ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ




Цель: показать, что современная вузовская педагогика располагает большим арсеналом педагогических технологий; разносторонняя профессионально-педагогическая подготовка специалиста возможна при использовании разнообразных дидактических и воспитательных технологий.

Основные понятия: «педагогические технологии», «модульно-рейтинговое обучение», «дидактические технологии», «технологии формирования личности будущего специалиста.

План:

1. Понятие «педагогические технологии и их классификация.

2. Сравнительные возможности педагогической технологии и методики преподавания.

3. Использование передовых педагогических технологий в процессе подготовки специалиста высокой квалификации.

4. Образовательные технологии и технологии формирования личности будущего специалиста.

Педагогическая технология – такой взгляд на процесс обучения, согласно которому обучение должно быть максимально управляемым процессом, в отличие от традиционного обучения с нестрого определенным и направленным воздействием на ученика.

Основой для технологического понимания обучения, кроме программированного обучения, явились информатика, кибернетика и системный подход. Процесс обучения стал рассматриваться широко, системно: анализ и разработка всех компонентов обучающей системы, от целей до контроля результатов. И главной идеей стала идея воспроизводимости обучающей технологии.

Педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как системы способов и средств достижения целей управления этим процессом.

Она комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.

Педагогическая технология – это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиоанльных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.

Её структурные компоненты: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства; организация учебного процесса; студент, преподаватель; результат деятельности.

Технология обучения в высшей профессиональной школе представляет собой системный комплекс психолого-педагогических процедур, последовательность операций и действий, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания.

В этом качестве она включает совокупность психолого-педагогичес-ких установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она – инструментарий педагогического процесса.

Технология обучения (педагогическая технология) понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Образовательные технологии – это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания – методов.

Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот.

Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащегося через реализацию определенного сюжета (игры, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель – компьютер – ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).

Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – автор», «ученик – автор» в ходе постановке и решения учебно-познавательных задач.

Тренинговые технологии – это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющей систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Классификация педагогических технологий:

Ø по уровню применения – общепедагогические, частнометодические и локальные (модульные) технологии;

Ø по философской основе – материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и др.;

Ø по ведущему фактору психологического развития – биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;

Ø по концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторные, развивающие, интериоризаторские, бихевиористические, гештальттехнологии, суггестивные, нейролингвистические;

Ø по ориентации на личностные структуры: информационные (ЗУН), операционные, саморазвития, формирования, эвристические;

Ø по характеру содержания и структуры: обучающие, воспитательные; светские, религиозные; общеобразовательные, профессиональные; гуманистические, технократические; монотехнологии, политехнологии, проникающие технологии;

Ø по организационным формам: классно-урочные, альтернативные; академические, клубные; индивидуальные, групповые; коллективный способ обучения, дифференцированное обучение;

Ø по типу управления познавательной деятельностью: классическое, лекционное; обучение с помощью ТСО; система «консультант»; обучение по книге; компьютерное обучение; система «репетитор»;

Ø по подходу к ребенку: авторитарные, дидакто-социо-антропо-педоцентрические; личностно ориентированные; гуманно-личностные; технологии сотрудничества, свободного воспитания; эзотерические;

Ø по доминирующему методу: догматические, репродуктивные; объяснительно-иллюстративные; развивающее обучение; проблемные, поисковые; творческие;

Ø по направлениям модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации отношений; на основе активизации и интенсификации деятельности детей; на основе эффективности организации и управления; на основе методического и дидактического реконструирования материала; природосообразные; альтернативные; целостные технологии авторских школ;

Ø по категории обучающихся: массовая технология; продвинутого образования; компенсирующие; виктимологические; технологии работы с трудными; технологии работы с одаренными.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебного процесса – решение педагогических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. Педагогическая технология – исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Структура педагогической технологии: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения; цели обучения – общие и конкретные; содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс – организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Методика – совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Его педагогическую технологию отличает ряд принципиальных моментов: 1) организация, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс; 2) содержательная техника реализации учебного процесса; 3) описание процесса достижения планируемых результатов обучения, то есть целей обучения; 4) процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы; 5) методологическая основа методики, так как она находит в технологии свое обоснование и построение; 6) процессуальный динамичный процесс обучения, а в методике – конкретные, определенные рекомендации; 7) ориентация не на один предмет и достижение одной цели, а на универсализацию подходов к изучению учебного материала; 8) ориентация на обучающихся; методика ориентирована на преподавателя.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: «МЕТОДИКА» И «ТЕХНОЛОГИЯ»

 

Признаки сравнения Методика Технология
  Назначение Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, методов обучения Рекомендует процесс создания методов организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучением
  Определение Система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения Инструментарий достижения целей обучения. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, систем, способов и средств достижения целей управления процессом обучения.
  Фактические исходные предпосылки создания Обоснование и процесс построения находит в технологии Цели, ориентации на результат. Методологическая основа методики
  Парадигма Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса Проект будущего учебного процесса
  Ориентация На обучение (образование) На обучающихся
  Направленность На конкретный инструмент или на реализацию определенных целей На универсализацию подходов к изучению учетного материала
  Отражение динамичности обучения Дает вполне определенные рекомендации Отражает процессуальный динамичный характер процесса обучения
  Интеллектуальный подход Узко предметный аспект к данному предмету Культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью педагога

 

Технология профессионального образования «снимает» проблемные точки профессионального обучения, прогнозирует процессы развития в сфере профессионального образования. Цель профессионального образования – формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности обучаемого в период его обучения. Обучение в вузе должно обеспечить переход одного типа деятельности (познавательный) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Эта технология позволяет разрешить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью, конкретизированное между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальным предметом будущей профессиональной деятельности; между системным использованием знаний в профессиональной деятельности и «разнесенностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам; между индивидуальным способом усвоения знаний и опыта в обучении, индивидуальным характером учебной работы студентов и коллективным характером профессионального труда, предлагающим межличностные формы взаимодействия специалистов; между вовлеченностью в процессы профессионального труда специалиста на уровне творческого мышления и социальной активности и опорой в традиционном обучении прежде всего на процессы внимания, восприятия, памяти.

Основная форма – моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Выделяют три базовые формы деятельности студентов: учебная деятельность академического типа, ведущая роль принадлежит лекции; квазипрофессиональная деятельность (деловые игры и другие игровые формы); учебно-профессиональная деятельность (НИРС, производственная практика, реальное дипломное проектирование).

Технология знаково-контекстного обучения подчиняется требованиям: семиотическим, организующим текстовую информацию; психолого-педагогическим, отражающим закономерности усвоения знаний; научным, отражающим фундаментальные основы учебных предметов; профессиональным, отражающим модель специалиста.

Студент изначально ставится в активную позицию, требования со стороны профессиональной деятельности оказываются системообразующими, они задают контекстный принцип построения и развертывания не только отдельных дисциплин, но и содержания всей подготовки в вузе.

Компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства изменяют способы освоения и усвоения информации, открывают новые возможности для интеграции различных действий, чем способствуют достижению социально значимых и актуальных в современный период развития общества целей обучения.

Данная технология предполагает следующую типологизацию знаний: артикулируемые – легко структурируются и могут быть переданы с помощью порций информации. Неартикулируемая часть знаний – компонент знаний, основанный на опыте, интуиции и т.п. Она охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие части человеческого опыта, которые не могут быть переданы непосредственно, а добываются обучаемым в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач.

Декларативные знания: компьютерные учебники, учебные базы данных, тестовые и контролирующие программы и другие компьютерные средства, позволяющие хранить, передавать и проверять правильность усвоения информации учебного назначения.

Процедурные технологии построены на основе различных моделей: пакеты прикладных программ; компьютерные тренажеры; лабораторные практикумы; программы деловых игр; экспертно-обучающие системы.

Системы программированного обучения и системы интеллектуального обучения.

ИСО предполагает адаптацию знаний к особенностям учащегося, гибкость процесса обучения, выбор оптимального учебного воздействия, определение причин ошибок.

Структура ИСО содержит знания трех классов: о предметной области; о структуре обучения; об учащемся.

Данная технология позволяет реализовать следующие типы программной реализации: создание информационных блоков с помощью прямого программирования на языке высокого уровня; создание с использованием средств объективного программирования; создание с помощью инструментальных авторских систем.

Знаково-контекстная технология позволяет реализовать следующие цели: интеллектуальные – опираются на последние достижения в области искусственного интеллекта, лежат в основе разработки прикладных компьютерных учебных программ, нацеленных на проблемное обучение; традиционные – универсальные и специализированные. Функциональные возможности универсальных программ: ввод и анализ ответов, формирование логической структуры, поддержка и формирование текстового и графического материала, обеспечение динамики изображений, математическое моделирование с визуализацией результатов, организация гипертекстовых структур, сбор и обработка статистической информации, формирование рейтинговой оценки уровня знаний, возможности работы в локальной сети, формирование и работа в автономном режиме. В основе моделирования деятельности студентов лежит предмет и процесс деятельности и наличие ролей (характер общения обучаемых). Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, применения технических средств организационной процедуры ведения занятия, технических средств и обеспечения диалогического взаимодействия преподавателя и слушателя. Проблемная лекция, семинар-дискуссия, выездное практическое занятие, программированное обучение, курсовая, дипломная работа, стажировка без выполнения должностной роли.

В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Сотрудничество – основа витагенной педагогической технологии. Реальный путь к истинному сотрудничеству состоит в слиянии образования и самообразования.

Голографический подход – объемное владение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества. Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности.

Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Витагенное обучение основано на актуализации жизненного опыта личности, её интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Переход витагенной информации в жизненный опыт осуществляется через следующие стадии: 1) первочное восприятие витагенной информации, недеференцированное; 2) оценочно-фильтрующая. Определение значимости полученной информации с общечеловеческих, групповых, гностических позиций, потом – с позиций личной зничимости; 3) установочная – создание установки на запоминание информации на конкретный период.

Теоретические основы витагенного образования. В традиционном процессе знания не являются ценностью. Ценностью для учащихся будет только то знание, которое он воспринимает как личностно значимое. Для учащегося самодостаточными будут только те знания, которые он прочувствовал, познал, испытал на практике и хочет сохранить в своей долговременной памяти, то что составляет его жизненный опыт: память мыслей, чувств и действий.

Опора на жизненный опыт личности – главный путь превращения образовательных знаний в ценность. Основная идея витагенной технологии - воспитание ценностного отношения к научному знанию. Незнание также ценностно, оно путь познания: способ осознавать границы знания; фактор стимулирования познавательной активности; фактор самореализации личности; способ получения нового знания на основе преобразования старого; источник профессиональной рефлексии и самооценки личности; фактор психологической защиты. Представление многомерности образовательного процесса заключается не только в усвоении знаний, но и в проживании чувств, действий, деятельности, спаянных в нечто неделимое.

Образование приобретает главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, индивидуальности. Личностный подход понимается как развитие качеств личности, но не всех, а социально значимых.

Голографический метод проекции в обучении – ведущий метод витагенной технологии. Он представляет собой процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе три проекции с целенаправленными векторами: витагенная информация, востребованная преподавателем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания, стереопроекция – информация, идущая от преподавателя, использующая витагенную информацию учащихся. голографическая информация – идущая от любого дополнительного источника.

Приемы голографического метода:

- прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Он применяется в тех случаях, когда необходимо использовать аналитические качества учащихся, соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной информации и делать необходимые в образовательных целях выводы. Задача педагога – устранить расхождение витагенных и образовательных знаний. Опираясь на систему научных доказательств раскрыть образовательную ценность жизненного опыта учащихся;

- прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся – выяснение запаса знаний на уровне обыденного сознания;

- прием, опережающей проекции преподавания предполагает повышенные требования к инструментовке, образовательная проекция накладывается на витагенную – прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели ведет к активизации творческого потенциала личности, её потребности в самореализации;

- прием синхронизации образовательных проекций – дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами;

- прием витагенных аналогий в образовательных процессах; его основная идея - в жизни нет ничего такого, чего бы еще не было;

- прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы;

- технология творческого синтеза образовательных проекций – образовательный предмет представлен творчески преобразованным и интегрированным;

- технология творческого моделирования образовательных идеальных объектов – дать учащимся возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного проекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: