РЕКОМЕНДАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА ОСНОВЕ ВРАЧЕБНОГО МНЕНИЯ




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

Выполнили

студенты РЭУ им Плеханова

очной формы обучения

Копылова Мария Ильинична

Гысина Наталия Андреевна

Михайлова Александра Анатольевна

Саетгалиева Диана Радиковна

Чемерикина Ирина Сергеевна

 

Москва – 2018

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Исследование…………..……………………………………………………………….5

Глава 2. Рекомендации…………………………………………………………………………..9

2.1 Рекомендации мероприятий для студентов ограниченными возможностями на основе врачебного мнения……………………………………………………………………………....9

2.2 Опыт зарубежных вузов……………………………………………………………………12

2.3 Необходимое оснащение и компетенция персонала……………………………………14

Глава 3. Организация работы в рамках университета………………………………………..20

Вывод……………………………………………………………………………………………22

Список использованной литературы………………………………………………………….23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Физическая активность человека – давно доказанная учеными ежедневная потребность человека. Для многих людей с ограниченными возможностями здоровья эта потребность является ключевым моментом их реабилитации и последующей интеграции в нормальную жизнь общества.

В РЭУ им. Плеханова есть студенты-инвалиды. ВУЗ предусмотрел различные технические средства для компенсации передвижения студентов (есть лифты и пандусы), а так же предоставил средства для изучения программ высшего образования для студентов с отклонениями зрения, слуха. Однако, важным пунктом получения высшего образования для всех студентов, является интеграция индивида в социум при помощи его новых знаний и умений. Для интеграции студентов-инвалидов в ВУЗе делается недостаточно.

Занятия лечебной физкультурой могут помочь студентам с ограниченными возможностями адаптироваться лучше к жизни в социуме. В нашем ВУЗе нет специальных залов для занятий ЛФК, они не предназначены для нужд инвалидов. Бассейн так же не предназначен для занятий студентов с проблемами здоровья. Нет компетентных тренеров с медицинским образованием, которые могут помочь. Все это делает реабилитацию студентов невозможной.

Данная проблема имеет огромное значение, так как РЭУ им. Плеханова берет на свое попечение студентов-инвалидов, а значит, обязуется интегрировать их в окружающую среду так же качественно, как и студентов с высоким показателем уровня здоровья. И если существуют занятия физической культурой для всех студентов, то почему они отсутствуют для инвалидов?

Цель исследования

Исходя из актуальности проблемы, целью данного исследования будет являться установление количества студентов-инвалидов, их нужд, а так же подбор рекомендаций для ВУЗа в качестве программы реабилитации студентов-инвалидов. Рекомендации эти будут строиться из физической активности, которую нужно создавать не только для здоровых студентов, а так же и для студентов с отклонениями.

Предмет

Принципы, методы и методические приемы проведения занятий физической культурой для студентов с ограниченными возможностями.

Объект

Физическая активность людей с ограниченными возможностями

Задачи


1. Выявить наиболее важные проблемы и трудности студентов с ограниченными возможностями.
2. Определить специфику и организацию работы со студентами-инвалидами.
3. Определить количество студентов с ограниченными возможностями и разделить их на группы по заболеваниям.
4. Разработать методические рекомендации для проведения занятий физической культурой для студентов с ограниченными возможностями.
5. Определить возможные нагрузки для студентов с ограниченными возможностями.
6. Определить возможные мероприятия для адаптации таких студентов.

Практическая значимость

В перспективе данная исследовательская работа поможет составить и разработать основные методические рекомендации для занятий физической культурой со студентами с заболеваниями каждой группы, которые будут применяться на практике в стенах университета, а также поможет определить и организовать возможные мероприятия для адаптации студентов с ограниченными возможносятми.

Изученность и новизна

Ранее говорилось, что спорт и физические упражнения для людей с ограниченными возможностями создают условия для эффективной жизнедеятельности и социализации, восстанавливают психическое равновесие, дают возможность вернуться к полноценной жизни, независимо от физических недостатков. Данную тему изучают давно и изучена она достаточно хорошо. Доказательством данного утверждения являются Паралимпийские игры, созданные в 1960 году, специально для людей с ОВЗ, а также множество опубликованных исследований по данной тематике.

Однако, существует ряд проблем, связанных с внедрением спорта в повседневную жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. В ВУЗах России, в том числе и в РЭУ, есть специальные учебные программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, но в основном они состоят из рекомендаций, которые не относятся к физической активности.

В большинстве случаев ВУЗы практикуют подход, по которому студенты с ОВЗ не занимаются адаптивной физической культурой со специальным оборудованием, по специальной методике, под наблюдением квалифицированного специалиста. В учебную программу таких студентов, в основном, входит только посещение лекций, подготовка исследовательских работ, а также игровые виды деятельности, например, шахматы. Но для полноценной социализации студентов с ОВЗ необходима физическая активность. В некоторых учебных заведениях разработаны программы АФК, где студенты занимаются в специализированных маленьких группах, с учетом индивидуальных особенностей, с разработанными методиками, направленных на восстановление и развитие функций организма, с проведением спортивно-массовых мероприятий для лиц с ОВЗ и т.д. Такой подход помогает студентам с ОВЗ намного больше, чем в первом случае.

Методы исследования

1) Проведение анкетирования студентов с целью выявления наиболее важных проблем и трудностей студентов с ограниченными возможностями.

2) Получение информации о количестве студентов с ограниченными возможностями в УМУ

3) Изучение разнообразных методик проведения занятий физической культуры с целью создания наиболее эффективных методических рекомендаций.

4) Изучение стандартных советов врачей для разных групп людей с ограниченными возможностями и выявление возможных нагрузок для таких студентов.

5) Изучение адаптивных программ и мероприятий с целью возможного проведения их в стенах нашего вуза.

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ

Как показывают многочисленные исследования, большая доля выпускников школ имеют нарушения здоровья разной степени, поэтому при поступлении обучающихся в высшие учебные заведения, внимание к здоровью студентов должно стать одним из приоритетных направлений развития любого вуза, и РЭУ им. Г.В. Плеханова не должен стать исключением, ведь это поможет обеспечить оптимальный уровень физической подготовки будущих специалистов на основе методов, направленных на здоровьесберегающие процессы. Оказывая влияние на профессиональное здоровье, вуз обеспечивает будущую эффективную трудовую деятельность.

С целью установления количества студентов-инвалидов в РЭУ им. Г.В. Плеханова, изучения того, что им необходимо для обеспечения физического развития, а также разработки рекомендаций для программ реабилитации студентов с ограниченными возможностями, было проведено наше исследование. По данным учебно-методического управления РЭУ им. Г.В. Плеханова, с инвалидностью в нашем вузе обучаются 172 студента, из которых трое имеют проблемы со зрением. Кроме того, на первом курсе факультета экономики и права обучаются студенты с заболеваниями органов слуха и зрения, на факультете математической экономики, статистики и информатики – студент с проблемами опорно-двигательной системы, а на третьем курсе факультета гостинично-ресторанной, туристической и спортивной индустрии есть инвалид по зрению. Также, в нашем университете обучаются 3 студента с тяжелыми заболеваниями, и им требуются специальные условия. Однако, мы понимаем, что далеко не все студенты предоставляют необходимую информацию о своих заболеваниях, либо же имеют не настолько серьезные проблемы, однако в специальных условиях и программах адаптивной физической культуры тоже нуждаются, поэтому мы запустили свой собственный опрос, где поинтересовались у студентов, являются ли они или их одногруппники обучающимися с ограниченными возможностями, от каких заболеваний они страдают и какие меры необходимо предпринять, чтобы поднять физическое здоровье каждого студента на новый уровень. В наших измерениях, проводимых в этом 2018 году, приняло участие 108 респондентов, которые поделились с нами необходимой информацией. Среди них в опросе поучаствовали студенты абсолютно всех факультетов и направлений, из которых 79,6% девушек и 20,4% парней, и большинство из них (более 80%) – первокурсники. 97 человек, что составляет 90,7% от числа опрошенных, заявили, что не имеют проблем со здоровьем, в то время как 11 человек сказали о том, что являются студентами с ограниченными возможностями и поделились тем, с чем связаны их проблемы со здоровьем, с которыми вы можете ознакомиться ниже (табл.1).

Таблица 1.

 

Кроме того, мы поинтересовались у студентов, есть ли среди их однокурсников студенты с ограниченными возможностями здоровья. 78 человек, а именно 72,2% опрошенных заявили, что нет, однако 30 человек

имеют студентов с ограниченными возможностями в своих группах. Последние также ответили на вопрос, с чем связаны их проблемы со здоровьем, только уже своих одногруппников (табл.2).

Таблица 2.

Многие студенты далеко не равнодушны к тому, как будет обеспечено физическое развитие студентов в РЭУ им. Г.В. Плеханова и предложили мероприятия, необходимые для укрепления здоровья студентов с ограниченными возможностями (табл. 3).

Таблица 3.

Один из опрашиваемых подробно высказал свое мнение по данному вопросу. По его словам, у каждого студента с ограниченными возможностями здоровья должен существовать индивидуальный способ борьбы с их же заболеванием, который выбрали себе сами, или который им прописали врачи. Университет же, в свою очередь, при необходимости, должен оказывать материальную помощь. Спортивные мероприятия не смогут помочь всем. Существуют определенные упражнения для разных болезней, которые, по сути, индивидуальны для каждого, но университет не предоставляет возможность реализации данных упражнений. Также, он упомянул, что является студентом с полным освобождением от физической культуры, однако его не пустили в зал, хотя он хотел сам регулировать свою нагрузку, чтобы улучшить здоровье. В некоторой степени мы согласны с многими его высказываниями. Действительно, многие исследования показывают, что большинство видов физической нагрузки могут быть адаптированы с учетом физических способностей студента, а значит они могут выбрать такие занятия, которые им по душе. Поэтому, реально удовлетворить желания многих студентов с ограниченными возможностями, создав несколько секций для них, которые будут обеспечены профессиональными тренерами.

И, наконец, мы поинтересовались у студентов об их удовлетворенности необходимыми условиями для обучения студента с ограниченными возможностями, попросив оценить их адаптированность и комфортность в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

 

Глава 2. РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА ОСНОВЕ ВРАЧЕБНОГО МНЕНИЯ

Для людей с ограниченными возможностями в качестве адаптивной физической культуры рекомендуется применение специализированных методов ЛФК, назначенных в зависимости от заболевания и под контролем врача. Существует множество, доказавших свою результативность, программ лечебной физической культуры.

Эффективным подходом для людей с болезнями опорно-двигательного аппарата является гимнастика по методу доктора Бубновского. Данный путь не имеет ограничений, сертифицирован и положительно влияет на суставы и позвоночник. Основой метода является кинезитерапия. Кинезитерапия буквально означает движение и лечение. Это форма лечебной физкультуры, направленная на достижение определенного терапевтического результата посредством специального комплекса физических упражнений. Кинезитерапия стала настоящим открытием для всей мировой медицины, так как доказала эффективность целебных упражнений на практике. Она позволяет полноценно лечить заболевания опорно-двигательного аппарата без применения медицинских лекарств. Обязательно упражнения должны выполняться под контролем специально-обученного персонала, выполняться систематически с использованием специализированных тренажеров. Помимо помощи инвалидам, это комплекс упражнений хорошо поможет реабилитироваться спортсменам РЭУ после полученных травм.

Так же доказавшим свою эффективность методом для болезней ОПД является ЛФК Норбекова. Для ее исполнения не нужно дополнительное специализированное оборудование, что, несомненно, является еще одним плюсом. Дополнительно данная гимнастика помогает улучшить координацию тела, общий тонус и безусловно улучшить качество здоровья студента-инвалида.

Дополнительно рекомендуется применение аква-аэробики. Само по себе плавание в бассейне является одним из самых благоприятных занятий оздоровительным спортом. Для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата они так же являются порой незаменимыми. В воде нагрузки на человеческий организм распределяются лучше, чем на суше. Это связано с тем, что в водной среде гравитация меньше, а сопротивление среды больше. В воде активно прорабатываются даже те мышцы, что тяжело заставить работать в ходе традиционной тренировки на суше. Этот метод так же подходит для людей с неврологическими проблемами, ведь аква-аэробика является одним из доказавших свою эффективность методов для больным детским церебральный параличом.

Новым направлением, которое можно применить в качестве адаптивной физической культуры является FLY-йога. Занятия проходят с использованием специальных гамаков. Это направление было изобретено в качестве помощи больным для восстановления позвоночника, однако, как и все методы афк, FLY-йога должна назначаться врачом после консультации.

Для больных неврологическими заболеваниями или страдающих от поражений опорно-двигательного аппарата применяются занятия с использованием фитбола и тренажеров, таких как беговая дорожка, брусья, блоковые тренажеры, велосипед и шведская стенка.

Для людей с нарушениями слуха АФК имеет ключевое значение. Доказано, что полная или частичная глухота сильно влияет на передвижения человека, удержание тела, его ориентирование в пространстве. В случае со студентами, подход к построению схем АФК должен носить индивидуальный характер исходя из степени проявления заболевания. Ограничений в данном случае к подвижности студентов нет, если не присутствуют более серьезные патологии, но необходим контроль со стороны специально обученных тренеров, возможно применение специализированной техники.

Для людей с патологиями зрения ситуация похожа на людей с нарушениями слуха, в данном случае использование специальной техники является необходимостью, например звуковая техники, так же занятия ограничены с точки зрения возможностей студента и скорее будут сводиться к оздоровительной зарядке, нежели более серьезным занятиям спортом. Так же существует метод использования для таких больных хореографии.

Для студентов, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы афк должно подбираться крайне осторожно, однако полезными в данном случае будут прогулки на свежем воздухе, гимнастика на свежем воздухе, которые положительно скажутся на работоспособности и насыщением кислородом органов.

Для студентов с любыми заболеваниями будет полезна дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. Всего данная гимнастика насчитывает одиннадцать упражнений, призванных укрепить дыхательную систему, сделать дыхание более глубоким, наполнить органы кислородом, повысить тонус сосудов. Как и все виды физической активности, она имеет ряд противопоказаний, таких как:

· Тяжелые патологии любых органов и систем;

· Острые лихорадочные состояния с высокой температурой;

· Травмы позвоночника и ушибы головного мозга;

· Застарелый остеохондроз шеи;

· Кровотечения различной этиологии;

· Высокое артериальное, внутричерепное или глазное давление;

· Близорукость высокой степени;

· Глаукома;

· Острый тромбофлебит;

· Наличие камней в почках или в желчном пузыре;

· Серьезные нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

Так что перед выполнением необходимо проконсультироваться с врачом, как и с любым видом физической активности, применяемым для укрепления здоровья студентов с ограниченными возможностям.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ

Наиболее передовые страны Европы и Северной Америки считаются лучшими в создании условий для жизни и учебы студентов с ограниченными возможностями здоровья. Уже в 1973 году в США был принят «Закон о профессиональной реабилитации», согласно которому на рабочих местах и в учебных заведениях страны должны быть созданы равные условия для всех людей, вне зависимости от состояния их здоровья.

В соответствии с этим законом и современными общемировыми тенденциями, большинство американских университетов не только принимают на учебу студентов с ограниченными возможностями, но и создают для них максимально комфортные условия.

Например, в Мичиганском университете (США, штат Мичиган) студенты с ОВЗ живут полноценной жизнью-участвуют в университетских мероприятиях, занимаются различными видами спорта и организовывают собственные спортивные соревнования. В Северо-Восточном университете (США, штат Массачусетс) со студентами с ограниченными возможностями здоровья работают не только сотрудники высшего учебного заведения, но и студенты-волонтеры, которые помогают друзьям адаптироваться в вузе. Для них проводится пять занятий, на которых студентам с ОВЗ рассказывается о доступных опциях поддержки, специальных ресурсах и технологиях в кампусах.[1]

В Великобритании существует British Universities & Colleges Sport (BUCS), который является руководящим органом по университетскому спорту в Великобритании. BUCS был образован в июне 2008 года после слияния British Universities Sports Association (BUSA) и University College Sport (UCS). BUCS отвечает за организацию более 50 межуниверситетских видов спорта в Великобритании и представительских команд для чемпионатов мира по университетам и Всемирных Универсиад.

BUCS сотрудничает с более чем 170 университетами и колледжами в Великобритании, с более чем 4800 командами, участвующих в соревнованиях BUCS [2]. Данная организация активно работает в направлении развития спорта и занятий физической активностью среди студентов с ограниченными возможностями здоровья. Также BUCS помогает различным университетам в составлении стратегии для развития спорта для студентов с ОВЗ.

Ноттингемский университет (Великобритания) является отличным примером учебного заведения, который занимает активную позицию в отношении развития спорта для инвалидов. Помощь студентам с ОВЗ осуществляют специальный менеджер по работе с данной категорией обучающихся и личный помощник – воспитатель, который может быть бесплатно допущен к любому спортивному объекту. У студентов с ОВЗ есть возможность участвовать и конкурировать на спортивных соревнованиях BUCS.

Также проводится работа с рядом спортивных клубов в университете, чтобы составить совместную программу для студентов с ограниченными возможностями или психическими заболеваниями. Клубы предоставляют следующие возможные виды спорта [3]:

· Верховая езда

· Баскетбол на колясках

· Голбол

· Прыжки на батуте

· Плавание

· Атлетика

· Айкидо

· Гандбол

· Инклюзивный баскетбол

· Инклюзивное скалолазание

· Стрельба из лука

· Американский футбол

Такой большой выбор видов спорта предоставляет не только Ноттингемский университет, но и многие другие университеты Великобритании; а также университеты некоторых других европейских стран и Америки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: