Содействии конницы императора Фридриха II (см. ст. 119 и прим.), в
Г. Их дома и башни были снесены. Спустя три года они вернулись
Во Флоренцию и в 1258 г. в свой черед изгнали властолюбивого
Фаринату и его сторонников. Те заручились помощью Сьены (Сиены) и
Неаполитанского короля Манфреда (Ч., III, 112-113 и прим.) и в 1260
Г. близ замка Монтаперти на реке Арбии (ст. 86) нанесли жестокое
Поражение флорентийским гвельфам и их союзникам. Гвельфам пришлось
Вторично покинуть Флоренцию. В 1264 г. Фарината умер. В 1266 г.,
Когда Манфред пал при Беневенто, усилившиеся гвельфы возвратились
Снова. Вслед за тем они прибегли к покровительству Карла I
Анжуйского (см. прим. Ч., VII, 112-114), и когда тот выслал им в
Помощь военную силу, гибеллины, в ночь на пасху 1267 г., навсегда
Покинули Флоренцию. Особенно сурово отнеслась гвельфская Флоренция к
роду Уберти. На месте их срытых домов была устроена площадь;
Амнистия, предоставлявшаяся другим изгнанникам, никогда на них не
Распространялась, и те Уберти, которые попадали в руки республики,
Платились жизнью. Наконец, в 1283 суд инквизиции посмертно осудил
"подражателя Эпикура" Фаринату как еретика.
Новый призрак - другой эпикуреец, Кавальканте Кавальканти,
Гвельф, отец Гвидо Кавальканти (ок. 1259-1300), философа и поэта
(Ч., XI, 97-98), ближайшего друга Данте. Он удивлен, не видя своего
Сына рядом с Данте, и тот ему объясняет, что приведен сюда
Вергилием, творений которого Гвидо "не чтил". Поняв это слово в том
Смысле, что Гвидо уже нет на свете (на самом деле Гвидо умер
Несколько месяцев спустя), и по-своему истолковав молчание
Задумавшегося Данте, он в отчаянии падает в свою раскаленную могилу.
Лик госпожи, чью волю здесь творят. - В античных верованиях
Персефона (см. прим. А., IX, 38-48), наравне с Гекатой и Артемидой,
считалась богиней Луны. Стихи 79-81 означают: "Не пройдет и
Пятидесяти месяцев, как ты сам поймешь, легко ли изгнаннику
вернуться на родину". Действительно, к указанному времени, то есть к
Июню 1304 г., Данте утратил надежду на возвращение и порвал со
Своими товарищами по изгнанию.
Арбия - см. прим. 32-51.
Зато я был один... - После победы при Монтаперти вожди
Тосканских гибеллинов требовали разрушения Флоренции. Этого не
Допустил Фарината, заявив, что он, пока жив, один против всех с
Мечом в руке выступит на ее защиту.
Как я сужу... - Слова Фаринаты (ст. 79-81), как и
Предсказания Чакко (А., VI, 64-72), убедили Данте, что грешники в
Аду обладают даром предвидения, между тем, судя по вопросу
Кавальканте (ст. 68-69), они не знают того, что происходит на земле
В настоящее время.
107. Едва замкнется дверь времен грядущих. - То есть: "Когда
наступит Страшный суд и время сменится вечностью".
Федерик второй-Фридрих II Гогенштауфен (1194-1250), германский
Император, король Неаполя и Сицилии, сын Генриха VI и Констанции
Сицилийской (см. прим. Р., III, 118-120). Его непримиримая вражда к
Папству, трижды приведшая его к отлучению от церкви, покровительство
Арабским и еврейским ученым и свободный образ жизни создали ему
Среди современников славу опасного еретика.
Кардинал - Оттавиано дельи Убальдини (умер в 1273 г.),
Ревностный гибеллин, настолько влиятельный, что если говорили просто
"кардинал", то имели в виду именно его. Сохранилась его фраза. "Если
есть душа, то я погубил ее ради гибеллинов".
В тревоге от угроз-то есть встревоженный предсказанием Фаринаты
(ст. 79-81).
130-132. Смысл: "Когда ты вступишь в благодатный свет прекрасных
Глаз Беатриче, она даст тебе увидеть тень Каччагвиды, который
откроет тебе твою грядущую судьбу" (Р., XVII).
ПЕСНЬ ОДИННАДЦАТАЯ
Круг шестой (окончание)
Папа Анастасий II (496-498), стремившийся устранить раскол
Между западной и восточной церковью и благосклонно принявшие
Константинопольского легата Фотина, прослыл еретиком.
Вергилий объясняет своему спутнику, что в пропасти нижнего
Ада (А., VIII, 75), над которой они стоят, тремя уступами, как три
Ступени (ст. 17), расположены три круга (ст. 18)-седьмой, восьмой и
Девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой
(насильем), либо обманом (ст. 22-24).
Насилье менее гнусно, чем обман (ст. 25-27), и наказуется в
Ближайшем, седьмом, круге, разделенном на три концентрических пояса,
Лежащих на одном уровне (ст. 28-33).
Б первом поясе (ст. 34-39) карается насилие над ближним (убийство,
Злостное ранение) и над его достоянием (грабеж, поджог,
Притеснения).
Во втором поясе (ст. 40-45) - насилие над собою (самоубийство) и над
Своим достоянием (игра и мотовство, то есть бессмысленное
Истребление своего имущества, в отличие от расточительности, то есть
Любви к чрезмерным тратам, караемой в четвертом круге).
В третьем поясе (ст. 46-51) - насилие, направленное против божества
(богохульство) и против созданного им порядка (против естества -