли раствора пероксида водорода. Для какого вещества характерна появившаяся окраска раствора?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

2. Окислителем или восстановителем являлся в ней пероксид
водорода?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

в) Взаимодействие пероксида бария с перманганатом калия

В пробирку с несколькими каплями перманганата калия внести 1-2 микрошпателя пероксида бария ВаС2. Как изменился цвет раствора? Какой выделяется газ?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции, учитывая, что выделяющиеся коричневые хлопья представляют собой оксид марганца (IV).

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

2. Окислительные или восстановительные свойства проявляет в
данной реакции пероксид бария?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Написать графические формулы оксида марганца (IV) и перок­сида бария.

 

Формулы  

 

Опыт 7. Органические вещества в окислительно-восстановительных реакциях.

а) Восстановление дихромата калия спиртом

В пробирку с раствором дихромата калия K2Cr2O7 (5 - 6 ка­пель) внести 2 - 3 капли концентрированней серной кислоты плот­ностью 1,84 г/см3 и 4 - 5 капель этилового спирта С2Н5ОН. Отметить изменение цвета раствора и появление специфического "яблочного" запаха, присущего уксусному альдегиду (ацетальдегид) СН3СНO.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции, учитывая, что хром (IV) пере­шел в хром (III).

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

 

б) Восстановление аммиачного раствора нитрата серебра формальдегидом

Внести в пробирку 4 - 5 капель раствора нитрата серебра и прибавить 3 - 5 капель 2 н раствора аммиака, встряхивая пробирку после прибавления каждой капли до растворения выпавшего осадка Ag2O (избытка NH3 избегать!). К полученному прозрачному раствору прибавить 10%-ного раствора формальдегида (альдегид муравьиной кислоты НСНО) в объеме, равном суммарному объему нитрата серебра и раствора аммиака, находящихся в пробирке. Перемешать раствор и поставить пробирку на водяную баню. Через 2 - 3 мин вынуть пробирку из водяной бани, вылить из нее раствор и ополоснуть водой из промывалки. Отметить на внутрен­них стенках пробирки, соприкасающихся с раствором, образование серебряного зеркала.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции, считая, что формальдегид, взаимодействуя с оксидом серебра, окисляется с образованием муравьиной кислоты НСООН.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

 

в) Восстановление KMnO4 щавелевой кислотой

Внести в пробирку по 5 - 6 капель раствора щавелевой кислоты Н2C2O4 и 2 н раствора хлороводородной кислоты. Подогреть раствор до 70 - 80ºС, с помощью спиртовки и прибавить несколько капель раствора перманганата калия, встряхивая раствор после добавления каждой капли. Наблюдать обесцвечивание перманганата калия, обусловленное восстановлением его до марганца (II), а также выделение оксида углерода (IV), до которого окисляется щавелевая кислота.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Написать уравнение реакции.

 

Уравнения реакций: Наблюдения:
   
 
 

 

2. Сколько электронов отдает молекула щавелевой кислоты?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: