Постоянные различия в пропорциях мужской и женской фигур




ПЛАСТИКА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Пропорции тела – это соразмерность и согласованная система соотношений проекционных размеров тела и отдельных его частей (туловища, конечностей и их сегментов), придающая эстетическую выразительность и гармоническую завершённость.

Учение о пропорциях тела человека используется для создания канонов, то есть приведения всех размеров и соотношений частей тела в систему, удобную для практического применения. Авторами этих канонов были скульпторы и художники, стремившиеся воспроизвести идеальный тип человеческого тела. Кроме того, ими руководило желание получить простое средство, с помощью которого легко было бы воспроизводить фигуру, не обращаясь каждый раз к натуре. Фотограф – это тот же художник, художественным средством для которого, является фотокамера. Понимая каноны человеческого тела, но учитывая анатомические нюансы конкретной модели фотохудожник может выстроить необходимую композицию портретного фотоснимка.

Примерно в 1490 году великий итальянский ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи нарисовал свой знаменитый рисунок «Витрувианский человек». Этот рисунок часто используется как символ симметрии человеческого тела. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями. Значение этого рисунка сложно переоценить. Ведь пропорции являются средством создания гармоничного образа не только для архитекторов, художников, проектировщиков, но и для фотографов.

 

Рис.3.16. Витрувианский человек

1. длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони;

2. ступня равна четырем ладоням;

3. локоть равен шести ладоням;

4. высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти);

5. шаг равняется четырём локтям;

6. размах человеческих рук равен его высоте;

7. расстояние от линии волос до подбородка равняется 1/10 его высоты;

8. расстояние от макушки до подбородка равняется 1/8 его высоты;

9. расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты;

10. максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты;

11. расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты;

12. расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты;

13. длина руки составляет 2/5 его высоты;

14. расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица;

15. расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица;

16. длина ушей 1/3 длины лица;

 

Каноны пропорций фигуры человека

Длина позвоночника мало отличается у людей высокого и малого роста: высокий и низкий человек, сидя рядом, часто выглядят людьми одно роста, так как разница в росте достигается за счет длины ног.

Плечевая кость всегда длине костей предплечья, а предплечье – длиннее кисти. На руке, согнутой в локте, плечо кажется длиннее, так как его рабочая длина увеличивается на толщину локтевой кости. Локоть на свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне подвздошного гребня.

Бедренная кость всегда длиннее костей голени, а голень длиннее стопы. Длина бедренной кости равна длине голени плюс высота стопы. При согнутом колене на сидящей фигуре длина бедра воспринимается вместе с тазом, а высота голени со стопой еще увеличивается за счет толщины нижнего конца бедра.

Рука, опущенная вдоль стоящей фигуры, достигает концами пальцев середины бедра. Сзади ноги кажутся короче, так как зрительно воспринимаются от ягодиц.

Кисти и стопы у людей одного и того же роста могут быть самых различных размеров. Часто бывают случаи, когда у людей высоких кисти и стопы малы, а у низких – велики. Величина кистей и стоп подвергается числу наибольших вариаций.

Постоянные различия в пропорциях мужской и женской фигур

Средний рост женщины меньше мужского. Высота лицевой части головы у мужчин больше мозговой; у женщин высота мозговой и лицевой части головы одинакова. Руки и в особенности ноги относительно всего роста у женщин короче, чем у мужчин.

Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчин, а плечи уже.

У женщин, относительно ее фигуры, шея более тонкая и длинная, чем у мужчины, гортань выступает меньше и более округлая. Поясница изогнута более вперед, ягодицы выступают значительно сильнее назад. Грудная клетка на женской фигуре соответственно уже и короче по сравнению с мужской, а живот длиннее.

При равных условиях развития и существования у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировая ткань отлагается в большем количестве и более равномерно распределена. Вследствие этого женская фигура имеет более округлые формы.

Скелетом головы является череп. Различают мозговой череп: верхнезадняя и лицевая часть, в которую входят нос, глаза, рот. Череп состоит 8 из костей, неподвижно соединенных друг с другом, и нижней челюсти, которая соединяется с черепом посредством двух суставов.

В мозговой череп входят следующие кости: затылочная, лобная, теменные, височная и клиновидная. Затылочная кость заканчивается внизу двумя затылочными мыщелками, образующими с первым позвонком позвоночного столба два двухосных сустава. Затылочная кость граничит с двумя теменными костями. Теменные кости имеют четко выраженные выпуклости - так называемые теменные бугры. С затылочной и теменной костью с обеих сторон соединяются височные кости.

Лобная кость ограничивает мозговую коробку спереди, определяя собой лобную поверхность. Сзади лобная кость граничит (прочно соединяется швом) с теменными костями. Лобная кость характеризуется двумя расположенными вверху лобными буграми и двумя надбровными дугами, расположенными ниже. Площадка, находящаяся между дугами, обычно в виде углубления, называется надпереносьем. Передняя поверхность лобной кости заворачивает назад, где находятся выпуклые височные линии, которые направляются к затылку, переходя на поверхность теменной кости и замыкая сверху височную впадину. Височная впадина представляет собой плоское углубление, которое заполняется височной мышцей и ограничивается снизу скуловой дугой. Плоскости лобной кости выступают вперед на надбровных дугах. Далее резко направляются в глубь черепа и образуют верхние стенки глазных впадин. Границы лицевого черепа начинаются от нижнего края лобной кости, которая образует верхние края глазных впадин. Бока составляют парные скуловые кости, плоскости которых образуют наружные стенки глазниц. Вверху скуловые кости переходят в лобную кость, а внутри соединяются с верхними челюстями. В сторону затылка направляются отростки, при соединении которых с отростками височных костей получаются скуловые дуги.

Основой форм лица, лежащих между глазами и ртом, служат верхнечелюстные кости. Они образуют нижние стенки глазниц. Изнутри глазниц лобные отростки направляются вверх и, соприкасаясь с лобной костью, образуют боковые костные стенки носа и определяют собой границы носового (грушевидного) отверстия. Соединяясь между собой, верхнечелюстные кости образуют нижнюю границу носового отверстия и переднюю носовую кость, которая является местом крепления хряща носовой перегородки. Глазницы расположены по обе стороны носа. В них размещаются глаза.

 

Рис. 3.17. Череп спереди 1.Теменная кость. 2.Височная кость. 3.Основная (клиновидная) кость. 4.Лобная кость. 5.Верхнечелюстные кости. 6.Скуловые кости. 7.Носовые кости. 8.Отверстие, ведущее в полость носа (так называемое грушевидное отверстие). 9.Глазница (впадина, в которой залегает глазное яблоко). 10.Нижняя челюсть. 11.Суставный отросток нижней челюсти, служащий для сочленения с соответственной ямкой височной кости (так называемый челюстной сустав). 12.Подъязычная кость. 13.Щитовидный хрящ гортани, выступ которого образует так называемый кадык, или адамово яблоко. 14.Перстневидный хрящ гортани 15 Дыхательное горло (трахея) с составляющими его хрящевыми кольцами

 

Заканчивается лицо нижней челюстью, которая состоит из подковообразной части (тела нижней челюсти) и двух уходящих кверху отростков (ветвей нижней челюсти). Участки перегибов называют углами нижней челюсти. Посередине нижней челюсти находится подбородочное возвышение (подбородок). Обе ветви нижней челюсти составляют два отростка - один суставный отросток, входящий в нижнечелюстную ямку височной кости и соприкасающийся с ней, другой - веночный. Челюстные суставы очень подвижны. В некоторых случаях суставные отростки способны выдвигаться из нижнечелюстных ямок. В этом случае нижняя челюсть направляется вперед или в сторону, что соответственно удлиняет или перекашивает лицо.

Мышцы головы, делят на две группы - мимические и жевательные.

Мимические мышцы, или мышцы лица, располагаются под кожей и в отличие от других скелетных мышц лишены соединительной оболочки. Одной своей частью большинство мимических мышц начинается на костях головы, другой - вплетается в толщу кожи. Мимические мышцы, сокращаясь, смещают определенные участки кожи головы и тем самым придают лицу разнообразные выражения, обусловливают мимику, поэтому их называют мимическими. Мимические мышцы группируются преимущественно вокруг естественных отверстий лица (глазная щель, ротовая щель, отверстия носа, слуховые отверстия).

В соответствии с этим все мимические мышцы делят на четыре группы.

1. Мышцы свода черепа.

2. Мышцы окружности глаза.

3. Мышцы окружности рта.

4. Мышцы окружности носа.

Жевательные мышцы, сокращаясь, смещают нижнюю челюсть и тем самым обусловливают акт жевания. Жевательные мышцы имеют подвижную точку, или прикрепление, на нижней челюсти и неподвижную точку, начало, - на костях черепа. Жевательных мышц четыре пары.

1. Жевательная мышца.

2. Височная мышца.

3. Медиальная крыловидная мышца.

4. Латеральная крыловидная мышца.

Рис. 3.18. Мышцы головы 1 Лобная 2 Глазничная часть круговой мышцы глаза 3 Крыльная часть носовой мышцы 4 Поперечная часть носовой мышцы 5 Малая скуловая 6 Жевательная 7 Поднимающая угол рта 8 Большая скуловая 9 Щечная 10 Опускающая угол рта 11 Опускающая нижнюю губу 12 Подбородочная 13 Подкожная мышца шеи 14 Мышца смеха 15 Круговая мышца рта 16 Расширяющая ноздри 17 Поднимающая верхнюю губу 18 Подниматель верхней губы носовой мышцы 19 Вековая часть круговой мышцы глаза 20 Височная 21 Сухожильный шлем

Рис. 3.19. Мышцы головы Вид сбоку 1 Лобная 2 Глазничная часть круговой мышцы глаза 3 Вековая часть круговой мышцы глаза 4 Крыльная часть носовой мышцы 5 Подниматель верхней губы носовой мышцы 6 Поперечная часть носовой мышцы 7 Поднимающая верхнюю губу 8 Малая скуловая 9 Расширяющая ноздри 10 Поднимающая угол рта 11 Круговая мышца рта 12 Мышца смеха 13 Опускающая нижнюю губу 14 Подбородочная 15 Опускающая угол рта 16 Щечная 17 Подкожная мышца шеи 18 Большая скуловая 19 Ременная мышца головы 20 Жевательная 21 Трапецивидная 22 Полуостистая мышца головы 23 Грудинно-ключичнососцевидная 24 Задняя ушная 25 Затылочная 26 Височная 27 Сухожильный шлем

Мышцы свода черепа.

1. Под кожей головы, между лобной и затылочной костями, находится широкая сухожильная пластина - сухожильный шлем, который плотно сращен с волосистой частью кожи головы и рыхло - с надкостницей костей черепа. В передние отделы шлема включается лобное брюшко, а в задние - затылочное брюшко, составляя затылочно-лобную мышцу.

а) Лобное брюшко, находится под кожей области лба. Эта мышца состоит из вертикально идущих пучков, которые, начинаясь несколько выше лобных бугров, направляются вниз и вплетаются в кожу лба на уровне надбровных дуг. Действие: при сокращении затылочного брюшка сухожильный шлем, а вместе с ним и кожа волосистой части головы смещаются кзади; сокращение лобного брюшка смещает сухожильный шлем и связанную с ним часть кожи головы кпереди.

б) Затылочное брюшко, образовано сравнительно короткими мышечными пучками. Сухожильный шлем и связанные с ним мышечные части объединяют под названием надчерепной мышцы. Действие: при укрепленном шлеме мышца поднимает брови и расширяет глазную щель.

2. Передняя ушная мышца, начинается от височной фасции, направляясь назад и книзу, несколько сужается и прикрепляется к коже ушной раковины выше козелка. Действие: смещает ушную раковину вперед и кверху.

3. Верхняя ушная мышца, располагается рядом с предыдущей. Она начинается над ушной раковиной, направляется вниз и прикрепляется к верхнему отделу хряща ушной раковины. Действие: смещает ушную раковину кверху, натягивает сухожильный шлем.

4. Задняя ушная мышца слабо развита. Начинается сзади и, направляясь вперед, достигает основания ушной раковины. Действие: тянет ушную раковину назад.

5. Поперечная выйная мышца, непостоянная, направляется в латеральную сторону, достигая места прикрепления грудино-ключично-сосцевидной мышцы, к сосцевидному отростку. Здесь мышца прикрепляется к сухожилию, а также иногда отдает ряд пучков к затылочной фасции и подкожной мышце шеи. Действие: натягивает кожу затылочной области головы.

Мышцы окружности глаза

1. Мышца, сморщивающая бровь, берет начало от лобной кости над слезной костью, направляется вверх и прикрепляется к коже бровей. Действие: сводит кожу бровей к срединной линии, образуя вертикальные складки в области переносицы.

2. Мышца гордецов, в виде продолговато-плоских пучков начинается на спинке носа от носовой кости или от апоневроза носовой мышцы и прикрепляется к коже. Действие: сокращение мышцы обеих сторон образует у корня носа поперечные складки.

3. Круговая мышца глаза, располагается под кожей, прикрывающей передние отделы глазницы. В мышце различают три части: глазничную, вековую и слезную часть.

а) Глазничная часть, следует вдоль верхнего и нижнего краев глазницы, образуя мышечное кольцо. Внутренние пучки мышцы образуют боковой шов век. Действие: суживает глазную щель и разглаживает поперечные складки в области кожи лба.

б) Вековая часть, является непосредственным продолжением предыдущей части мышцы и располагается непосредственно под кожей века. Мышца имеет две части: верхнюю и нижнюю. Действие: смыкает глазную щель

в) Слезная часть начинается от заднего гребня слезной кости и делится на две части, которые охватывают спереди и сзади слезный мешок, и теряются среди мышечных пучков. Действие: расширяет слезный мешок.

Мышцы окружности рта

Мышцы, окружающие ротовую щель, делятся на две группы: одна из них представлена круговой мышцей рта, сокращение которой суживает ротовую щель, другая - мышцами, располагающимися радиально по отношению к ротовой щели, их сокращение приводит к ее расширению.

1. Круговая мышца, образована круговыми мышечными пучками, расположенными в толще губ. Мышечные пучки плотно сращены с кожей. Поверхностные слои этой мышцы принимают в свой состав мышечные пучки мышц, подходящих к ротовой щели. Действие: суживает ротовую щель и вытягивает губы вперед.

2. Большая скуловая мышца, начинается от наружной поверхности скуловой кости. Часть мышечных пучков является продолжением круговой мышцы. Направляясь вниз и медиально, скуловая мышца вплетается в круговую мышцу рта и кожу угла рта. Действие: тянет угол рта вверх и кнаружи.

3. Малая скуловая мышца, начинается от передней поверхности скуловой кости.

4. Мышца, поднимающая верхнюю губу.

5. Мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа, располагается рядом с предыдущей; начинается от основания лобного отростка верхней челюсти. Последние три мышцы направляются вниз, несколько конвергируют и образуют четырехугольной формы мышечную пластинку, которая своими пучками вплетается в кожу верхней губы, а также в кожу крыла носа. Действие: поднимает верхнюю губу и подтягивает крыло носа.

6. Мышца, поднимающая угол рта, располагается глубже предыдущей. Действие: тянет угол рта вверх и кнаружи.

7. Щечная мышца, мышца трубачей, начинается от нижней челюсти, крыло-нижнечелюстного шва, а также от наружной поверхности верхней и нижней челюстей в области вторых больших коренных зубов. Направляясь вперед, пучки щечной мышцы переходят в верхнюю и нижнюю губы, а также вплетаются в кожу губ, угла рта и слизистую оболочку преддверия рта. Действие: оттягивает угол рта в сторону, при двустороннем сокращении растягивает ротовую щель, прижимает внутреннюю поверхность щек к зубам.

8. Мышца смеха, непостоянная, является частично продолжением пучков мышцы шеи; часть пучков мышцы берет начало от жевательной соединительной оболочки и кожи области носогубной складки. Направляясь в медиальную сторону, мышечные пучки вплетаются в кожу угла рта. Действие: тянет угол рта в сторону.

9. Мышца, опускающая угол рта, начинается широким основанием от передней поверхности нижней челюсти, ниже подбородочного отверстия. Направляясь вверх, мышца суживается, достигает угла рта, где частью пучков вплетается в его кожу, а частью - в толщу верхней губы. Действие: тянет угол рта книзу и кнаружи.

10. Мышца, опускающая нижнюю губу несколько прикрыта предыдущей. Начинается от передней поверхности нижней челюсти, над началом предыдущей мышцы, кпереди, направляется вверх и вплетается в кожу нижней губы и подбородка. Действие: тянет нижнюю губу книзу.

11. Подбородочная мышца начинается рядом с предыдущей от возвышения резцов нижней челюсти, направляется вниз и вплетается в кожу подбородка. Действие: тянет кожу подбородка кверху, вытягивает нижнюю губу.

12. Поперечная мышца подбородка, непостоянная, маленькая мышца, которая пересекает срединную линию тотчас под подбородком.

Мышцы окружности носа

1. Носовая мышца начинается от верхней челюсти поднимается вверх и делится на две части: наружную и внутреннюю.

а) Наружная, или поперечная часть, огибает крыло носа, несколько расширяется и у средней линии переходит в сухожилие, которое соединяется здесь с сухожилием одноименной мышцы противоположной стороны.

б) Внутренняя, или крыльная часть, прикрепляется к заднему концу хряща крыла носа. Действие: суживает носовое отверстие.

2. Мышца, опускающая перегородку носа, начинается от возвышения верхнего медиального резца. Мышца прикрепляется к нижней поверхности хряща перегородки носа. Действие: тянет перегородку носа книзу.

Жевательные мышцы

1. Жевательная мышца, берет начало от нижнего края скуловой дуги двумя частями: поверхностной и глубокой. Поверхностная часть, начинается сухожильными пучками от переднего и среднего отделов скуловой дуги, глубокая часть, начинается мышечно от среднего и заднего участков скуловой дуги. Действие: поднимает опущенную нижнюю челюсть; поверхностная часть мышцы участвует в выдвижении челюсти вперед.

2. Височная мышца выполняет височную ямку. Она начинается от височной поверхности большого крыла клиновидной кости и чешуи височной кости. Пучки мышцы, направляясь вниз, конвергируют и образуют мощное сухожилие, которое проходит кнутри от скуловой дуги и прикрепляется к венечному отростку нижней челюсти. Действие: сокращение всех пучков мышцы поднимает опущенную нижнюю челюсть; задние пучки выдвинутую вперед нижнюю челюсть тянут назад.

3. Латеральная крыловидная мышца, начинается двумя частями, или головками: верхней и нижней. Верхняя головка мышцы берет начало от нижней поверхности и прикрепляется к медиальной поверхности суставной капсулы височно-нижнечелюстного сустава и суставному диску. Нижняя головка начинается от наружной поверхности клиновидной кости и, направляясь назад, прикрепляется к нижней челюсти. Между верхней и нижней головками мышцы имеется небольшая щель, пропускающая щечный нерв. Действие: смещает нижнюю челюсть в противоположную сторону. Двустороннее сокращение мышцы выдвигает нижнюю челюсть вперед.

4. Медиальная крыловидная мышца, начинается от стенок клиновидной кости, направляется назад и вниз, прикрепляясь к нижней челюсти. Действие: смещает нижнюю челюсть в противоположную сторону. При двустороннем сокращении выдвигает вперед и поднимает опущенную нижнюю челюсть.

 

Антропологические признаки

Фотографу-портретисту необходимы самые общие познания в области антропологии, так как одной из важных задач портретирования является стремление к этнической и национальной типизации образов.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Еще в эпоху Возрождения такие великие художники, как Леонардо да Винчи, Рембрандт и Дюрер, написали ряд трактатов по антропологии. Этот интерес портретистов к антропологическому познанию человека объясняется возможностью более правдивого изображения натуры в разных ракурсах и с разных точек зрения.

И современные художники и фотографы-портретисты проявляют большой интерес к классификации антропологических типов, что в первую очередь выражается в правдивом изображении национальных типов.

 

Рис. 3.20. Лица с разными антропологическими признаками

В число антропологических признаков, включают особенности строения глазничной области, носа, рта и т. д.

При описании глазничной области рассматриваются такие показатели, как ширина глазной щели, или ширина глаз (рассматривается как расстояние между нижним и верхним веками с использованием следующей классификации: «узкая», «средняя» и «широкая»); наклон глазной щели, или наклон глаз (фиксируется по взаимному расположению наружного и внутреннего уголков глаз); развитие складки верхнего века (оценивается по выраженности и протяжённости верхнего века).

При описании области носа отмечаются такие параметры, как высота крыльев носа; профиль спинки носа (оценивается с использованием следующей классификации: «вогнутый», «прямой», «извилистый», «выпуклый»); поперечный профиль спинки носа; ширина носа.

При описании области рта фиксируются такие особенности её строения, как высота верхней губы (измеряется как расстояние от так называемой подносовой точки до верхнего края слизистой верхней губы); высота слизистой части губ при закрытом рте, или толщина губ; ширина рта (измеряется как расстояние между уголками рта); профиль верхней губы (оценивается контур губы при взгляде сбоку со следующей классификацией: выступающий вперёд — прохейлия, с вертикальным профилем — ортохейлия, отступающий назад — опистохейлия).

Рис. 3.21. Профиль верхней губы

Одними из важнейших антропологических признаков, по которым строятся классификации человеческих рас, являются признаки, связанные с пигментацией кожи, глаз и волос.

Цвет кожи человека определяется по содержанию в ней особого пигмента меланина. Частично на цвет кожи могут оказывать влияние также особенности кровообращения, толщина эпидермиса и состояние его поверхностного слоя. Выработка меланина происходит под воздействием ультрафиолетовых лучей и связана главным образом с фактором наследственности. Вариации цвета кожи по популяциям на планете от белого до иссиня-чёрного обусловлены разной степенью активности у людей пигментных клеток.

Цвет волос также зависит от количества в них меланина: одна из его форм — эумеланин — ответственна за чёрный цвет, другая форма — феомеланин— ответственна за красный цвет. Эумеланин, синтезируемый в большом количестве, даёт тёмно-коричневый и чёрный цвет разной интенсивности, большое количество феомеланина при недостатке эумеланина даёт каштаново-рыжий цвет. При отсутствии феомеланина и небольшом количестве эумеланина волосы приобретают светло-серые и светло-пепельные оттенки.

Цвет глаз зависит от количества и расположения гранул меланина в слоях так называемой радужки — сосудистой оболочки глаза. Цвет радужки глаз у людей представлен множеством оттенков от тёмно-карего до светло-голубого. Чем больше меланина, тем цвет глаз ближе к тёмно-карему диапазону; чем меньше меланина, тем цвет глаз становится светлее. Образование голубого цвета глаз происходит путём преломления света мембранами клеток роговицы.

Темнокожие популяции людей тропических регионов, как правило, имеют тёмные волосы и глаза, светлокожие популяции Северной Европы в большинстве своём депигментированы. Между тем единство в пигментации кожи, волос и глаз соблюдается не всегда, нередко встречаются индивиды со светлыми глазами и тёмными волосами; с тёмной кожей и светлыми волосами и т. п.

Мимико-эмоциональный строй лица

Эмоция - это рефлекс на внешний раздражитель, за которым всегда скрывается физическая необходимость. Например, когда человек испытывает страх или ужас, у него расширяются глаза, поднимаются брови, он делает резкий вдох. В таком состоянии можно больше увидеть вокруг, приготовиться к дальнейшим действиям.

Эмоциональные типы людей можно разделить на три группы:

1. спокойный;

2. мрачный;

3. весёлый.

Схема первой группы представляет полную горизонтальность линий глаз, носа и рта и выражает спокойный тип человека.

 

Рис. 3.22. Эмоциональные типы людей: а) спокойный; б) недовольный; в) весёлый

Рис. 3.23. Спокойный тип лица

Схема второй группы показывает линии тех же элементов, но с наклоном вниз. Она выражает тип недовольного человека, физическую слабость, утомленность.

Рис.3.24. Недовольный тип лица

Схема третьей группы изображает те же линии, но направленные вверх и характеризующие веселый тип человека.

 

Рис. 3.25. Весёлый тип лица

Усиление или ослабление впечатления эмоционального типа человека на фотоснимке в известной мере определяется положением лица перед фотоаппаратом. В первую очередь это относится к наклонам головы вокруг горизонтальной оси. При склоненной вниз голове усиливается выражение усталости, при приподнятой голове – хорошего настроения.

Почти у всех людей душевное состояние вызывает соответствующий наклон или поворот головы и усиливает внешние признаки переживаний.

Движение головы мы можем разделить на простые и сложные. К простым относятся наклоны головы вперед и назад, вправо и влево, к сложным – наклон головы вперед и одновременно вправо или влево; запрокинутая голова, прижатая подбородком к шее и одновременно склоненная вправо или влево; голова без наклона, повернутая вправо или влево; при том же повороте шеи голова запрокинута или опущена. Таким образом, положение головы, шеи и плеч связано с выражением лица и с психологическим состоянием человека.

Определенные положения головы должны соответствовать передаче настроения портретируемого.

 

Постановочный портрет

Портретом в фотографии является любое изображение человека, а не только снимок его лица, как ошибочно принято считать. Законы построения портрета не менялись с тех времен, когда средневековые художники впервые попытались изобразить на холстах и фресках своих современников. Портрет должен быть внешне похожим на модель и при этом раскрывающим ее внутреннюю красоту. Он может содержать различные составляющие (фоновый пейзаж, элементы интерьера, аксессуары, даже изображения других людей), но главная из них всегда - изображение того человека, чей портрет создает художник или фотограф.

Каждому фотографу теоретически доступно два типа съемки - постановочная и репортажная.

При постановочной съёмке, в отличие от репортажной, фотограф сам является режиссёром и сценаристом фотографии. Фотограф может сам:

1. определить основную мысль фотографии;

2. организовать съёмочное пространство (выбрать фон и декорации, выставить дополнительный свет и т.д.);

3. режиссировать происходящее (работать с моделью, управлять происходящими событиями);

4. использовать дополнительное оборудование для создания динамики и художественного эффекта.

Расположение фигуры человека в кадре

При портретной фотосъёмке используются все те же композиционные правила, что и для других видов съёмки. Основным можно назвать математическое правило «золотого сечения» и его упрощённую версию – правило третей. Ещё его называют «идеальной пропорцией», «божественной пропорцией» и т.д.

Суть правила третей заключается в том, что площадь кадра разделяется линиями, параллельными его краям на три равные части и, тем самым, создаётся сетка трети. Такое смещение уже заставляет зрителя «цепляться» взглядом за главный объект на снимке и дольше удерживать внимание на фотографии. По сетке трети можно расположить горизонт, однако что касается самой модели – всегда необходимо смотреть по ситуации, по наличию дополнительных объектов, по той позе, которую выбрал фотограф и т.д.

 

Рис. 3.26. Пример использования правила третей в фотопортрете

Большое внимание стоит уделить и кадрированию в портретировании. Кадрирование фигуры человека может быть следующих видов:

1. Лицевой портрет. В данном виде портрета стоит делать акцент на глаза.

Рис. 3.27. Пример кадрирования лица

2. Портрет по плечи. Один из самых тяжелых видов портретов, так как большинство кадра занимает модель и каждый недочет будет виден. С помощью подобных портретов, фотограф должен показать душу человека, его эмоции. Оставлять в кадре нужно только голову и плечи, а фотографировать нужно на уровне глаз.

Рис. 3.28. Пример кадрирования по плечи

3. Портрет по грудь. При съёмке таких портретов не стоит забывать про глаза, как и прежде фокус должен попадать именно на них. Если в кадре появляются кисти рук, то внимание на них удваивается, так что их обрезать никак нельзя.

Рис. 3.29. Пример кадрирования по грудь

4. Портрет по пояс. Один из самых распространённых видов портрета. Стоит помнить о том, что важно не обрезать части тела по суставам. Особенно не стоит забывать о кистях. Если в кадр попадает кисть, то её нужно показать целиком.

Рис. 3.30. Пример кадрирования по пояс

5. Кадрирование выше колен. Главное в таком виде фотографий не обрезать колени и фотографировать с уровня подбородка.

 

Рис. 3.31 Пример кадрирования выше колен

6. Кадрирование ниже колен. При данном виде кадрирования стоит следить за тем, чтобы граница кадра не располагалась на коленях.

Рис. 3.32. Пример кадрирования ниже колена

7. В полный рост. Можно показать человека полностью.

 

Рис. 3.33. Пример кадрирования в полный рост

Повороты головы

Все многообразие положений лица перед фотоаппаратом можно свести к пяти основным видам:

1. фас – симметричное изображение лица;

2. легкий полуоборот – отклонение от фаса, при котором на матовом стекле исчезает изображение второго уха;

3. классический полуоборот – такая проекция лица, когда кончик носа проецируется в центре щеки;

4. критический полуоборот – поворот, при котором кончик носа проецируется на контурную линию щеки;

5. профиль – проекция одной стороны лица.

 

Рис. 3.34. Повороты головы

Выбор точки съёмки

Во всех случаях фотография начинается с выбора точки съемки. С близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева, перемещаясь — фотограф определяет точку, из которой модель может быть запечатлена в лучшем плане и ракурсе.

Точка съемки выражает замысел фотографа. Если она удачно выбрана, обогащает сюжет, усиливая идею фотоснимка, то о такой точке съемки можно сказать, что она выигрышна.

От расстояния, с которого ведется съемка, зависит масштаб изображения. Масштаб обратно пропорционален расстоянию от фотоаппарата до модели, т. е. чем дальше модель от фотоаппарата, тем меньше ее изображение.

От направления оптической оси объектива по отношению к объекту съемки зависит передача на снимке объемов объекта и его линейных форм.

Съемка с центральных точек создает симметричные построения. В портрете они бывают приемлемы лишь на снимках для документов и при съемке групп, где во избежание различий масштабов лиц участники группы должны находиться от объектива примерно на равном удалении.

Окружающую действительность человек чаще всего видит с уровня роста, который принято считать нормальным, и соответствующую этому уровню точку съемки называют нормальной точкой съемки. Нормальная точка съемки наиболее распространена, так как дает привычное представление о видимом предметном мире. Однако при портретной съемке такая точка может оказаться высокой или низкой по отношению к снимаемой модели.

В павильоне нормальной точкой съемки портрета следует считать высоту, соответствующую средней части сюжета. Исключение составляет бюстовый портрет, в котором нижняя граница кадра непостоянна, а центральная точка определяется по лицевой части головы и соответствует, как правило, уровню носа.

При нижней точке съемки вертикальные линии кажутся укороченными. Этим приемом пользуются, когда не хотят показать подлинные пропорции лица и фигуры. Модель кажется величественней, монументальней, ощущается своеобразная динамичность, которая еще более усиливается при наклоне головы.

На натуре, при нижней точке съёмки, модель проецируется на фоне облаков, кроны деревьев, верхних частей зданий. Линия горизонта при этом опускается вниз, а иногда совсем уходит за пределы кадра. Изображение освобождается от ряда второстепенных деталей, расположенных в глубине кадра.

При верхней точке съемки в портретном изображении просматриваются верхние плоскости головы и элементов лица. Нос заметно удлиняется и приближается к губе, наблюдается сплюснутость лица. В портретной съемке верхняя точка встречается значительно реже, чем нижняя. Она бывает оправданна в некоторых случаях при съемке лица с непропорциональными элементами.

При верхней точке съемки на натуре весь сюжет проецируется на фоне земли. Удаленные верхние точки выразительны для показа больших пространств и площадей. Линия горизонта поднимается вверх и чаще всего совсем выходит из кадра. Чем выше точка съемки, тем меньше заметна высота предметов. Параллельные линии выглядят лучеобразно, подчеркивая глубину пространства.

 

Последовательность работы над портретным образцом

Фотосъёмка портрета организовывается и проводится по следующему плану:

1. Выбор образа модели. Сложность заключается в том, что фотограф должен избегать демонстрации визуальных недостатков портретируемого и представить их с выгодной стороны.

2. Подготовка места съёмки, декора



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: