В чём проявляется специфика экономических отношений системы образования?




Чтобы уловить эти отношения системы образования, надо рассматривать её не изолированно от других отраслей народнохозяйственного комплекса, а в системе общественного разделения труда, в единой цепочке: «образование – производство – наука»

Главным в производственных отношениях являются отношения собственности.

Определяющим звеном в экономических отношениях и в отрасли образовании выступают отношения собственности на средства труда. Именно они интегрируют и пронизывают всю систему производственных отношений образовательного комплекса.

Собственность – это общественно-производственные отношения людей по поводу присвоения экономических благ: средств производства и его результатов. В этих отношениях различают объект присвоения, или то, что присваивается, и субъект – кто это присваивает.

Объектом присвоения школьного коллектива, например, обязательно

• должен быть земельный участок, на котором находится здание.

• другие сооружения, пришкольный участок, парты, столы, доски, учебные наглядные пособия и т.д. –

то есть всё то, без чего нельзя вести нормальную учебно-воспитательную работу.

Образовательной организации принадлежит право собственностина денежные средства, имущественно и другие объекты собственности, которые переданы ему физическими (гражданами) и юридическими (предприятиями и организациями) лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию.

Собственность коллектива учреждения распространяется также на продукты интеллектуального и творческого труда, являющимся результатом его деятельности; на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретённые на эти доходы объекты собственности.

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации её и образовательных услуг.

Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение.

Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что здесь по-особому действуют объективные экономические законы:

• НТР и социальный прогресс порождают потребность в интеллектуализации труда (закон возвышения потребностей);

• образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности, как личности, так и общества.

Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности в условиях социально-экономического прогресса приводят к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве. Тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах. Это усиливает тенденцию увеличения доли всех услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.

Контрольные вопросы и задания

Запомните: экономика, образование, социальная сфера, экономика образования, человеческий капитал, рынок, рынок образовательных услуг, спрос, предложение, собственность, интеллектуальная собственность.

Практические задания:

1. Понятие «Рынок» предполагает получение прямых и косвенных выгод. Под прямыми выгодами подразумевается их стоимостная оценка, повышение производительности труда, вклад отрасли в национальный доход.

Вопрос: Что вы понимаете под косвенными выгодами в сфере образования? Обоснуйте ответ.

2. Выделите общие и отличительные черты готовой продукции и образовательной услуги. Выполнение задания следует оформить в виде таблицы:

Общие черты
 
Различия
Признаки Готовая продукция Образовательная услуга
Осязаемость    
Производственный процесс    
Специфика экономических агентов    
Экономическая значимость при реализации    
Социальная значимость    
Оценка качества    
     

 

3. Составьте пары из определений и понятий функций образования:

 

Статусная Обеспечивает человека социальными ценностями, господствующими в обществе
Познавательная Направлено прослеживает ход обучения и поведения участников
Ценностная Способствует занятию человеком положению человека в обществе в соответствии в соответствии с его знаниями, навыками, умениями.
Функция социального контроля Удовлетворяет потребность человека в знаниях
Функция социальной мобильности Использует культурный опыт, полученный обучаемым ранее в целях всестороннего развития личности обучаемого.
Культурная Обеспечивает престиж на основании того, какое учебное заведение он закончил
Экономическая Формирует социально-профессиональную структуру общества.

 

4. Решите тесты:

Выберите один верный ответ и поясните его.

1. Образование – это:

а) деятельность по оказанию образовательных услуг;

б) однозначное понятие;

в) то же, что и человеческий капитал;

г) сложное многозначное понятие.

2. Образовательная услуга – это:

а) материальное благо;

б) нематериальное благо личного пользования;

в) нематериальное благо общественного пользования;

г) верно все перечисленное.

3. Особенность экономики образования как отрасли заключаетсяв том, что:

а) труд работников образования оплачивается выше, чем в

целом по национальной экономике;

б) она специализируется на воспроизводстве квалифицированных кадров;

в) она готовит специалистов только для своей отрасли;

г) она не требует специалистов высокой квалификации.

4. Экономика образования как наука изучает:

а) отношения воспроизводства услуг в сфере образования;

б) методики преподавания разных дисциплин;

в) лучшие педагогические практики;

г) отношения собственности в отрасли образования.

5. Наука экономика образования относится:

а) к межотраслевым экономическим наукам;

б) историческим наукам;

в) разделу экономической теории;

г) отраслевым экономическим наукам.

6. Проблемами эффективности образования занимался:

а) К. Д. Ушинский;

б) С. Г. Струмилин;

в) Д. И. Менделеев;

г) М. И. Скаржинский.

5. Приведите конкретный пример действия закона убывающей предельной полезности в сфере образования.

6. Рассмотрите представленную кривую производственных возможностей.

А. Какой экономический смысл имеют точки А, В, С, Д?

Б. Что представляет собой движение от А к В; от В к С, от С к А, от А к Д (возможно-невозможно, эффективно-неэффективно)?

7. В рыночной экономике постоянно одни фирмы растут, другие разоряются. Означает ли это, что вклад образования в одном случае положителен, а в другом отрицателен?

8. Сформулируйте обоснование того, насколько созданная образовательная услуга в Вашем общеобразовательном учреждении является благом для потребителей? Для поиска ответа на данный вопрос попробуйте самостоятельно исследовать природу образовательной услуги как блага.

Вопросы для обсуждения:

1. Правомерно ли рассматривать образование как отрасль народного хозяйства? Обосновать, почему эта отрасль по своей социально-экономической роли является приоритетной?

2. Понятие "образование". Основные функции образования и их взаимосвязь. Содержание экономической функции образования.

3. Сущность категории «экономика образования». Предмет, объект задачи дисциплины

4. Особенности образования как вида деятельности.

5. Правомерно ли рассматривать образование как отрасль народного хозяйства? Обосновать, почему эта отрасль по своей социально-экономической роли является приоритетной?

6. В чем суть экономического подхода к анализу деятельности в сфере образования?

7. Как вы понимаете категории «благо» и «услуга»?

8. Как соотносятся экономическая и социальная эффективность?

9. Что понимается под частными, коллективными и общественными благами? Что такое социально значимые блага?

10. Сущность категории «экономика образования». Предмет, объект задачи дисциплины.

11. В чем состоит экономическая выгода от обра­зовательной деятельности?

12. Какие рыночные механизмы могут использоваться в сфере образования и почему?

13. Образовательные услуги и их отличие от продукции материального производства, других отраслей сферы услуг.

14. Особенности взаимодействия процесса создания, обмена и потребления образовательных услуг.

15. Каков вклад образования в экономический рост? Как это проявляется? Можно ли это измерить?

16. Какое образование больше воздействует на экономический рост – общее или профессиональное, профессиональное или дополнительное (повышение квалификации, обучение на рабочем месте)?

17. Почему предметом экономической теории являются не отдельные отношения, а вся система экономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление.

18. Как взаимосвязаны потребности, экономические блага и экономические ресурсы.

19. Экономические отношения сферы образования. Какие главные особенности им свойственны?

20. В чем заключается специфика производительных сил в отрасли образования?

21. Может ли в перспективе решиться проблема ограниченности ресурсов и необходимости альтернативного выбора.

Список рекомендуемой литературы

1.Басовский, Л. Е. Экономика образования [Текст]: Учебное пособие / Л. Е Басовский, В. А. Панин. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 219 с.

2.Демидова, С. Е. Экономика образования [Текст]: методические указания по проведению практических занятий /С.Е. Демидова, - Псков: Псковский государственный университет: 2015. - 40 с.

3.Захарчук, Л.А. Экономика образовательного учреждения [Текст]: учебное пособие / Л.А. Захарчук.- 2-ое изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.-112 с.- (Профессиональное образование).

4.Галустов, Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / Р.А. Галустов, Е.В. Крыжанстовская – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.

5.Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: Пособие для системы повышения квалификации работников образования /А.Б. Вифлеемский. - М., Народное образование, 2011.

6. Беляков, С.А. Лекции по экономике образования [Текст]: учебное пособие Москва, 2010.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: