«Военная история»
(в том числе подпрограммы: «Великая Отечественная война», «Поиск»,
«Дети и война», «Военная история России»)
Исследовательские работы, связанные с событиями военной поры (1914г, 1917-1921гг, 1941-45гг, современных локальных войн). Работы, связанные с описанием и сравнением тактико-технических характеристик старых и новых образцов вооружения, амуниции, предметов быта, средств производства, уклада повседневной жизни различных социальных групп военной поры. Изобретения человека-легенды М.Т. Калашникова. Исследования, посвященные судьбам обычных людей на войне и в тылу, боевым, трудовым подвигам земляков – героев.
«Земляки»
(в том числе подпрограммы: «Родословие»,
«Исторический некрополь России»)
Исследовательские работы об истории рода, собственных родословных. Биографии знатных земляков, их вклад в развитие села, региона, города, республики и т.д. Знаменитые люди - мастера своего дела республики и страны.
«Культурное наследие»
(в том числе подпрограммы: «Литературное краеведение»,
«Исчезнувшие памятники России»)
Работы о своеобразии и современном состоянии художественных промыслов и ремесел, об отдельных произведениях народного искусства: национальной одежде, декорированной утвари и домашнем текстиле, памятниках профессионального изобразительного искусства и архитектуры на территории Удмуртской Республики и сопредельных областей, о творческих биографиях художников, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.
Работы о жизни и творчестве выдающихся людей Удмуртии в сфере культуры, литературы, театра, спорта, науки, образования, журналистики. Публицистические и литературные произведения обучающихся о проблемах развития местных территорий, о том, как взаимодействуют личность, общество и государство.
«Летопись родного края»
(в том числе подпрограммы: «История детского движения»,
«Школьные музеи»)
Работы по локальной истории и о современном состоянии (в природном, экологическом, географическом аспектах) отдельных населенных пунктов Удмуртской Республики и сопредельных областей. Исследования о происхождении своего имени и фамилии, происхождении названий населенных пунктов, топонимов, оронимов и т.д.
Работы, связанные с изучением истории школ, педагогических династий, выдающихся педагогов – носителей передового педагогического опыта, значимой деятельности детских объединений и организаций на отдельных территориях Удмуртской Республики и сопредельных областей.
«Природное наследие родного края»
(в том числе подпрограммы: «Экология», «Юные геологи»,
«Экологический туризм»)
Исследовательские работы, посвященные изучению и охране природного наследия края:историческихландшафтных памятников, растительных памятников (священные рощи, ритуальные деревья), полезных ископаемых, памятников гидрографической сети, как сохранившиеся в естественном виде, так и изменившиеся в процессе деятельности человека со всеми экологическими, социально-культурными проблемами.
«Этнокультура»
(в том числе подпрограмма «Археология»).
Работы, связанные с изучением национальных культур, обычаев и традиций, обрядовой практики многонационального населения территории Удмуртии и сопредельных областей, особенностями духовной культуры, пищи, бытового уклада семьи, воспитания, трудовых традиций.
Исследовательские и реферативные работы, направленные на изучение исторического прошлого края по вещественным источникам, обнаруженным на археологических памятниках Удмуртии, соседних регионов.
Критерии оценки исследовательских работ обучающихся
Критерии оценки конкурсной работы:
1. Обоснование темы, новизна, краеведческий характер работы.
2. Историография, источники, экспериментальные данные.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Логичность и грамотность изложения, стиль.
5. Авторская позиция исследователя.
6. Структура работы, название, научно-справочный аппарат.
7. Оформление работы.
Критерии оценки защиты конкурсной работы:
1. Содержание выступления (полнота раскрытия темы исследования).
2. Представление работы (качество выступления).
3. Методы и методики исследования.
4. Наличие собственного опыта, авторская позиция.
5. Использование наглядности.
Система оценивания по критериям
Максимальное количество баллов по каждому критерию – 3 балла:
0 б – критерий не представлен; 1 б – критерий слабо выражен; 2б – критерий выражен; 3 б – критерий ярко выражен.
Приложение 2
Требования к оформлению конкурсной работы