Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составитель
cт. преп. С.В.Хохлова
Рецензент
д-р экон. наук, проф. В.П. Семенов
Подготовлено на кафедре
экономики и менеджмента в науке и социальной сфере
Одобрено научно-методическим советом факультета региональной экономики и управления
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителем
ã СПбГИЭУ, 2006
Содержание
1.Цель и содержание курсового проекта..………………….4
2. Выбор варианта задания……………...……………………4
3. Построение бизнес-плана по выбранным предпринимательским идеям……………….……………..4
4. Алгоритм выполнения бизнес-плана по заданным идеям……………………..…………………………………5
5. Компрометация предпринимательских идей……………..8
6. Формулирование аргументов в пользу предлагаемых бизнес-идей…………………………… …………………..8
7. Порядок оформления, сдачи и защиты курсового проекта………………………………………………………9
Приложение 1 Пример оформления титульного листа
курсового проекта………………………….12
1. Цель и содержание курсового проекта
Курсовой проект по дисциплине “Предпринимательство в социальной сфере” имеет целью закрепление теоретических знаний студентов и привитие практических навыков создания и организационно-экономического обеспечения коммерческих предприятий в социальной сфере. В процессе выполнения курсового проекта студент должен:
* сформировать не менее трех предпринимательских идей или проектов;
* разработать краткие бизнес-планы по этим идеям или проектам;
* дать сравнительную оценку проектов и ранжировать их по степени коммерческой предпочтительности.
Таким образом, содержанием курсового проекта является разработка и ранжирование коммерческих альтернатив в социальной сфере.
Конечной целью проекта «Разработка и организационно-экономическое обеспечение коммерческих идей» являетсявнесение в «профессиональный багаж» студента-выпускника нескольких достаточно проработанных бизнес-идей.
2. Выбор варианта задания
Поиск реализации предпринимательских идей предполагается вести на потребительском рынке товаров или услуг. При этом студент самостоятельно выбирает сферу применения бизнес-идеи.
При оформлении курсового проекта приводится описание каждой идеи или проекта с обоснованием их социальной значимости и этической приемлемости (1-2 страницы на каждую идею).
3. Построение бизнес-плана по выбранным предпринимательским идеям
В рамках курсового проекта студент разрабатывает краткий бизнес-план по каждой из выбранных предпринимательских идей. Разработка плана должна основываться на реальных цифрах и реальных событиях на конкретном рынке, которые подкрепляются специализированными изданиями по данному направлению бизнес – идеи.
4. Алгоритм выполнения бизнес-плана по заданным идеям
Алгоритм выполнения должен в точности соответствовать отчету по курсовому проекту и содержать следующие части
1. Определение миссии бизнеса.
2. Построение морфологической матрицы по данной бизнес - идее
3. Краткая характеристика товара или услуги.
4. Определение рынков сбыта товара или услуги. Для полной характеристики рынков необходимо провести сегментирование по различным критериям.
5. Выявление основных конкурентов. Производится с помощью специализированных справочных изданий и газет рекламных объявлений, и по результатам анализа рынка заполняется таблица 1. (К отчету по курсовому проекту необходимо приложить все материалы, на основании которых происходит обзор рынка конкурентов).
Таблица 1
Наименование учреждения | Адрес и телефон | Дополнительные сведения | Цена за единицу товара или услуги в руб. |
В дальнейшем необходимо обосновать выбор собственной цены за единицу товара или услуги.
6. План маркетинга. Составляется план мероприятий, и все его возможные направления заносятся в таблицу 2.
Таблица 2
№ п/п | Мероприятие | Периодичность выполнения | Всего за месяц, руб. | Всего за год, руб. |
1) n) | ||||
Всего |
7. Организационный план по бизнес-идее. Составляется примерный план, который должен содержать управленческую структуру предприятия и планируемую численность персонала с соответствующей оплатой труда. Обоснование оплаты труда каждой штатной единицы производится по материалам газетных изданий рынка труда, прилагаемых к работе. Возможно применение и некоторых допущений, которые также необходимо пояснить. После составляется штатное расписание. Результаты заносятся в таблицу 3.
Таблица 3
№ п/п | Должность | Кол-во чел. | Ставка (за месяц, за 1 час работы, за ед. товара или услуги) в руб. | Кол-во показателя | Всего за мес., руб. | Всего за год, руб. |
Всего |
По остальным статьям затрат заполняется таблица 4. Особенно следует отметить обоснование арендных платежей на рынке недвижимости. Эти данные должны быть получены из достоверных источников информации по рынку недвижимости, а сами материалы должны прилагаться к работе.
Таблица 4
№ п/п | Статья затрат | Ед. изм | Стоимость за ед. изм., руб. | В месяц | Всего за год, в руб. | |
Кол-во | Сумма, в руб. | |||||
Всего | руб. |
8. Краткий экономико-финансовый анализ. Производится с помощью анализа безубыточности бизнеса.
Расчет переменных затрат на единицу реализации услуги (Зпер)
Расчет затрат производится по таблице 5.
Таблица 5
№ п/п | Наименование составляющих | Расчет | Всего, руб. |
Итого: |
Определение цены единицы реализации (Цед.реал) производятся на основании данных таблицы 1 и собственного обоснования цены.
Расчет маржи
Маржа=Цед.реал-Зпер
Определение постоянных затрат (Зпост).
Расчет постоянных затрат производится на основании данных таблиц 2 и 4 за год. Данные расчетов сводятся в таблицу 6.
Таблица 6
№ п/п | Наименование составляющих | Всего за год, руб. |
Определение порога прибыльности, критического объема (Vкр) реализации услуги
Vкр = Зпост/Маржа
Расчет ожидаемой прибыли производится по формуле:
Прибыль = (Vреал – Vкр)Маржа
Где Vреал – объем реализации услуги.
9. Экономический риск по данной бизнес – идее.
10. Стратегия финансирования. Наметить возможные источники финансового обеспечения бизнес-идеи.
11. Приложения.
Следует отметить, что в рамках курсового проектирования выполняется сокращенный вариант бизнес-планирования (для себя, а не для инвестора). Однако он в любой момент может быть расширен до размеров стандартного бизнес-плана.
Объем бизнес-плана по каждой идее - 4-6 страниц, включая графический материал.
Компрометация предпринимательских идей
На данном этапе курсового проектирования студент выдвигает максимальное количество аргументов против выбранных и предлагаемых к реализации идей. Это делается с целью моделирования поведения возможных оппонентов, если придется бизнес-идеи защищать.