Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.




 

 

  Тихая моя родина В. Белову Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои.   — Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. — Тихо ответили жители: — Это на том берегу.   Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос.   Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал.   Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя родина, Я ничего не забыл.   Новый забор перед школою, Тот же зелёный простор. Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор!   Школа моя деревянная!.. Время придёт уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать.   С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.   Н. М. Рубцов, 1964   Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза.   Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.   Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом1 На лугах весёлый пляс.   Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных лех2, Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит девичий смех.   Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».   С. А. Есенин, 1914

____________

1Хороводом

2Борозд; обмежков пашни, межей.

4. Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. Тема ро­ди­ны в рас­ска­зе И. А. Бу­ни­на «Косцы».

 

2.2. Тема поэта и по­э­зии в ли­ри­ке В. В. Маяковского. (На при­ме­ре не менее двух про­из­ве­де­ний по Ва­ше­му выбору.)

 

2.3. Про­тив чего и во имя чего бо­рет­ся Чацкий? (По ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума».)

 

2.4. Как про­яв­ля­ет­ся ха­рак­тер Пе­чо­ри­на во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Мери? (По ро­ма­ну М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени».)

 

Пояснение.

1.1.3. В приведенных отрывках мы видим отношения барышень со своими служанками. Софья Фамусова обсуждает с Лизой свои «сердечные дела», Лиза Муромская узнает от Насти о молодом князе Берестове. Складывается впечатление, что обе бырашни одиноки в доме своих родителей, им не с кем поделиться сокровенными мыслями, своими переживаниями. Поэтому их «подругами» становятся служанки, которые приходят на помощь своим госпожам в любой ситуации.

 

1.2.3. Объединяющей два стихотворения темой стала тема Родины. И Н. Рубцов, и С. Есенин без Родины не мыслят себя, жизни, счастья. Для Рубцова Родина - это деревянная школа, речка, изба, «ивы, река, соловьи». Для Есенина Родина - это «хаты - в ризах образа», околицы, деревенская церковь. Очень похожие картины. Родина для обоих поэтов - это отчий дом, место, где родился и куда хочется возвращаться.

4. Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. Тема ро­ди­ны в рас­ска­зе И. А. Бу­ни­на «Косцы».

 

2.2. Тема поэта и по­э­зии в ли­ри­ке В. В. Маяковского. (На при­ме­ре не менее двух про­из­ве­де­ний по Ва­ше­му выбору.)

 

2.3. Про­тив чего и во имя чего бо­рет­ся Чацкий? (По ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума».)

 

2.4. Как про­яв­ля­ет­ся ха­рак­тер Пе­чо­ри­на во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Мери? (По ро­ма­ну М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени».)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

 

2.1. Тема родины в рассказе И. А. Бунина «Косцы».

 

Рассказ «Косцы» — это поэтическая зарисовка, сопровождаемая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания расска-за послужила услышанная писателем песня грузчиков во время путеше-ствия на пароходе. Потом такую же сильную, могучую, ладную песню услышал Бунин, проезжая в деревне мимо косцов. Применительно к этому рассказу нельзя говорить о композиции произведения — это, скорее, раз-мышления писателя о русском человеке, о России, о нашем духовном единении со своей страной. Да и героев здесь нет как таковых — рассказ о работе косцов сопровождается в основном раздумьями автора. Бунин любу-ется ладной работой приезжих косцов, их одеждой, тем, что каждый из них — часть большой неделимой артели. А главная прелесть их песни для писателя не только в том, что ей вторит природа, но и в том, что все мы, слушая ее, ощущаем себя единым целым — Россией.

 

2.2. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)

 

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы.

Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении «Приказ по армии искусства» он обращается к работникам пера с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи». Свою задачу он определил как «светить всегда, светить везде». Маяковский считал, что время требовало от поэта такого напряжения сил и такой самоотдачи, чтобы он стал светилом новой жизни. В этом выражалась гражданская позиция Маяковского. И, несмотря на всю неоднозначность политических со-бытий того времени, можно сказать, что этот поэт служил своей стране.

2.3. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

 

Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании, о языке и т.д. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта нераз-решим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фаму-совского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего; конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет. Чацкому нечего искать поддержки в ставшем ему чужом городе, где властвуют фамусовы, поэтому он уезжает.

 

2.4. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

 

Отношение Печорина к Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бес-трепетности. Постоянный разлад с окружающими и невозможность посветить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гар-монии подменяется деспотизмом победителя сердец.

Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость. Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет отвергнуть его чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако не притворное страдание княжны трогает его. Печорин жестко судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок…». И все-таки отвергает возможность любви.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: