Задание 2. Выписать в рабочие тетради определение, цель, задачи и принципы дополнительного образования детей.




Тема: Понятие и сущность дополнительного образования детей.

Задание 1. Внимательно изучить материал занятия.

Задание 2. Выписать в рабочие тетради определение, цель, задачи и принципы дополнительного образования детей.

Современное состояние российского общества характеризуется активным внедрением инноваций во все сферы экономической, политической и социальной жизни. Стремительно меняются социальные установки и требования к организации образовательного процесса, определяются новые концептуальные подходы к построению всей сферы образования, происходит реорганизация функциональных компонентов педагогической деятельности.

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.

Современное дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы.

Преимущества дополнительного образования состоят в следующем:

· участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

· возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

· право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;

· неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;

· вариативный характер оценки образовательных результатов;

· тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

· возможность на практике применить полученные знания и навыки;

· разновозрастный характер объединений; возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

Цель современного дополнительного образования детей заключается в развитии мотивации детей к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства, создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка.

Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:

· cоздание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;

· воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;

· развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;

· раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.

Дополнительное образование рассматривается как особый тип образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательной сфере, опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени.

Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.

Дополнительное образование:

· выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию;

· способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры;

· дает реальную возможность развития разных способностей ребенка, выбора им индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивая тем самым «ситуацию успеха для каждого ребенка» и реализуя на практике идеи свободного образования, образования по выбору;

· компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых учебных курсов, способствует определению жизненных планов, реализации профессионального выбора школьников, помогает овладеть разными способами деятельности;

· включает детей в интересующие их творческие виды деятельности, в ходе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных, социальных ориентиров, реализует огромный воспитательный потенциал.

Реализация задач дополнительного образования осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип дополнительности позволяет расширить школьные знания, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные образовательные потребности за пределами образовательной организации, способствовать развитию универсальный учебных действий личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности.

2. Принцип личностного определения предоставляет возможность выбора направления деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда и др. Именно свободный выбор ребенка есть существенный признак дополнительного образования. Поэтому, в самом широком смысле слова, дополнительное образование – это «образование целевого выбора».

3. Принцип индивидуализации образования предполагает:

· создание условий для максимально свободной реализации каждым ребенком заданных природой задатков, проявления своих возможностей, которые служат главным побудительным мотивом творчества;

· организацию индивидуально ориентированной помощи каждому ребёнку в реализации его потребностей, в эмоциональном и широком общении не столько со сверстниками, сколько со значимыми взрослыми, в освоении рационального содержания человеческой жизни;

· активное участие педагога в автономном самоопределении ребенка, в стимулировании развития его способности осуществлять социально значимые действия, накапливать собственный личный опыт социальной деятельности.

Дополнительное образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

4. Принцип преемственности и непрерывности образования обеспечивает преемственность и специализацию образования, затрагивающей те области знаний, к которым дети проявляют устойчивый интерес. При этом преемственность и непрерывность должны обеспечиваться через осуществление метапредметных связей, создание интегрированных образовательных программ, программ профессиональной ориентации и самоопределения и т.д.

5. Принцип гуманизации образования предполагает создание психологически комфортной атмосферы, творчества, права выбора и равных условий для образования разных детей (одаренных, детей с ограниченными возможностями здоровья, попавших в трудную жизненную ситуацию).

6. Принцип многообразия. Дополнительное образование детей характеризуется разнообразием: возрастов, способностей (музыкальных, спортивных, интеллектуальных, творческих и др.) и особенностей обучающихся (одаренные, с ограниченными возможностями здоровья); а также направленностей деятельности, типов и видов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, форм организации образовательных объединений,

7. Принцип единства обучения, воспитания и развития.

8. Принцип деятельностного подхода предполагает организацию процесса деятельности обучающихся, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

9. Принцип интегративности образования обеспечивает интеграцию разных видов творческой деятельности, уровней их освоения, разнообразных форм организации.

10. Принцип вариативности обучения обеспечивает свободный выбор вариантов образовательной деятельности всех участников учебно-образовательного процесса в разных сферах деятельности и взаимодействия. Обеспечивается вариативность содержанием и формами организации образовательного процесса.

11. Принципы усиления социальной составляющей образования.

Таким образом, в настоящее время дополнительное образование детей в нашей стране рассматривается как уникальный феномен сферы образования, как единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение и развитие личности. Основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности современных детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: