Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов




Техники вопросов

Умение задавать вопросы является одним из видов коммуникативных УУД, которым должны овладеть учащиеся основной общеобразовательной школы. Постановка вопросов это процесс инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации. Если традиционное преподавание строится на поиске ответов на вопросы авторов учебника и учителей, то технология РКМЧП ориентирована на вопросы учащихся как основную движущую силу мышления. В технологии большое значение отводится приёмам работы с вопросами.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы воспользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши ученики хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Например: после изучения темы или произведения сформулируйте три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанные с пройденным материалом. Запишите свои вопросы в рабочую тетрадь. Задайте свои вопросы друг другу.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы:
В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развёрнутый, «долгий», обстоятельный ответ. Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов, требуют размышления.
Кто …? Что …? Когда …? Как звать …? Было ли...? Будет …? Может (могли) …? Согласны ли вы …? Верно ли …? Дайте несколько объяснений, почему... Объясните, почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...?    

Руководство по использованию таксономии Блума для улучшения понимания прочитанного [1]

Таксономия образовательных целей Пример вопросов/заданий
Знание Припоминание или опознавание информации (терминов, описаний объектов, фактов, средств, и способов действий, формулировок принципов, законов, понятий, теорий) примерно в том виде, в каком она предъявлена Что значит это слово? (Дай определение). Кто главный герой/герои? Перечисли основные события хронологически. Расскажи о том, что происходит в тексте. Опиши место действия.
Понимание Трансляция, объяснение, резюмирование, перефразирование, интерпретация, иллюстрирование и экстраполяция усвоенной информации Перефразируй тему. О чём текст? Изложи краткое содержание отрывка или главы. Предположи, что произойдёт дальше. Что случилось в конце? (Подытожь). Объясни следующую цитату:_________________ Поясни роль ____________ в сюжете.
Применение Использование усвоенной информации в новых, отличающихся от исходного контекстах Как тема соотносится лично с тобой? Если бы всё происходило в наше время, как бы это выглядело? Проиллюстрируй это на бумаге? Проведи интервью с одним из героев. Напиши свой рассказ на эту тему.
Анализ Расчленение материала на части, категоризация элементов, установление имеющихся взаимосвязей, выявление принципов построения целого Почему герой действует и реагирует таким образом? (Проанализируй). Сравни и противопоставь двух героев (темы, действия и пр.) Схематически изобрази отношения между героями. Соотнеси черты характера героев с их поступками. Почему важен контекст/место действия? (Исследуй).
Синтез Интеграция усвоенной информации для выработки новых представлений, планов действия, обобщений и схем Что бы ты сделал на месте главного героя? (Представь). Перепиши финал. Организуй группу/клуб для обсуждения темы. Придумай план, по которому должна происходить встреча.
Оценка Формирование оценочных суждений на основе имеющихся фактов и заданных критериев Эффективен ли конец? (Оцени). Оцени работу автора, написав рецензию. Оправдай решения главных героев. Реалистичен ли такой конец? Докажи. Пронумеруй героев, исходя из их важности для сюжета.

«Ромашка» вопросов («Ромашка Блума») [2]

Прочитайте текст и составьте вопросы, используя предложенную схему:

Тип вопроса Примеры вопросов(начинаются со слов)
Простой Кто…? Что делал? Где это происходило? Когда…? При каких обстоятельствах…?
Уточняющий Если я правильно понял, то…? Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…? То есть ты говоришь, что…?
Интерпретационный (объясняющий) Почему? Зачем? Что из этого получилось?
Творческий (вопрос-предположение) Что бы изменилось, если бы…? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
Оценочный Правильно ли поступил…? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого? Понравилось ли вам, как…?
Практический Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

«Кубик Блума»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос (задание) к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему» «Объясни» «Назови» «Предложи» «Придумай» «Поделись»

«Вопросный тезаурус» Г. Буша [3]

Универсальные темы вопросов Вопросительные наречия Примеры
Субъект Кто? Кто из персонажей комедии произносит фразу: «Счастливые часов не наблюдают»? Кто из персонажей «Горя от ума» является движителем развития действия?
Объект Что? Что более всего возмущает Софью и Фамусова в поведении и словах Чацкого? Что в комедии показалось наиболее сложным и непонятным? (Детали, события, поступки).
Бытие Есть ли? Неужели? Неужели уникальна ситуация, в которой в начале действия оказывается Чацкий? Есть ли ответ на этот вопрос в следующих высказываниях героя: «Не даром, Лиза, плачу, // Кому известно, что найду я воротясь? // И сколько, может быть, утрачу!»; «И вот та родина... Нет, в нынешний приезд я вижу, что она мне скоро надоест»?
Система Чья? Кому принадлежит? Кого? Кому из героев комедии принадлежат определения «века нынешнего» и «века минувшего»? Чья точка зрения на происходящее доминирует в первых явлениях первого действия пьесы?
Время Когда? Как часто? Как долго? Когда начинается и когда завершается основное действие комедии? Когда начальная конфликтная ситуация «Горя от ума» перерастает в открытый конфликт?
Пространство Где? В каком месте? Где происходят основные события комедии? В каком месте дома Фамусова (и почему) основной конфликт комедии достигает кульминации?
Движение Откуда? Куда? С каким результатом? Откуда приезжает Чацкий в Москву и куда он уезжает в финале? Каков результат путешествий Чацкого?
Функция Что делает? Для чего предназначен? Какой? Для чего в первом действии комедии вводится «сцена ухаживаний» Фамусова за Лизой? Какую роль в развитии первого действия пьесы играет Лиза? Какое значение в начале «Горя от ума» имеют часы?
Количество Сколько? Сколько времени длится основное действие комедии?
Цель Зачем? С какой целью? Зачем Чацкий приезжает в Москву? С какой целью автор вводит в пьесу Репетилова?
Средство Посредством чего? Чем? При чьей помощи? При чьей помощи слух о сумасшествии Чацкого интенсивно распространяется?
Метод, способ Как? Каким образом? Как связаны друг с другом монологи Чацкого и Фамусова? Каким образом в развитие основного действия комедии вводится мотив глухоты?
Причина, следствие Почему? Отчего? С каким результатом? Почему Чацкий долгое время не может понять истинного отношения Софьи к Молчалину?

 


[1] Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Б. Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). См. кн.:. Bloom В. С. (Ed). 1956. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. NY: Longman, 1956.

[2] И.О. Загашева предложил свою модификацию систематики Б. Блума. См. кн.: Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Перемена. 2001. № 4. С. 12–13.

 

[3] Буш Г. Диалогика и творчество. Рига, 1985; Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пос. для студентов& филологов. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. С. 141–142.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: