Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.




 

  Вечер Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.   Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.   На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, — Но зарница уж теплится ярко Голубым и зелёным огнём.   А. А. Фет   Вечер О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.   В бездонном небе лёгким белым краем Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.   Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.   День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.   И. А.. Бунин

Пояснение.

1.1.3. Отрывки принадлежат к разным литературным направлениям. «Бедная Лиза» написана в духе сентиментализма. В свойственной сентиментализму манере сцену сопровождают описания природы, активно сочувствующей героине, но вместе с тем добавляющей в повествование некоторой «слащавости». «Судьба человека» — произведение реалистическое. Автор сосредоточен на главном: показать ужас расставания перед лицом нависшей опасности — войны. Обе героини предчувствуют, что их свидание с любимыми последнее. Потому чувства их схожи. Но мотивы расставания у них разные. Иринка не стыдится своих слез — она мужа на войну провожает, откуда он живым может и не вернуться. Андрей злится на нее за это. Лиза тоже провожает Эраста на войну, а он просит прощения у Лизы — это свидетельствует о том, что возвращаться он к ней не намерен, независимо от исхода войны.

 

 

1.2.3. В стихотворении «Вечер» А. А. Фет описывает один промежуток времени — между днем и ночью. Этому же промежутку посвящено и стихотворение Бунина. Несмотря на то, что фрагмент времени этот короткий, в нем отражается красота, видимая любому человеку, способному любить и понимать природу. Оба стихотворения можно отнести не только к пейзажной, но и к философской лирике. Очень осторожно, размытыми штрихами Фет устанавливает внутреннее родство между гармоничным миром природы и человеком. Бунин же об этой царящей в мире гармонии заявляет напрямую: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».

4.

Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. В чём за­клю­ча­ет­ся двой­ствен­ность на­ту­ры Печорина? (По ро­ма­ну М. Ю. Лермонтова «Герой на­ше­го времени»).

 

2.2. Как в рус­ской по­э­зии вто­рой по­ло­ви­ны XX века рас­кры­ва­ет­ся тема творчества? (На при­ме­ре 2–3 сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му выбору).

 

2.3. Какие нрав­ствен­ные во­про­сы нашли от­ра­же­ние в бас­нях И. А. Крылова? (На при­ме­ре 2–3 басен по Ва­ше­му выбору).

 

2.4. На какие про­бле­мы от­кли­ка­ет­ся проза А. П. Чехова? (На при­ме­ре од­но­го из про­из­ве­де­ний по Ва­ше­му выбору).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. В чём заключается двойственность натуры Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...» Каковы причины этой раздвоенности? «Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...» — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно сказать и о Печорине. Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей».

И все же Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость — маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют «жизни силы», он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение.

2.2. Как в русской поэзии второй половины XX века раскрывается тема творчества? (На примере 2–3 стихотворений по Вашему выбору).

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

С.А.Есенин.

Это значит: поэт должен раскрывать правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками. «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Одним из представителей этого периода был Андрей Вознесенский.

В стихотворении «Гойя» (1959) образ художника является символом высокой человечности, а голос Гойи — это голос гнева против ужасов войны, против зверств реакции.Я — горе.

Я — голос

Войны, городов голени

На снегу сорок первого года,

Я — голод,

Я — горло

Повешенной бабы…

Поэма «Мастера» сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время.

Художник первородный —

Всегда трибун.

В нем дух переворота

И вечно — бунт.

Вас в стены муровали.

Сжигали на кострах.

Монахи муравьями

Плясали на кострах.

Искусство воскресало

Из казней и из пыток

И било, как кресало,

О камни Моабитов.

Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все времена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.

 

2.3. Какие нравственные вопросы нашли отражение в баснях И.А. Крылова? (На примере 2–3 басен по Вашему выбору).

Басня согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Для анализа можно взять басни: «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Мартышка и очки» и другие.

 

2.4. На какие проблемы откликается проза А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).

Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом — главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей... Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует «маленьким людям».

Не может оставить равнодушным и современного читателя история доктора Старцева из рассказа «Ионыч». Тем более, что проблема бездуховности актуальна в наше время возможно гораздо больше, чем во времена Чехова.

Жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен...

В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: