Сценарное обеспечение досуговых мероприятий.




В процессе разработки сценария досугового мероприятия для детей важным ориентиром для организатора является социальный запрос, который может осуществляться в прямой (поручение органов управления, общественных организаций) и скрытой (гос.праздники, памятные даты) форме. И детский и общественно-государственный запросы должны обязательно осознаваться и учитываться организатором при разработке сценария.

Особенности работы над сценарием:

o Учет сложившихся традиций. Особенности сценария обусловлены традициями, сложившимися на той или иной территории, в той или иной общности.

o Поиск особенностей предстоящего мероприятия. Повторяющиеся каждый год календарные праздники и традиционные мероприятия, если их не переосмысливать творчески, становятся скучными и для участников, и для самих организаторов. Вследствие этого возникает необходимость сделать события неповторимыми, определить уникальность каждого досугового мероприятия, открыть простор для творчества, поиска новых приёмов и сценарных решений.

o Учёт возможностей и запросов участников будущего мероприятия. Возрастные особенности предполагаемых участников мероприятия влияют на замысел, на текст, на стиль и на многое другое. Написание сценария также зависит от предполагаемого актёрского состава. Если в качестве исполнителей роли или ведущих будут участвовать школьники, сценарист должен соотносить материал с возможностями исполнителей.

o Возможности места проведения сценария. Сценарий пишется с учётом возможностей сценической площадки, имеющегося звукового и светотехнического оборудования, наличия или отсутствия кулис и занавеса и т.п.

o Учёт времени года и погодных условий. Нужно продумать доп.световые средства, если зрелище должно быть ярким, светлым. Для создания эффекта затемнения, необходимо выбрать более позднее время для начала представления (для возможности использовать «естественное» затемнение). Необходимо заранее продумать варианты проведения мероприятия на случай хорошей погоды и на случай, если действие нужно будет срочно перенести под крышу школы.

Методические основы создания сценария

Замысел сценария. Включает тему, идею и сверхзадачу мероприятия, на которых должны строиться вся сценарная и последующая деятельность. Для конкретизации темы необходимо сформулировать проблему, жизненную задачу, некое явление для исследования (например, «дети и война»). Идея - это главный вывод автора из исследуемой темы. Для определения идеи сценария лучше воспользоваться формулой: «рассматривая эту тему, я убеждён в том, что …». Идея всегда очень лаконична и может быть вынесена в название мероприятия. Сверхзадача – термин для обозначения той главной цели, ради которой создаётся пьеса, актёрский образ или ставится спектакль. Она отвечает на вопросы участников мероприятия «Что делать с проблемой?» или «Как относиться к данной проблеме?», тем самым фиксируя его предназначение, нравственный посыл.

Жанр – это эмоциональная окраска произведения в сочетании с формальными и содержательными особенностями. На выбор жанра оказывают влияние форма предстоящего мероприятия, его цели и содержание, предполагаемое настроение. Выбор жанра влияет на предстоящую работу сценариста коренным образом (направление поиска материала, творческие приёмы, средства и т.д.).

Сценарно-режиссёрский ход (драматургический ход)- сюжет, который связывает всех действующих лиц и определяет их взаимодействие и взаимоотношения; стержень, приём, которому подчиняются все эпизоды. Для сценариста удачно найденный ход без преувеличения становится залогом успеха дальнейшей работы.

Драматический конфликт – это отражение действительности в её противоречиях. Имеет сюжетно-конструктивное назначение и является основой раскрытия темы, идеи и сверхзадачи. Драматический конфликт чаще всего видят в конкретном столкновении характеров действующих героев, их мнений, желаний.Сценарно-режиссерский ход и драматический конфликт желательно заявить зрителям как можно раньше, чтобы они не находились долго в неизвестности, а поняли бы и приняли то, что им предлагается. После этого они становятся участниками инобытия, сопереживают героям.

Подбор художественного (документального) материала. Понятие «худ.материал» включает в себя худ.номера, которые имеются в репертуаре участников и исполнителей, специально приглашенных на мероприятие, а также песни, стихи, тексты проф.авторов, которые включаются в сценарий, фрагменты фильмов, м/ф и др. Документальный материал необходим для написания сценариев, которые посвящены историческим событиям, юбилейным датам или жизни и деятельности великих людей. Фото, графики, письма очевидцев, воспоминания, факты, фрагменты и выдержки из газет являются тем большим пластом, без которого невозможен полноценный сценарий. Здесь проявляются особые требования к точности цитирования и выбору формы предъявления, которая обеспечит интерес зрителей. Такие сценарии заастую предполагают выступление реальных героев – ветеранов, историков и т.д. Их выступления не могут проходить спонтанно, автор заранее находит для них наиболее подходящее место в сценарии, оговаривает общую фабулу и длительность речи.

Основные методы сбора, обработки и компановки материала для сценария:

ü Собственно-драматургический метод– практически полная авторская работа сценариста. Подобранный и осмысленный материал, автор наделяет сюжетом, выстраивает по всем правилам драматургии.

ü Метод инсценирования – предполагает переложение литературного произведения для исполнения на сцене.

ü Метод компиляции. Лат.слово «компилярэ» означает грабить. То есть в сценарии используется чья-то идея, ход, худ.материалы и др.

ü Метод творческого монтажа разнородного материала – сборка, стыковка различных творческих номеров, документальных материалов, выступлений реальных героев и т.п.

При выборе методов и приёмов компановки материала, важно не пытаться абсолютно всё объяснить будущему зрителю, оставляя место для работы мысли. Соблюдение этого требования сделает сценарий интересным, запоминающимся и позволит выполнить сверхзадачу.

 

Структурные особенности сценария досугового мероприятия:

Сценарий досугового мероприятия – это не худож.произведение, а развернутый план действий. Структура сценария зависит от формы мероприятия. Он может строиться полностью на монологе одного ведущего, включать критерии и системы оценки, конкурсные задания, маршруты передвижений участников, тексты рапортов, выступлений проф.артистов и т.д.

Разработка сценария любого мероприятия в целом соответствует законам сценического действа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал (пролог и эпилог). Не каждое досуговое мероприятие жестко проходит по этой цепочке, но необходимо ориентироваться на данный алгоритм. Завязк а должна интриговать, заинтересовывать. Развитие сюжета закономерно должно вести к кульминации. Кульминация – пик интереса. Организатор должен поддерживать темп действия и подводить к тому моменту, когда запланировано возникновение самых ярких эмоций у участников. Развязка – ожидаемое завершение начатого. Здесь эмоции должны стать теплыми и светлыми, чем яркими и бурными.

Если предполагают технические возможности, предполагаемое место проведения мероприятия, в сценарии нужно прописать световое и музыкальное оформление. Современная техника позволяет усиливать зрелищность мероприятия за счёт различного рода видеоэффектов.

При написании сценария массового досугового мероприятия особо выделяется работа со зрителями, которые должны стать его активными участниками. В зависимости от целей и идеи представления это могут быть правила поддержки выступающих команд, тематическая игра с залом, общая песня, взаимные приветствия болельщиков и т.п.

Также необходимо запланировать по ходу мероприятия проведение голосований для вручения приза зрительских симпатий, обращения к отдельным зрителям или группам, предполагающие прямой отклик, включение в песню, ритуальные действия или жесты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: