Сформулируйте цель дивидендной политики




 

Дивидендная политика - политика АО в области использования прибыли. Дивидендная политика формируется советом директоров в зависимости от целей АО, и определяет доли прибыли, которые: выплачиваются акционерам в виде дивидендов; остаются в виде нераспределенной прибыли; и реинвестируется.

Например, целью дивидендной политики ОАО «НЛМК» является обеспечение устойчивых дивидендных выплат акционерам Компании. А целью дивидендной политики ОАО «Газпром» является повышение благосостояния акционеров общества.

Основной целью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

В чем основные положения теории Миллера-Модильяни, согласно которой дивидендная политика не влияет на стоимость фирмы?

 

Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики. Первый подход носит название «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Его последователи считают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Таким образом, дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет прибыли все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются совсем.

Основные теоретические разработки в рамках этой теории были выполнены Франко Модильяни и Мертоном Миллером в 1961 г. Они выдвинули идею о существовании так называемого «эффекта клиентуры», согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-то экстраординарных доходов. Кроме того, Модильяни и Миллер считают, что дисконтированная цена обыкновенных акций после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс полученные по остаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до распределения прибыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов примерно равна расходам, которые в этом случае необходимо понести для изыскания дополнительных источников финансирования.

Тем не менее Модильяни и Миллер все же признают определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала, но объясняют его не собственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом — информация о дивидендах, в частности о их росте, провоцирует акционеров на повышение цены акций. Основной вывод этих ученых — дивидендная политика не нужна.

Что такое «экс-дивидендная дата»?

 

Экс-дивидендная дата – это дата, начиная с которой акции продаются как экс-дивидендные, т.е. продавец сохраняет право на дивиденды, а покупатель его еще не получает. Эта дата обычно наступает за четыре рабочих дня до закрытия реестра - даты регистрации акционера для получения дивиденда.

Что касается России, то здесь согласно букве закона эксдивидендная дата не имеет столь важного значения. Дело в том, что последовательность дивидендных событий согласно российскому законодательству следующая:

1) эксдивидендная (предварительная) дата;

2) регистрация (составление списка) акционеров;

3) объявление дивидендов;

4) выплата дивидендов.

Метод чистых активов

Учитывая цели и задачи оценки, при определении рыночной стоимости используется метод чистых активов. Этот метод предполагает анализ и корректировку всех статей баланса предприятия, суммирование стоимости активов и вычитание из полученной суммы скорректированных статей пассива баланса в части долгосрочной и текущей задолженности. Данный метод расчета стоимости предприятия соответствует международным принципам бухгалтерского учета и широко используется при определении стоимости чистых активов акционерных обществ. Ниже представлен алгоритм реализации метода:

1. Суммируются статьи баланса предприятия

2. Суммируются обязательства (задолженности) предприятия по пассиву баланса

3. Из суммы активов (п.1) вычитается сумма пассивов (п.2).

4. К полученной разности прибавляется рыночная стоимость земли, (земля не оценивалась).

Корректировка статей баланса в целях оценки стоимости предприятия заключается как в нормализации бухгалтерской отчетности (в том числе статей баланса), так и в пересчете статей актива и пассива баланса в текущие цены. Пересчет статей актива баланса предприятия в текущие цены состоит:

1) В определении рыночной стоимости основных средств и нематериальных активов;

2) В определении фактической текущей стоимости «незавершенки»;

3) В анализе и оценке долгосрочных финансовых вложений;

4) В анализе и оценке по текущим ценам запасов, затрат и денежных средств;

5) В анализе и определении текущей стоимости имеющихся у предприятия задолженностей.

После корректировки статей баланса предприятия можно рассчитать чистую стоимость его активов по приведенному алгоритму.


Задачи

 

1. Компания эмитировала долгосрочные 10-ти процентные облигации. Чему равна стоимость этого источника финансирования, если ставка налога на прибыль составляет 24 %?

Решение:

Стоимость источника финансирования = 100 + 10 + 24 = 134%

2. Определить дивиденд на акцию.

Компания следует остаточной дивидендной политике. Имеются три инвестиционных проекта, которые эта компания намерена профинансировать, проект А требует 15 млн. рублей, проект В - 8.3 млн. рублей, проект С - 4 млн. рублей. Оптимальная структура капитала для фирмы - финансовый рычаг (D/E) равен 40 %. У акционеров на руках 800 тысяч акций компании. Прибыль к распределению составляет 86 млн. рублей.

Решение:

Сумма проектов = 15 + 8,3 + 4 = 27,3 млн. руб.

86 – 27,3 = 58,7 млн. руб.

Дивиденд на акцию = 58 700 000 / 800 000 = 73,38 руб.

3. Определить максимально возможную массу дивидендов на одну акцию. Акционерное общество с уставным капиталом 200 млн.д.е. выпустило еще 10 тысяч обыкновенных акций на 100 млн.д.е. и 500 облигаций на 50 млн.д.е. с 20% годовых. Прибыль общества после уплаты налогов составляет 25 млн.д.е.

Решение:

Доход по облигациям = 50 * 0,2 = 10 млн.д.е.

Прибыль по акциям = 25 – 10 = 15 млн.д.е.

Стоимость акции = 100 000 000 / 10 000 = 10 000 д.е.

Сумма акционерного капитала = 200 + 100 = 300 млн.д.е.

Количество акций = 300 000 000 / 10 000 = 3 000 акций.

Дивиденд на 1 акцию = 15 000 000 / 3 000 = 5 000 д.е.

4. Объем производства – 6000 шт. Постоянные издержки – 55000 руб. Цена продукции – 75 руб. Удельные переменные издержки – 40 руб. Проценты по заемному капиталу составляют 75000 руб. в год. Найти операционный, финансовый и общий леверидж.

Решение:

Общая формула для определения значения производственного левериджа следующая:

 

Jпр = ((p – cv) x q) / ((p – cv) x q – Cf), где

 

Jпр – операционный леверидж;

р – цена единицы продукции;

cv – переменные издержки на единицу продукции;

q – объем продаж;

Cf – постоянные издержки;

(p – cv)xq – Cf – операционная прибыль компании.

Jпр = ((75 – 40) x 6000) / ((75 – 40) x 6000 – 55000) = 1,35

Формула финансового левериджа следующая:

 

 

Прибыль = 6000 * 75 – 55000 – 6000*40 = 155 000 руб.

Lфинанс = 155 000 / (155 000 – 75 000) = 1,94

Общий леверидж = 1,35 * 1,94 = 2,62


Список литературы

 

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – Москва: Дело, 2005.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. - Москва: Финансы и статистика, 2004.

3. Боровкова В.А., Мурашова С.В., Мокин В.Н. Финансы и кредит: Учебник для вузов. – М.: Бизнес-Пресс, 2006.

4. Дегтярев А.А. Факторы дивидендной политики и их классификация // Финансовый менеджмент. 2005. №3.

5. Дьяконова М.Л., Кузьменко Т.Н., Ковалева Т.М. Финансы и кредит. Учебник. 4-е издание. – М.: КноРус, 2007.

6. Попков В.П., Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. – СПб: Питер, 2001.

7. Уткин Э.А. Финансовое управление. – М.: Тандем, 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: