СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЮДЕЙ ДВУХ ТИПОВ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ




МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ


 

Исследовательская работа

По психологии

студентки 3 курса

специальности 050704

Преподавание в начальных

классах

Тюлиной Софьи Владимировны

Научный руководитель: Гурьева

Светлана Николаевна

 

Великий Устюг

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………… 3Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижений…….4

1.1. Суть и значение теории…………………………………………..4

1.2. Сравнительная характеристика людей двух типов мотивации достижений…………………………………………………………………6

1.3. Значение мотивации в обучении………………...………………6

Глава 2. Экспериментальное исследование связи доминирующего типа мотивации и успеха в учебной деятельности…...………...………..9

2.1. Организация исследования. Анализ результатов………………9

2.2. Условия формирования мотивации достижений……………...10

Заключение …………………………..………………………...……12

Список литературы …………………………………………...……13

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная политическая и экономическая ситуация в России ставит человека в такие условия, при которых достижение определенных жизненных высот напрямую зависит от собственных амбиций (потребностно-мотивационной сферы) и прилагаемых усилий. При этом психологи утверждают, что судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от доминирования у него мотивации стремления к успеху или избегания неудачи. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успеха добиваются в жизни большего, чем те, у кого это стремление выражено слабо или вовсе отсутствует. С чем же это связано? Попробуем разобраться в данном вопросе.

Целью нашего исследования является определение личностных особенностей людей двух моделей поведения: мотивированных на успех или избегающих неудач.

Объект исследования – мотивационно-потребностная сфера личности.

Объектная область – психология.

Предметом изучения является определение влияния типа мотивации достижений на успешность в учебной деятельности.

Анализ теоретических источников позволил нам сформулировать гипотезу, заключающуюся в том, что характер мотивации достижений определяет успешность в учебной деятельности.

Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:

1) провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2) диагностировать типы мотивации достижений в группе студентов 2 курса колледжа;

3) высчитать средний балл успеваемости респондентов;

4) проанализировать связь между доминирующим типом мотивации и успешностью в учебной деятельности;

5) сформулировать условия формирования мотива стремления к успеху.

Все выше изложенное обусловило применение в данном исследовании следующих взаимодополняющих методов:

- контент-анализ;

- психодиагностическая методика: тест-опросник А. Мехрабиана;

- анализ документации;

- метод анализа и интерпретации получены результатов.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ

 

СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ

От того, успешен ли человек в жизни, зависят его социальное положение, уважение окружающих, самооценка и личное счастье. Существует две точки зрения на причины успешности. Первая – это удача, подарок судьбы. Вторая – огромная работа, в результате которой человек добивается успеха. Какая из двух точек зрения верна? Вопрос риторический.

Группой американских психологов Дэвидом Мак-Клелландом, Джоном Уильямом Аткинсоном и немецким психологом Хайнцем Хекхаузеном была разработана теория под названием «Мотивация достижений».

Исследования, проводимые ими с середины прошлого века, выявили, что существуют две формы мотивации: стремление добиться успеха и боязнь потерпеть неудачу. Каждый человек в разных ситуациях может руководствоваться как одним, так и другим мотивом, но каким-то чаще, а каким-то реже. Широко распространено представление о том, что мотивация стремления к успеху делает человека более уверенным, а, следовательно, он добивается лучших результатов. Как же она формируется?

Исследования психологов показывают, что стремление к успеху у детей появляется в тех семьях, где родители постепенно увеличивают уровень своих требований к детям и одновременно ненавязчиво оказывают им помощь и поддержку, а также отличаются теплотой в общении с ними. И, наоборот, в семьях, где родители либо игнорируют своих детей, либо безразличны к ним, или осуществляют директивную опеку, строгий надзор над ними, у детей, как правило, доминирующим становится стремление избежать неудачи и, как следствие, формируется низкий уровень мотивации в целом.

В психолого-педагогической литературе также можно найти предположение о том, что мотивация достижения (выражающаяся в стремлении к успеху в деятельности) является следствием невротического детского конфликта, когда ребенок, желая добиться любви матери, стремится во всем превзойти отца. Вполне естественно, что такие представления относительно источников формирования амбиций человека и мотивации достижения фактически ограничивают возможности целенаправленного формирования этих черт в более позднем возрасте[5].

Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как «стремления к повышению уровня собственных возможностей» не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения. Это:

1) личностные стандарты (оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т. д.);

2) привлекательность самооценки (привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности);

3) индивидуальные предпочтения типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельством)[5].

В соответствии с этими переменными можно охарактеризовать людей с разными типами мотивации достижений.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЮДЕЙ ДВУХ ТИПОВ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ

Аспект жизни и психики Мотив избегания неудач Мотив стремления к успеху
Отношение к престижу Престиж имеет большее значение, чем успех Достижение успеха важнее престижа
Самооценка Неадекватная (завышенная или заниженная) Адекватная
Степень сложности поставленных задач Слишком лёгкие либо чересчур сложные задачи Задачи средней или слегка повышенной степени трудности
Ожидание успеха Предпочитают малое, но быстрое вознаграждение Выбирают большое, но отсроченное вознаграждение
Причиной успеха считают Удачу, случайное стечение обстоятельств (внешние факторы) Имеющиеся способности (внутренние факторы)
Интерес к цели после неудачи Падает Возрастает
Отношение к критике Не выносят критики Стараются получить правильную информацию о результате своей деятельности
Доминирующий взгляд на жизнь Пессимизм Реализм, оптимизм

 

Люди, мотивированные на успех, более довольны своей жизнью, нежели настроенные на избегание неудач. Такие люди – бойцы. Они готовы спорить с судьбой и добиваться своих целей. Замечено, что цели постепенно усложняются, человек развивается и добивается всё больших успехов.

Мотивированные же на избегание неудач при постановке слишком сложных целей и их невыполнении, опускают руки. Постепенно цели становятся всё проще. Человек не развивается, а в некоторых случаях деградирует, поскольку развитие человека заложено природой. Такие люди досадуют на судьбу, часто верят в приметы и гороскопы. Они воспринимают жизнь как «бесконечно движущийся поток», с которым невозможно бороться.

Таким образом, тип мотивации влияет на успешность личности в жизни. В частности, на успех в учебной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: