ВЫВЕШИВАЕМ ТРЕТЬЮ ЧАСТЬ СТРЕЛКИ - КОММЕНТИРУЕМ




ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

ВОПРОСЫСТУДЕНТАМ:

- Сколько дней длится лагерная смена?

- Какие периоды мы бы выделили?

- Что происходит в эти периоды?

 

Смена в ДОЛ делится на периоды:

1. Организационный период (2-3 дня)

2. Основной период

3. Итоговый период (2 дня)

ВЫВЕШИВАЕМ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ СТРЕЛКИ - КОММЕНТИРУЕМ

Организационный период

Оргпериод — это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Конечно, для одних детей этот переход происходит легко, почти незаметно, для других — этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня жизнь в лагере станет привычной и приятной, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

РАБОТАЕМ В ДИАЛОГЕ СО СТУДЕНТАМИ – ФОРМИРУЕМ ЗАДАЧИ ОРГПЕРИОДА

Задачи организационного периода

Для ребенка важно Для педагога важно
- Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания. - Научиться ориентироваться в лагере. - Узнать план смены. - Сориентироваться в режимных моментах. - Почувствовать себя нужным, быть принятым в коллективе сверстниками и взрослыми. - Определить свое место (статус) в коллективе. - Сформировать умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов. - Сформировать чувство «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу. - Запомнить имена всех детей. - Выявить лидера. - Выявить интересы детей. - Сплочение коллектива. - Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда. - Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований). - Выстроить работу с напарником:формирование групповых норм, ценностей и традиций. - Обеспечить детям чувства защищенности, самостоятельности.

 

Дела, которые вы можете провести в начале смены:

1. Мероприятия на знакомство и целеполагание

2. Тропа доверия

3. КВЧГ (кто во что горазд), чтобы узнать таланты ребят

4. Огонек знакомств

5. Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»

6. Операция «Вперед, спасатели!» — по «спасению» территории вокруг корпуса от мусора.

7. Конкурс на самого быстрого «шнуровальщика» ботинок.

8. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.

9. Выпуск газеты-аппликации «Это мы!».

10. Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и прыжками.

11. Музыкальный час с разучиванием первых песен.

12. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки.

13. Оформление первых страниц бортжурнала «День за днем».

14. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.

15. Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров и утверждению плана дел на смену.

 

ВЫВЕШИВАЕМ ВТОРУЮ ЧАСТЬ СТРЕЛКИ - КОММЕНТИРУЕМ

Основной период

ВОПРОСЫСТУДЕНТАМ:

- Для чего ребенок едет в лагерь?

НА ОТВЕТ ЧТОБЫОТДОХНУТЬ СПРАШИВАЕМ, А ЧТО ТАКОЕ ОТДЫХ?

¾ Организация разнообразной деятельности для самореализации ребенка.

¾ Оздоровление детей

 

Основной период делиться на три этапа.

I. Этап делового сотрудничества. Главная потребность ребят на этом этапе реализовать себя в отряде.

Задачи педагога:

1) Забота друг о друге.

2) Реализация ребенка через общественные отношения.

3) Деятельность должна быть интересной, соответствовать возрастным особенностям или проводиться по возрастным подгруппам.

4) Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности.

5) Давайте оценки, определяйте места, подсчитывайте баллы. Но помните: победителями должны быть все.

6) Подводя итоги дня, мероприятия, обязательно отмечайте успехи и неудачи (как общие в отряде, так и у отдельных ребят).

II. Этап скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие — нет. Чаще возникает конфликт перспектив. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий.

Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:

¾ Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения.

¾ Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.

¾ Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.

¾ Способствовать успеху деятельности.

III. Этап морально-волевого напряжения. Главная потребность детей — преодолеть существование в отряде разобщения.

Задачи:

1) Укрепить единство в отряде.

2) Оказать помощь организационно и творчески усилиям в общей деятельности.

3) Деятельность должна быть обязательно коллективной, творческой, личностно и общественно значимой, подчеркивающей единство отряда.

IV. Этап творческого союза. Главная характеристика — желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.

Задачи:

1) Поддерживать организационно-творческих лидеров и содействовать их утверждению.

2) Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности.

Задачи основного периода

Для ребенка важно Для педагога важно
- Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. - Бодро пересечь «экватор» смены. - Участвовать в межотрядных и дружинных делах. - Реализовать собственные идеи. - Самореализоваться, как личность. - Чему-то научиться. - Отдохнуть. - Дышать свежим воздухом. - Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. - Проявить свою самостоятельность. - Возможность проявить себя лидером (дежком). - Мотивировать детей на активное участие в смене. - Дать возможность каждому ребенку реализоваться. - Сплотить отряд. - Обсуждать проведенные дела с детьми, учить анализировать собственную деятельность, делать самоанализ. - Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. - Заложить основы самоуправления. - Создание положительного эмоционального настроя. - Поддержание положительного эмоционального настроя. - Стремиться увеличить время пребывания детей на природе.

 

Дела, которые вы можете провести в основный период:

1. Спортивные игры.

2. Тренинги, групповое взаимодействие («Кораблекрушение» и др.).

3. Ролевые игры на сплочение («Ночь Триффидов» и др.).

4. Творческие игры (Конкурс актерского мастерства, «Солнечный денек», «Шоу без комплексов», «Кинофестиваль», «Крестики-нолики» и др.).

5. Интеллектуальные игры («Интеллектуальное казино», «Интеллектуальный ринг», «Логическая рулетка» и др.).

6. Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход «Экологическая тропа», разные этапы туристических соревнований и др.).

7. Огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.

8. Тематические дни («День девочек», «День вежливости», «День Нептуна», «День самоуправления» и т.д.).

 

ВЫВЕШИВАЕМ ТРЕТЬЮ ЧАСТЬ СТРЕЛКИ - КОММЕНТИРУЕМ

Итоговый период

Итоговый период — заключительный период смены, в процессе которого происходит рефлексия и реадаптация детей.

Задачи итогового периода

Для ребенка важно Для педагога важно
- Не потерять новых друзей в городе. - Получить одобрение за свой труд. - Услышать как можно больше теплых слов. - Построить ближайшую перспективу на жизнь в городе. - Подвести итоги смены. - Закрепить приобретенные знания и умения (общаться, сотрудничать и т.д.). - Подвести итоги смены с детьми. - Проанализировать смену с напарником. - Построить планы на будущее. - Оформить итоги смены. - Настроить детей на оптимистический лад.

 

Дела, которые можно провести в итоговый период:

1. Итоговые огоньки (для отряда, для лагеря).

2. Итоговый сбор с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?

3. Анкетирование.

4. Костер.

5. Награждение детей по номинациям в отрядах, подведение итогов отрядных конкурсов.

6. Музыкальные вечера.

7. Гала-концерт.

8. День Ангела Хранителя.

 

По содержанию мероприятий смена может быть:

· Линейной (дни очень насыщенны, но не связаны одной общей идеей),

Заполняем мероприятиями готовую план-сетку. После этого выводим законы:

А) Чередование мероприятий требующих и не требующих подготовки

Б) Чередование мероприятий разных направленностей: творческое, спортивное, интеллектуальное и т.д.

 

· Тематической (все дни подчинены общей идее – любви к Родине – смена «Моя Россия», преодолению испытаний - смена «Таежный герой», развитию толерантности – смена «Вокруг света за 21 день», «Диалог»),

 

Придумываем мероприятия для готовой план-сетки

 

· Ролевой (вся смена – это игра, где каждый вожатый и ребенок играет свою роль – Хоббитские игры; смены по произведениям о Гарри Поттере и др.).

Придумываем сюжет, героев, названия местам


ЗДЕСЬ ОСТАВИТЬ ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ И РЕЖИМНЫЕ – ПУСТЬ РЕБЯТА ВСТАВЯТ ОТРЯДНЫЕ ОРГПЕРИОДА!!!

Примерный план работы на первые три дня смены

День

9.00 Встреча вожатых.

9.45 Встреча детей.

10.15 Выход на платформу. Посадка.

Во время поездки (можно и нужно): сверить детей по списку; поиграть в игры на знакомство; придумать кричалки; попеть песни; рассказать о лагере; провести анкетирование; познакомить с традициями и законами лагеря.

13.00 Выход из вагонов на платформу.

13.15 Погрузка вещей в машину. Во время движения к лагерю: все отряды идут по правой стороне дороги. Один вожатый возглавляет отряд, второй — замыкает — следит, чтобы отряд «не растягивался» и не разбегался. Приветствуются кричалки, песни.

13.30 Первый оргхозсбор.

Обсудить вопросы: сменная обувь, верхняя одежда (место хранения в комнате); где туалеты, умывальные комнаты; как заправлять кровати; где сушить вещи, полотенца; как хранить продукты; что такое отрядное место; техника безопасности; клещи; режим дня; питание и столовая; комнаты, уборка, что и где хранить; санобход.

План на день (на сегодня, где будет висеть).

Расселение.

14.00 Обед.

15.00 Экскурсия.

16.00 Получение белья.

17.00 Игры на знакомство. Ввод в смену.

18.30 Личное Время Человека (ЛВЧ).

19.00 Ужин.

19.30 Подготовка к огоньку.

20.00 Огонек знакомства. В начале или в конце огонька обязательно проводится анализ дня: оценивается дежком и выбирается новый дежком; оценивается и комментируется день, рассказывается о традициях отбоя, происходит традиционное прощание.

22.00 Подготовка ко сну и Личное Время Гигиены (ЛВГ). Обязательно проверить, чтобы дети почистили зубы, вымыли ноги, компактно сложили одежду.

22.25 Все дети находятся в кроватях (лежат тихо, не переговариваясь!!!) — двери в комнатах открыты.

 

 

День

8.00 Подъем.

8.15 Зарядка (проводят физруки и вожатые).

8.30 ВЛГ, операция «Уют».

9.00 Завтрак.

9.30 Планерка вожатых. Один вожатый находится с детьми, заканчивает уборку, проводит УИСО (утренний информационный сбор), рассказывает план на день.

10.00 Начинается утренний санобход.

10.30 Медосмотр.

11.00 Отрядный сбор планирования смены. Оформление отрядного места, уголка.

12.00 КТД «кто во что горазд».

13.00 Игры на воздухе.

13.30 Обед.

14.00 ТВС (Тихое Время Суток).

15.00 Начинаются репетиции на сцене.

16.15 Полдник.

16.30 Подготовка к вечернему дружинному мероприятию «Здравствуй, лагерь!».

16.30 Вечерний санобход.

18.00 Игры на сплочение отряда.

19.00 Ужин.

19.30 Подготовка к дружинному делу.

20.00 «Здравствуй, Лагерь!».

21.30 ВИСО (анализ дня, выборы дежкомов).

22.00 Подготовка ко сну.

22.30 Отбой.

 

День

8.00 Подъем.

8.15 Зарядка (проводят физруки и вожатые).

8.30 ВЛГ, операция «Уют».

9.00 Завтрак.

9.30 Планерка вожатых. Один вожатый находится с детьми, заканчивает уборку, проводит УИСО (утренний информационный сбор), рассказывает план на день.

10.00 Начинается утренний санобход.

10.30 Работа кружков, секций.

11.30 Тропа доверия.

12.30 Анализ тропы доверия.

13.30 Обед.

14.00 ТВС (Тихое Время Суток).

16.15 Полдник.

16.30 Подготовка к вечернему отрядному мероприятию Эрудит-шоу «Все о лете».

17.30 Игры на воздухе.

18.30 Прогулка по лагерю.

19.00 Ужин.

19.30 Отрядное мероприятие «Все о лете».

21.00 ЛЭП (Любим эти песни).

21.30 ВИСО (анализ дня, выборы дежкомов).

22.00 Подготовка ко сну.

22.30 Отбой.

 


ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ
РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

ДЕНЬ              
ДЛЯ ВОЖАТЫХ Знакомство, представление, предъявление требований, установление уровня отношений Узнавание, диагностика, заполнение педагогической документации Анализ ситуации, закрепление комфортной обстановки Анализ ситуации, корректировка перспектив смены Организация коллективной работы, предоставление возможности выбора Создание атмосферы творчества, формирование зон взаимодоверия Индивидуальная работа, работа с микрогруппами
ДЛЯ ДЕТЕЙ Узнавание, открытия, заявка на… Складывание отношений, норм коллективной жизни Высказывание позиций, точки зрения, вопросов, просьб Получение представления о перспективах смены Заявки на лидерство, поиск и определение комфортной группы Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков
ДЕНЬ              
ДЛЯ ВОЖАТЫХ Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, формирование зон взаимообучения Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, работу с ОСУ Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, работу с ОСУ Создание ситуации выбора Смена лидеров, переформирование микрогрупп Предоставление возможности выстраивания дальнейших перспектив Создание ситуации выбора, продолжение обучения
ДЛЯ ДЕТЕЙ Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков Самопроявление и самооценка в ситуации Самопроявление в ситуации и самооценка собственной деятельности Общность коллектива, ценность совместной работы Реализация интересов, потребностей, мотивов
ДЕНЬ              
ДЛЯ ВОЖАТЫХ Смена позиции, индивидуальная работа, диагностика Индивидуальная работа, диагностика Предоставление возможности самоопределения Замер результатов работы Переформирование групп, смена лидеров Индивидуальная работа, подготовка к встрече новых ребят Рефлексия совместной деятельности
ДЛЯ ДЕТЕЙ Самостоятельные действия Коррекция поведения и отношений в коллективе Обсуждение вопросов, выход на общие понимания Самостоятельные действия Самооценка собственной деятельности Начало реадаптации Рефлексия совместной деятельности

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: