Диагностика особенностей формирования речевой сферы детей от 1,5 до 3,5 лет.




Методические рекомендации проведению практики.

1. Выполнить конспекты статей:

· Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание/ 1993.№3.

· Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре// Дошкольное воспитание/ 1993.№4.

2. Сделать краткие записи по книгам:

§ Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2001.

§ Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1983.

3. По результатам работы с литературой написать рефлексивное сочинение (примерные вопросы, которые следует отразить в сочинении)

· Мои ожидания и подготовка к практике.

· Изменился ли мой взгляд на отношения с детьми после прочтения рекомендованной литературы?

· Что меня поразило больше всего при чтении книг.

· Были ли случаи на практике, когда полученные знания помогли?

· Самое большое затруднение на практике.

· К чему я был готов, а что было неожиданно на практике?

· Самая большая радость во время практики.

· Мои пожелания себе как педагогу.

Диагностика особенностей формирования речевой сферы детей от 1,5 до 3,5 лет.

Следует помнить, что у детей до 2,5 лет может наблюдаться выраженная диссоциация между высоким уровнем развития импрессивных характеристик и низким уровнем развития экспрессивных характеристик речевой сферы.

Для детей старше двух лет оценку развития экспрессивной стороны речи проводят в процессе беседы (вопросы беседы студент составляет самостоятельно), которая поддерживается в течение всего обследования. При этом пытаются выяснить следующие моменты:

· среднюю длину предложений (норма: 2-4 слова);

· попытки использования правил образования множественного числа, прошедшего времени и т.д. (в речи ребенка это отражается в проявлении неправильных слов типа "пальто", "трепаю" и т.д.);

· владение правилами морфологии и синтаксиса для простых предложений (ребенок 3,5 лет уже легко может трансформировать фразу: «Скажи маме, что я хочу поиграть с тобой еще» во фразу: "Катя сказала, что она хочет поиграть со мной еще»);

· использование сложных предложений (норма: после 3 лет);

· использование языка для разговора о вещах, отдаленных в пространстве и времени (норма: дети старше 3 лет обычно могут говорить о событиях, которые происходили в других местах и в прошлом);

· использование речи в таких целях, как размышление, предложение, объяснение (норма: дети старше 3 лет говорят о том, что может случиться позже, может не случиться, о вероятностных событиях);

· развитие способности ведения диалога, поддержания темы норма: дети старше 3,5 лет легко придерживаются темы в диалоге могут сообщить что-то новое на эту тему);

· развитие способности к уяснению (норма: дети старше 3,5 лет могут попросить повторить, что вы им сказали, если они вас не поняли или не расслышали; они могут самостоятельно повторить или переделать предложение, если оно не понятно взрослому);

· существование вежливых косвенных просьб (норма: дети старше 3,5 лет могут использовать речь для того, чтобы выпросить у взрослого что-нибудь, при этом они могут сделать это вежливо, используя еще что-либо, кроме «пожалуйста», а также действуя какими-нибудь обходными путями);

· развитие разных стилей общения (норма: дети старше 4 лет говорят с младшими детьми иначе, чем со старшими, а в разговоре со взрослыми их речь становится более вежливой).

В качестве специальных экспериментальных приемов оценки развития речевой сферы обычно используются следующие.

Называние предметов. Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?»

Нормативы:

□ 18 мес — называет един предмет;

□ 2 года — называет 2-5 предметов;

□ 2,5 года — называет все предметы.

Задание позволяет составить представление о словаре ребенка.

Идентификация изображений по названию. Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье и т.д.».

Нормативы:

□ 18 мес—указывает 1—2 картинки правильно;

□ 2 года — указывает на 5 картинок.

Задание демонстрирует умение ребенка идентифицировать изображения предметов по названию.

Называние изображений. Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпка, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородка, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу. Спросите показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?»

Нормативы:

□ 2 года — называет 3—4 картинки;

□ 2,5 гола — называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда, мебель;

□ 3 года — называет все. За исключением 1—2 картинок из групп: животные, люди, посула, одежда, транспорт, мебель;

□ 3,5 года — называет практически все картинки.

Задание проверяет развитие способности называть изображения, а также словарь ребенка.

Понимание простых инструкций. Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: «Дай маме мячик»; «Положи его на стул»; «Лай его мне»; «Подними упавший кубик» и т.д.

Нормативы:

□ 18 мес — выполняет 2 инструкции;

□ 2 года — выполняет 4 инструкции;

□ 2,5 года — выполняет больше 10 инструкций.

Задание демонстрирует понимание обращенной речи взрослого



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: