Вечер Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, — Но зарница уж теплится ярко Голубым и зелёным огнём. А. А. Фет | Вечер О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе лёгким белым краем Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. И. А.. Бунин |
Пояснение.
1.1.3. Отрывки принадлежат к разным литературным направлениям. «Бедная Лиза» написана в духе сентиментализма. В свойственной сентиментализму манере сцену сопровождают описания природы, активно сочувствующей героине, но вместе с тем добавляющей в повествование некоторой «слащавости». «Судьба человека» — произведение реалистическое. Автор сосредоточен на главном: показать ужас расставания перед лицом нависшей опасности — войны. Обе героини предчувствуют, что их свидание с любимыми последнее. Потому чувства их схожи. Но мотивы расставания у них разные. Иринка не стыдится своих слез — она мужа на войну провожает, откуда он живым может и не вернуться. Андрей злится на нее за это. Лиза тоже провожает Эраста на войну, а он просит прощения у Лизы — это свидетельствует о том, что возвращаться он к ней не намерен, независимо от исхода войны.
1.2.3. В стихотворении «Вечер» А. А. Фет описывает один промежуток времени — между днем и ночью. Этому же промежутку посвящено и стихотворение Бунина. Несмотря на то, что фрагмент времени этот короткий, в нем отражается красота, видимая любому человеку, способному любить и понимать природу. Оба стихотворения можно отнести не только к пейзажной, но и к философской лирике. Очень осторожно, размытыми штрихами Фет устанавливает внутреннее родство между гармоничным миром природы и человеком. Бунин же об этой царящей в мире гармонии заявляет напрямую: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».
4.
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
2.1. В чём заключается двойственность натуры Печорина? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
2.2. Как в русской поэзии второй половины XX века раскрывается тема творчества? (На примере 2–3 стихотворений по Вашему выбору).
2.3. Какие нравственные вопросы нашли отражение в баснях И. А. Крылова? (На примере 2–3 басен по Вашему выбору).
2.4. На какие проблемы откликается проза А. П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
Пояснение.
Комментарии к сочинениям
2.1. В чём заключается двойственность натуры Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...» Каковы причины этой раздвоенности? «Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...» — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно сказать и о Печорине. Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей».
И все же Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость — маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют «жизни силы», он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение.
2.2. Как в русской поэзии второй половины XX века раскрывается тема творчества? (На примере 2–3 стихотворений по Вашему выбору).
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С.А.Есенин.
Это значит: поэт должен раскрывать правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками. «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Одним из представителей этого периода был Андрей Вознесенский.
В стихотворении «Гойя» (1959) образ художника является символом высокой человечности, а голос Гойи — это голос гнева против ужасов войны, против зверств реакции.Я — горе.
Я — голос
Войны, городов голени
На снегу сорок первого года,
Я — голод,
Я — горло
Повешенной бабы…
Поэма «Мастера» сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время.
Художник первородный —
Всегда трибун.
В нем дух переворота
И вечно — бунт.
Вас в стены муровали.
Сжигали на кострах.
Монахи муравьями
Плясали на кострах.
Искусство воскресало
Из казней и из пыток
И било, как кресало,
О камни Моабитов.
Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все времена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.
2.3. Какие нравственные вопросы нашли отражение в баснях И.А. Крылова? (На примере 2–3 басен по Вашему выбору).
Басня согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Для анализа можно взять басни: «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Мартышка и очки» и другие.
2.4. На какие проблемы откликается проза А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом — главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей... Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует «маленьким людям».
Не может оставить равнодушным и современного читателя история доктора Старцева из рассказа «Ионыч». Тем более, что проблема бездуховности актуальна в наше время возможно гораздо больше, чем во времена Чехова.
Жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен...
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.