НТР – скачок в развитии производительных сил, переход их на качественно новый уровень, связанный с коренными сдвигами в системе научных знаний.
Этапы НТР:
60-70е годы – автоматизация производства. НТР проходил в СССР в недрах ВПК.
70-е-настоящее время – компьютерная или информационная революция.
Последствия НТР:
«+ »
1. Переход на интенсивный путь развития
2. Ускоренное развитие инфраструктуры
3. Урбанизация – рост городского населения
4. Изменение облика рабочего класса (квалифицированные, контролёры, регулировщики, наладчики)
5. Благоприятные условия для развития образования и здравоохранения
6. Рост контактов
7. Превращение науки в решающий фактор развития общества
8. Стимулирует развитие производства
«- »
1. Безработица
2. Экологические проблемы
3. Проблемы для здоровья
4. Сильная зависимость общества от информационных технологий
5. Вмешательство в личную жизнь человека.
Человек. Индивид. Личность
Человек - биосоциальное существо.
Антропогенез – процесс появления человека.
Социогенез – процесс появления человеческого общества.
Антропосоциогенез – параллельный процесс появления человека и человеческого общества.
Три главные версии происхождения человека:
1) теологическая – божественное происхождение
2) космическая – внеземное происхождение
3) эволюционная – человек – продукт естественного отбора в процессе эволюции.
Основные отличия человека от животного:
1. Прямохождение
2. Мышление (развитие мозга)
3. Развитие руки (подвижная и способная к тонкому манипулированию, кисть с развитым большим пальцем)
4. Речь.
5. Умение изготавливать орудия труда и использовать их в производстве.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества. - отдельный человек в среде других людей.
- всякий, любой
- один из нас
Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.
Задатки - природные предпосылки способностей (свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
Гениальность - высшая степень развития таланта.
Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.
На характер оказывают влияние:
- наследственность - социальная среда - самовоспитание
Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.
Темперамент не меняется в течение жизни.
Виды темперамента: (Гиппократ)
• холерик (человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения)
• флегматик ( медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний).
• сангвиник (у сангвиников сильны как процессы возбуждения, так и торможения; живой, активный, общительный, быстрый, трудоголик,
поверхностный, чуткий, легко приспосабливающийся, непостоянный)
• меланхолик ( легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее)
Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Личность
- имеет активную жизненную позицию
- имеет систему ценностей
- воздействует на развитие других людей.
Факторы, влияющие на формирование личности:
• Наследственные факторы (особенности физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности)
• Социальные факторы: (социальное окружение, индивидуальный опыт человека, культурная среда)
• Природно-географическая среда.
Время рождения личности
----------------------------------------------------------------------------------------------
человек
индивид, индивидуальность
первые черты личности
формирование
личности
0----9------1----- 2---3--------------------------------17------18-------------------------
мес. год
СОЦИАЛИЗАЦИЯ- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации.
Агентысоциализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации – ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).
Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения, воспитатели дошкольных учреждений.
Институтысоциализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Первичный институт социализации – семья, дошкольные учреждения, школа.
Вторичный институт социализации – СМИ, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.
Социальные лифты – это социальные институты, позволяющие человеку успешно перемещаться по социальной лестнице. Например, образование, армия, церковь,брак. и т. д.
Функции агентов и институтов социализации:
1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.
2. Осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Приемы социализации (элементы контроля):
1) поощрение;
2) наказание.
Стадии социализации:
1) первичнаясоциализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает);
2) стадияиндивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения);
3) стадияинтеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество»).
4) трудоваястадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Этапы становления социального «Я» (жизненные циклы):
1. поступление в вуз (цикл студенческой жизни).
2. женитьба (цикл семейной жизни).
3. выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл).
4. служба в армии (армейский цикл).
5. выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
– Как процесс социализации связан с развитием самосознания и самореализацией человека?
Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой., нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Самореализация - осуществление, реализация на деле собственного потенциала возможностей, своих врождённых и/или приобретённых способностей.
В процессе всей своей жизни мы имеем возможность выбирать по своему желанию форму жизнедеятельности, т. е. обладаем «свободой».
– Что такое свобода? Есть ли границы свободы?
Свобода - это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают. Свобода - это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим.
Свобода - это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений.