Территориальные аспекты государственного суверенитета




Государственная территория прочно связана с суверенитетом государства, что отмечается во многих трудах правоведов <1>. В теории проблемы государственного суверенитета всегда анализируются в контексте территориального аспекта, т.е. права государства самостоятельно издавать властные установления на своей территории, вступать в отношения с другими государствами по поводу территории. В этом и раскрывается юридическая природа государственной территории <2>. Нередко ученые употребляют термин "территориальный суверенитет", понимая под ним право государства самостоятельно устраивать свои территориальные дела <3>.

--------------------------------

<1> См., например: Барциц И.Н. Категория "суверенитет" в правовой теории и практике Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1995; Эбзеев Б.С. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). М., 2005.

<2> См.: Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 43.

<3> См.: Чертков А.Н. Указ. соч. С. 125.

 

В международном праве государственная территория определяется как территория, "которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство" <1>.

--------------------------------

<1> Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1994. С. 71.

 

Под государственным суверенитетом понимается свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, на международной арене.

В Конституции РФ принцип государственного суверенитета России как верховенство, неотчуждаемость, независимость и единство государства закреплен достаточно четко в ст. 4. Конституция не закрепляет за субъектами РФ качества суверенных государств. Конституционная формулировка "суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию" подразумевает единый и неделимый суверенитет России, осуществляемый государственной властью в лице ее федеральных органов и органов субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ.

В государственно-правовой теории вопрос о государственном суверенитете в федеративном государстве является довольно спорным. Ряд ученых полагают, что на территории субъекта федерации его власть суверенна. Некоторые современные исследователи (Л.Ф. Болтенкова, Ю.А. Дмитриев, У.А. Садыков и др.) считают, что субъекты федерации обладают ограниченным ("частичным", "сопряженным", "разноуровневым") суверенитетом <1>. Другие расценивают легализацию понятия "ограниченный суверенитет" как весьма опасную, подрывающую единство государства и целостность его территории и нарушающую принцип равноправия граждан <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 126; Дмитриев Ю., Хышыктуев О. К вопросу о делимости государственного суверенитета // Право и жизнь. 1996. N 10. С. 3 - 9; Федерализм: энциклопедический словарь / Гл. ред. С.Д. Валентей. М., 1997. С. 9, 58, 235, 236, 245.

<2> См.: Иванченко Л.А., Калина В.Ф. Актуальные проблемы российского федерализма и их отражение в законотворческой деятельности // Журнал российского права. 1999. N 11. С. 5; Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 316.

 

Известный русский государствовед Н.М. Коркунов, оценивая теорию делимости суверенитета, писал, что эта теория "основывается на предположении, что действие суверенных властей допускает двоякое разграничение: территориальное и по предметам ведения. Предполагается безразличным, как именно будут разграничены суверенные власти. Невозможно только совмещение их. А раз данные власти будут разграничены по территориям или по предметам - все равно, каждая из них может быть вполне суверенна в своей сфере. Но при этом упускают из внимания, что территориальная граница - внешняя, материальная, вполне наглядная; а разграничение по предметам есть граница идеальная, граница более или менее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретные случаи, относящиеся к ведению той или другой власти. Можно определить только род дел, относящихся к их компетенции. А при применении этих общих определений к частным случаям не только возможны, но и неизбежны сомнения и споры. Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть, которая получит это право, неизбежно подчинит себе другую власть. Если это будет власть союзная, она и только она одна окажется верховною, так как она получит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же, напротив, решителями таких споров сделать отдельные государства, тогда они подчинят себе союзную власть, которая потеряет свое верховенство, и вместо союзного государства получится просто союз государств. Таким образом, отстоять понятие союзного государства можно лишь под одним условием, допустив, что суверенитет, верховенство не составляет необходимой принадлежности государства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а входящие в состав союзного государства отдельные государства должны быть признаны не суверенными государствами" <1>.

--------------------------------

<1> Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1892. Т. 1. С. 78.

 

Территория РФ является предметом федерального ведения (п. "б" ст. 71 Конституции РФ). Безусловно, ее нельзя считать простой "суммой" территорий ее субъектов, поскольку она представляет собой качественное целое, характеризуемое единым геополитическим, экономическим, политическим и правовым пространством, что прямо вытекает из смысла Конституции, в соответствии с которой суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4), а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П указал, что Конституция РФ не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Использование в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ в установлении статуса республики понятия "государство" не означает признания государственного суверенитета этих субъектов РФ. Выполняя решение Конституционного Суда РФ, республики изъяли из текстов своих конституций положения о суверенности республик.

Территориальное верховенство - это полная и исключительная власть государства в пределах всей своей территории. Однако использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в интересах проживающего на ней населения.

Власть государства в пределах его территории также не является абсолютной с точки зрения современного международного права, поскольку эта власть ограничена обязательствами, принятыми на себя данным государством перед иными странами. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

На современном этапе в теории конституционного и международного права остро обозначилась проблема пересмотра "территориальных" параметров распространения государственного суверенитета <1>. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не раз затрагивал вопрос об экстерриториальности при реализации суверенной власти. Общий подход, демонстрируемый ЕСПЧ, заключается в том, что за необеспечение соблюдения прав человека несет ответственность государство, даже в тех случаях, когда нарушения имеют место за пределами национальной территории, но связаны фактической реализацией государством суверенных прав вне своих территориальных пределов.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Яценко И. Понятие юрисдикции государства в практике Европейского суда по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. N 2 (51). С. 74 - 81; Шарифов М. Злоупотребление защитой прав человека Европейским судом по правам человека при определении "суверенных пределов" // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2011. N 3 - 4. С. 78 - 93.

 

Европейский суд возлагал ответственность на государство и в тех случаях, когда в результате боевых действий оно на практике получало контроль над районами за пределами его национальной территории <1>. При этом государство, территория которого оккупирована вооруженными силами другого государства, не рассматривается мировым сообществом, как утверждают некоторые авторы, в качестве "фактически не существующего государства, поскольку оно утратило государственную территорию" <2>. На государство-оккупанта возлагается ответственность, но оккупированное им государство признается существующим. Так, в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН от 18 ноября 1983 г. N 541 признается юридически недействительным создание на территории суверенного государства Республики Кипр иного государства - Турецкой Республики Северный Кипр. Совет Безопасности ООН призвал мировое сообщество не признавать иного государства на Кипре, кроме Республики Кипр <3>. А ответственность за нарушение прав человека на территории оккупированного Кипра была возложена на Турцию <4>.

--------------------------------

<1> См.: Дела по жалобам "Кипр против Турции" ("Cyprus v. Turkey") от 10 июля 1978 г. (жалоба N 8007/77), от 4 июня 1999 г. (жалоба N 25781/94) // URL: https://www.echr.coe.int.

<2> Чертков А.Н. Указ. соч. С. 138 - 139.

<3> См.: URL: https://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/454/33/IMG/NR045433.pdf?OpenElement.

<4> См.: Постановление ЕСПЧ по делу от 18 декабря 1996 г. "Лоизиду против Турции".

 

Таким образом, в территориальных вопросах государство связано нормами международного права, ограничено Конституцией и правами человека.

 

§ 3. Государственная граница Российской Федерации

 

Согласно Толковому словарю русского языка термин "граница" означает линию раздела между территориями, рубеж, а термин "государственная граница" понимается как "юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории" <1>. В ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" Государственная граница РФ определяется как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, очерчивающие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению (ст. 2). Протяженность Государственной границы РФ составляет более 60 тыс. км.

--------------------------------

<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 144 - 145.

 

Государственная граница определяет пределы всех элементов территории (воздушного пространства, суши, водного пространства, недр). Значение государственных границ прежде всего тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. "Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют сферу территориальной юрисдикции" <1>. Таким образом, государственная граница определяет не только пределы территориального верховенства государства, но и принадлежащую ему территорию со всеми ее материальными, естественными богатствами и ресурсами, составляющими часть географической среды. Она обозначает и материальное разграничение государств, что имеет большое значение для населяющих их народов. А территориальное верховенство есть неотъемлемая черта государственного суверенитета, его материальное проявление <2>.

--------------------------------

<1> Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. М., 2004. С. 7.

<2> См.: Гурьянов А.А. Некоторые теоретико-правовые аспекты статуса Государственной границы Российской Федерации // Миграционное право. 2010. N 2. С. 6 - 9.

 

Государственная граница выполняет следующие основные функции: обеспечивает безопасность страны, служит передовой линией контактов с другими странами и способствует установлению добрососедских отношений с ними.

Порядок использования границы, т.е. осуществления в отношении ее пограничной деятельности, именуется правовым режимом <1>. Юрисдикция органов государственной власти в отношении Государственной границы РФ состоит: 1) в установлении и обозначении Государственной границы РФ; 2) поддержании режимов; 3) защите и охране Государственной границы РФ.

--------------------------------

<1> См.: Большая юридическая энциклопедия / Под ред. А.Б. Барихина. М., 2010. С. 807.

 

В соответствии с п. 2 ст. 5 вышеназванного Закона прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

Процедура установления сухопутных и водных границ между государствами обычно имеет две стадии: делимитацию и демаркацию. Делимитация (лат. delimitatio - установление границ) - это договорное определение общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Общим направлением обычно служат особенности рельефа местности, реки, хребты, ущелья рек и т.п. Однако встречаются границы, установленные по параллелям и меридианам (в Африке или, например, между США и Канадой). Демаркация (фр. demarcatio) - установление государственной границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков. Это осуществляется смешанными комиссиями сторон, которые составляют протоколы с подробным описанием прохождения линии государственной границы и пограничных знаков. В результате демаркации должны быть обеспечены точность, ясность, видимость и наглядность обозначения границы в любое время года и с возможно большего расстояния. Документы о демаркации границы вступают в силу после обмена уведомлениями об их утверждении правительствами сопредельных государств.

В международной практике различают три способа проведения границ: орографический, геометрический и астрономический (географический). При орографическом (от гр. oros - гора и grapho - описание) способе границу проводят с учетом особенностей рельефа местности: по реке, горному хребту и т.п. У Российской Федерации орографическим способом проведены границы с Монголией, Китаем, некоторыми другими странами. Геометрический способ предусматривает проведение прямой линии между фиксированными точками на поверхности суши без учета рельефа земной поверхности и каких-либо естественных ориентиров. Россия проведенные геометрическим способом границы имеет на отдельных участках с Китаем и Финляндией. Способ проведения государственной границы по параллели или меридиану называется астрономическим (географическим). Такие границы встречаются в основном на африканском континенте (Ангола, Египет, Судан, Чад) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Паламарь Н.Г. Об установлении и изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации // Миграционное право. 2010. N 1. С. 2 - 5.

 

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу - линии наибольших глубин судоходной реки; также граница может проводиться по линии главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже по линии одного из ее берегов. На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т.п.

В случае существенного изменения, полного или частичного разрушения пограничных знаков по договоренности между сопредельными странами осуществляется редемаркация границы. По взаимному соглашению сторон в ходе редемаркации возможны небольшие изменения линии границы <1>.

--------------------------------

<1> Такие изменения были произведены, например, на границе СССР с Польшей в 1951 г., с Норвегией в 1963 и 1967 гг., с Турцией в 1967 - 1977 гг., а также на ряде других направлений. См.: Паламарь Н.Г. Указ. соч.

 

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании отношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

мирного разрешения пограничных вопросов.

В пределах государственной территории, примыкающей к Государственной границе РФ на суше, в воздушном и водном пространствах, устанавливается специальный правовой режим функционирования Государственной границы РФ, направленный преимущественно на обеспечение интересов государственной (национальной) безопасности. Данный режим представляет собой совокупность нормативно установленных правил относительно: 1) содержания Государственной границы; 2) пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; 3) перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; 4) ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; 5) разрешения с иностранными государствами пограничных инцидентов (ст. 7 Закона РФ "О государственной границе Российской Федерации").

Защита Государственной границы РФ определена Законом как часть системы обеспечения безопасности России и реализации государственной пограничной политики, которая заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий. Составной частью защиты Государственной границы РФ является ее охрана, которая осуществляется пограничными органами в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством РФ. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения ее противоправного изменения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через нее.

Незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима служат гарантией безопасности государства, неизменности его территории, предотвращения территориальных споров и конфликтов, сохранения спокойствия в приграничных районах, дальнейшего укрепления и развития сотрудничества и взаимной помощи. Поэтому между сопредельными государствами заключаются договоры по пограничным вопросам <1>. Вместе с тем история международных отношений показывает, что многие территориальные споры имеют латентный характер, а значит, проблема разрешения территориальных и пограничных споров будет актуальной еще долгие годы <2>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Степенко В.Е., Чернова О.А. К вопросу о формировании и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации // Юридический мир. 2006. N 9. С. 12 - 20.

<2> См.: Овлащенко А.В. Морские пространства и границы в деятельности международных судебных органов: концептуальные подходы // Транспортное право. 2009. N 3. С. 12.

 

Территориальные споры между государствами нередко используются для вмешательства во внутренние дела различных стран. При этом государства не только отстаивают свои права на те или иные территории, но и демонстрируют при этом свою геополитическую мощь. Применение вооруженных сил в территориальных конфликтах направлено на сохранение или изменение территориального status quo, т.е. государственной принадлежности определенной территории или существующих границ (примеры из межгосударственных отношений чрезвычайно многообразны). В агрессии одного государства против другого в целях захвата его территории наиболее отчетливо проявляется территориальный элемент конфликта, поскольку основной целью такой агрессии является изменение территориального status quo <1>.

--------------------------------

<1> См.: Клименко Б.М. Мирное решение территориальных споров. М., 1982. С. 11.

 

В настоящее время процесс договорного оформления отдельных участков Государственной границы РФ не завершен, и территориальные проблемы остаются. К спорным территориям относятся: Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Северные территории), на которые претендует Япония <1>; воды Азовского моря и Керченского пролива, который Россия рассчитывает использовать совместно с Украиной, без разделения водной поверхности пролива государственной границей <2>; континентальный шельф в Баренцевом море, на который претендует Норвегия <3>; спорный участок морских пространств и шельфа в Беринговом море, по которому Россия не ратифицировала соглашение с США, подписанное в 1990 г. <4>; континентальный шельф в Каспийском море, который является предметом разногласий между Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном, Ираном и Россией <5>; полярные территории, на которые претендуют Россия, Канада, США, Дания и Норвегия, а также три государства, не имеющие океанических границ, - Исландия, Швеция и Финляндия <6>. Международными договорами не оформлена Государственная граница РФ с Эстонией, Латвией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Японией и США.

--------------------------------

<1> См. об этом: Курицын В.М. Проблема Курильских островов // История государства и права. 2010. N 13. С. 2 - 6.

<2> См.: Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007. С. 242; Тихонова С.Н. Международно-правовые аспекты статуса вод Азовского моря // Международное публичное и частное право. 2008. N 1.

<3> См.: Велиева Д.С. Комментарий к Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс"; Баренцево море в подарок. URL: https://maponz.info/index.php?option=com_content&Itemid=38&id=1752&task=view.

<4> См.: Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н, Боброва Ю.В. Указ. соч. С. 74; Агешкина Н.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс"; Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный) / Под ред. М.В. Пономарева. М., 2005. С. 10.

<5> См.: Велиева Д.С. Указ. соч.; Барсегов Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой политике // Центр международных проблем Мирового океана и экологии. М., 1998; Мамедов Р.Ф. Международно-правовой статус Каспийского моря как пограничного озера // Московский журнал международного права. 1999. N 1. С. 110 - 117; Назарбаев Н. Как нам поделить Каспий // Известия. 2002. 4 окт.

<6> См.: Колодкин А., Гландин С. Российский флаг на Северном полюсе // Международная жизнь. 2007. N 9. С. 15; Международное право: Особенная часть / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М., 2010. С. 178; Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. Перспективы правового режима морской транспортной среды российской Арктики: дуализм подходов или их эклектизм? // Транспортное право. 2012. N 1. С. 12 - 20; Ковалев А.А. Международно-правовой режим Арктики и интересы России в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. // Российский ежегодник международного права. 2007. СПб., 2008. С. 159.

 

Государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров; разрешать территориальные споры на основе международного права и справедливости; воздерживаться от любых действий, которые могут обострить спор до такой ситуации, что поставят под угрозу международный мир и безопасность; не рассматривать спор как правовое основание для противоправного применения силы <1>. Все территориальные споры государства обязаны разрешать только мирными средствами <2>.

--------------------------------

<1> См.: Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 1999. С. 267, 270.

<2> См. об этом: Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977. С. 11; Клименко Б.М. Указ. соч. С. 44.

 

Государственная граница может быть изменена как за счет уменьшения территории государства, так и за счет ее увеличения. Правовым основанием любого изменения государственной территории является суверенное волеизъявление населения всего государства или части переходящей территории, а также соглашение между заинтересованными государствами.

Так, в 1990 г. на основании волеизъявления населения произошло объединение ФРГ и ГДР в единое немецкое государство ФРГ <1>. В 1951 г. СССР и Польша по Договору от 15 февраля 1951 г. обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области. В 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией 1945 г. <2> северная часть бывшей Восточной Пруссии была передана СССР в качестве санкции за агрессию и гарантии безопасности (Калининградская область), а южная часть - Польше. Эта исключительная мера была предпринята в качестве санкции.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Елистратова В.В. К вопросу об объединении современной Германии // Право и политика. 2005. N 5.

<2> См.: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. М., 1980. Т. 4. С. 463.

 

Государства внимательно относятся к определению своих границ (несмотря на так называемую глобализацию и повсеместно декларируемую прозрачность границ, а то и полную их теперь ненужность) <1>. Как правило, эти вопросы закрепляются на конституционном уровне. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ статус и защита Государственной границы РФ, ратификация и денонсация международных договоров РФ относятся к вопросам, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению после их принятия Государственной Думой в Совете Федерации (п. п. "г", "д").

--------------------------------

<1> См.: Овлащенко А.В. Указ. соч. С. 13.

 

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры РФ о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, подлежат ратификации (п. "в" ст. 15). Ратификация осуществляется в форме федерального закона. Данное положение было предметом конституционной жалобы. Заявитель полагал, что ратификация международного договора РФ о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами должна осуществляться не в форме федерального закона, а на референдуме. Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению по формальному основанию - заявитель не представил копии официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела, рассмотрение которого завершено в суде <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2012 г. N 670-О.

 

Конституцией РФ предусмотрена возможность проверки конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ (п. "г" ч. 2 ст. 125). Инициаторами проверки могут выступать Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Так, по запросу группы депутатов Государственной Думы Конституционный Суд РФ проверял конституционность ряда статей Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, подтверждающих нерушимость существующих границ между государствами, 1999 г. <1>. Заявители полагали, что Договор создает и закрепляет международно-правовую основу территориальных уступок России Украине, а отсутствие между сторонами договоров, касающихся разграничения территориального моря и воздушного пространства над ним, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, подрывает национальную безопасность, государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации. Конституционный Суд РФ прекратил производство по делу, потому что на момент его рассмотрения Договор был ратифицирован.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1999 г. N 62-О.

 

В законодательстве и научной литературе различают понятия "изменение границ" и "уточнение границ" <1>. Этимология слов "изменение" и "изменить" основана на слове "менять", которое определяется как: 1) брать, использовать, употреблять, назначать вместо другого, подобного; 2) делать иным <2>. Слово "уточнить" имеет значение "сделать точнее" <3>. В свою очередь, слово "точный" имеет несколько значений: 1) полностью соответствующий действительности, совершенно верный; 2) показывающий что-нибудь в полном соответствии с действительностью; 3) полностью соответствующий заданному, должному; 4) конкретный, определенный, не приблизительный <4>.

--------------------------------

<1> См.: Лысков О.К., Смелов С.А. К вопросу о правовой природе соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12. С. 13.

<2> См.: Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М., 1997. С. 203.

<3> Там же. С. 751.

<4> Там же. С. 712.

 

Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров РФ, вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, в данном Законе понятие "уточнение" предполагает осуществление определенных действий на местности в целях проверки соответствия определенным документам <1>. Так, в ходе редемаркации по взаимному соглашению сторон возможны небольшие изменения линии границы, т.е. уточнения <2>.

--------------------------------

<1> См.: Лысков О.К., Смелов С.А. Указ. соч. С. 14.

<2> См.: Паламарь Н.Г. Указ. соч. С. 9.

 

В современной истории России государственные границы изменялись в результате уменьшения территории государства. Так, российская территория уменьшилась в северной акватории Берингова моря. В соответствии с Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. восточная граница распространения суверенитета СССР была принята по меридиану, проходящему по середине пролива между островами Ратманова (СССР) и Крузенштерна (США), что совпадало с линией разграничения, ранее определенной Договором, заключенным между Россией и Северо-Американскими Соединенными Штатами 18 марта 1867 г., "Об уступке Российских Северо-Американских колоний". Но в указанных документах не рассматривались вопросы установления и правового закрепления экономических зон сопредельных государств. Такое положение существовало около 50 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1976 г. N 4851-IX "О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР" и Законом США от 1 марта 1977 г. "О сохранении рыбных запасов и управлении рыболовством" были установлены экономические зоны государств шириной 200 морских миль, которые на ряде направлений накладывались друг на друга. Чтобы разрешить указанное противоречие, США было предложено разграничить морские пространства в Беринговом море по линии, установленной русско-американской Конвенцией от 18 (30) марта 1867 г.

В Постановлении Совета Министров СССР от 24 февраля 1977 г. N 163 "О введении временных мер по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в районах Тихого и Северного Ледовитого океанов, прилегающих к побережью СССР" имелась ссылка на указанный документ. Но, в связи с тем что в Конвенции 1867 г. была указана не конкретная линия разграничения, а только ее направление, стороны выбрали для себя более выгодные варианты ее определения, что привело к образованию в акватории Берингова моря спорного участка протяженностью 1800 км и общей площадью 70 тыс. кв. км <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом: Паламарь Н.Г. Некоторые аспекты пограничного разграничения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. URL: https://www.zpu-joumaLru/e-zpu/2009/6/Palamar_Boundary_Differentiation/.

 

1 июня 1990 г. в Вашингтоне было подписано Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств, в соответствии со ст. 7 которого оно подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами. Несмотря на то что Соглашение не ратифицировано сторонами, его положения применяются с 15 июня 1990 г. на основании обмена нотами 1 июня 1990 г. между Министром иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе и госсекретарем США Дж. Бейкером. Постановлением Правительства СССР от 30 мая 1990 г. N 532 было одобрено временное применение Соглашения. Согласно приложению к Соглашению фактически поделено открытое море, что не соответствует ст. ст. 76 и 89 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., так как влечет утрату Россией исключительного права на установление предельной границы континентального шельфа и использование его ресурсов, утрату каких-либо прав третьих стран в открытом море. По Соглашению к СССР отошло всего 6,6 тыс. кв. км, из них 4,6 тыс. кв. км в открытой центральной части Берингова моря, в то время как к США - 77,4 тыс. кв. км, из которых более 66 тыс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: