Особенности жизнедеятельности и хозяйственного уклада в России.




Раздел I. Восток — Запад — Россия. Зарождение и развитие мировой экономики.

Глава (Лекция) 1. Хозяйственные отношения в древнейших очагах цивилизации

(IV тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.)

1.1. Месопотамия

1.2. Египет

1.3. Индия

1.4. Китай

Глава (Лекция) 2. Роль Древней Греции и Рима в Европейской (Западной) цивилизации (сер. II тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.)

2.1. Греция

2.2. Рим

Глава (Лекция) 3. Формирование аграрного общества в эпоху Средневековья (V—XV вв. н. э.)

3.1. Средние века

3.2. Средневековая деревня

3.3. Средневековый город

3.4. Торговля

3.5. Хозяйственная жизнедеятельность(Средневековый Восток)

Глава (Лекция) 4. Первоначальное накопление капитала и победа рыночной экономики в Европе (XV — сер. XVIII вв.)

4.1.Экономическое значение Великих географических открытий

4.2. Особенности первоначального накопления капитала в Англии

4.3. Роль мануфактурного производства в генезисе рыночной экономики

4.4. Зарождение рыночной инфраструктуры

Глава 5. Становление рыночной экономики в странах Западной цивилизации

(конец XVIII — начало XX вв.)

5.1. Промышленная революция и аграрные преобразования в ведущих странах мира

5.2. Переход стран Запада к рыночной экономике монополистической конкуренции

5.3. Экономика стран Востока

Глава 6. Развитие мирового хозяйства между двумя мировыми войнами (1918—193 9 гг.)

6.1. Экономические последствия Первой мировой войны

6.2. "Великая депрессия" (1929—1933 гг.). Выход из нее стран с рыночной экономикой и тоталитарным режимом

6.3. Экономика стран Востока между двумя мировыми войнами

Глава 7. Углубление процессов интеграции мировой экономики (вторая половина XX в.)

7.1. Экономика стран социалистической системы. Деятельность СЭВ

7.2. Развитие ведущих стран мира с рыночной экономикой

7.3. Крушение колониализма: выбор пути развития

Раздел II. Особенности экономического развития цивилизации России (IX—XX вв.)

Информацияна каждой лекции…

Лекции по «Экономической истории» написаны с учетом новейших публикаций в данной области знаний. В них анализируются основные проблемы развития экономической истории мира и ведущих стран Запада и Востока в различные временные периоды и выявляются истоки формирования рыночной экономики и ее развитие в динамике: проявление отдельных ее признаков в эпоху Древнего мира в древнейших очагах цивилизации на Древнем Востоке и основных античных странах — становление рыночного уклада в рамках национальных экономик в период Великих географических открытий и вплоть до середины XVIII в. в странах Европейской (Западной) цивилизации — складывание рыночной экономики свободной конкуренции во второй половине XVIII—XIX вв. в европейских странах и США — формирование в тех же регионах рыночной экономики монополизма в конце XIX — начале XX в. — анализ особенностей развития мирового хозяйства в XX в. Кратко рассматриваются проблемы хозяйственного развития стран Востока, большинство которых с XVI до середины XX вв. находились в рамках колониальных империй. Значительное внимание уделено характеристике в проблемно-хронологическом плане экономической истории России с начала становления государственности, т. е. с IX в. и до наших дней. Знание исторического, зарубежного и отечественного, социально-экономического опыта поможет разобраться в проблемах рыночной экономики, а его учет позволит более успешно проводить экономические реформы в России на современном этапе.

 

Раздел I

Восток — Запад—Россия

Всю историю развития экономики стран Запада и Востока, для удобства, в предлагаемом лекционном курсе, разделяем на хронологические периоды: эпоху Древнего мира (IV тыс. до н. э. — V в. н. э.), Средневековье — с V в. н. э. до середины XVIII в., т. е. до осуществления промышленной революции в Англии, Новое время (серед. XVIII— XIX в.) и Новейшее время (XX—XXI вв.).

Развитие мировой экономики, можно также разделить на так называемые технологические этапы:

1) доиндустриалъное (аграрное) общество, которое, развиваясь

постепенно в эпоху Древнего мира, окончательно

сформировалось в Средние века;

2) индустриальное общество, которое утверждается в

XVIII—XIX вв. на основе достижений промышленной революции;

3) постиндустриальное общество, которое формируется

с середины XX в. на базе социально-экономических достижений

НТР;

4) информационное общество, которое постепенно складывается

в развитых странах с конца XX в.

 

Предметом изучения "Экономической истории" является исторический анализ хозяйства разных стран (их групп) и генезиса рыночной экономики в них. Отличительной чертой такого подхода стала углубленная характеристика не только экономических, но и социальных отношений в обществе в разные исторические периоды. Историко-хронологический и технологический подходы дают возможность обобщить социально-экономический опыт человеческой цивилизации, в том числе связанный с зарождением и развитием рыночных отношений, что и является основной задачей изучения данного учебного (лекционного) курса. Понятие "рыночная экономика" появилось лишь во второй половине XX в. В мировой научной литературе термины "капиталистическая" и "рыночная" экономика являются идентичными.

Начнем с понятий и терминов. Рассмотрим происхождение понятия "капитал". Фернан Бродель, специалист по экономической истории, отмечал, что вначале появилось слово "капитал", затем "капиталист" и еще позже — "капитализм". Любая цивилизация — вавилонская, греческая, римская, с учетом потребностей производства, потребления и обмена, создавала свои термины, которые позже часто искажались. Слово "капитал", возможно, появилось еще в Древнем Риме. Происходит оно от слова "caput", что в переводе с латинского означает "голова". От него в XII—XIII вв. н. э. произошло слово "capitale", которое означало "ценности"; "запас товаров", "массу денег" или же "деньги, приносящие процент". В итальянских документах "capitale " встречается с 1211 г., а с 1283 г., по мнению французского историка Ф. Броделя, употребляется в значении "капитала" товарищества купцов. Широко употребляемым это слово стало в XIV в., в эпоху Возрождения, когда начался возврат к античным ценностям, в том числе активизировались и товарно-денежные отношения. Из Италии это слово пришло в Германию, оттуда в Нидерланды и, наконец, — во Францию. Именно в перечисленных странах в период Средневековья, особенно в эпоху Возрождения и Великих географических открытий, наиболее активно развиваются рыночные отношения (имеется в виду не вся Германия, а ее северная часть, где находилось много торговых городов). Слово "капитал" во Франции оказалось окружено многими словами-соперниками: "доля " (sort), "богатство " (richesses), "возможности " (facultes), "деньги" или "серебро " (argent), "ценность " (valeur), "фонды" (fonds), "деньги" (pecunes), "достояние" (patrimaine) и т. д. Первенство среди них долго, до начала XVIII в., сохраняло слово "фонды".

Представители классической политэкономиии Ж.-Б. Сей и Ж. Ж. Сисмонди еще в 20-х гг. XIX в. часто использовали термин "богатство", а не "капитал". Большую роль в закреплении этого понятия играл глава школы физиократов (Физиократия (от греч. physis – природа, kratos – власть ) означает власть природы. Так именовали школу французских экономистов, основная идея которых заключалась в том, что ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство. Только там происходит увеличение богатства, приращение материи. Физиократы были не согласны с концепциями меркантилистов. Они считали, что естественными законами управляет принцип естественного порядка. Эти законы имеют место в природе, действуют в живом организме, в мире животных). Основа естественного порядка – уважение права собственности и власти (Ф. Кенэ). Французский экономист также утверждал, что "всякий капитал есть орудие производства". Во второй половине XVIII в. Ф. Кенэ, и особенно А.-Р. Тюрго, также представлявший школу физиократов, различали "капиталы праздные" (деньги, лежащие без использования) и "капиталы деятельные" (т.е. приносящие доход). Слово "капиталист" впервые появилось в Голландии в середине XVII в. Более чем через 100 лет его использовал в переписке Ж.-Ж. Руссо (1759). Но еще долго его употребляли в значении: "держатель" государственных бумаг, движимости или наличных денег. В Милане в конце XVIII в. так называли земельных собственников. Вплоть до XIX в. слово "капиталист" не означало "предприниматель, вкладчик капиталов". Лишь после промышленной революции в Англии и Франции понятия эти стали идентичными. Слово "предприниматель " (entrepreneur) как самостоятельное стало употребляться с 1709 г. А термин "промышленник" (industrial) появился с 1770 г. в значении "руководитель предприятия". Но распространение этот термин получил с 1823 г. благодаря социалисту-утописту А. Сен-Симону. Позднее других в указанной триаде возник термин "капитализм". И это логично — наличие капитала, операции с ним привели к появлению понятия "капиталист". После реформирования в агросфере, свершения промышленной революции, становления общества буржуазной демократии в западных странах состоялся переход к капиталистической системе и утвердился термин "капитализм", который использовался, изначально, в политических дискуссиях XX в. как антоним социализма. В научный оборот его ввел немецкий ученый В. Зомбарт в своей работе "Современный капитализм". А в "Словарь Французской Академии" оно войдет лишь в 1923 г. Нужно различать генезис тех или иных слов (понятий, терминов), а также генезис и развитие фактического капитала начиная с эпохи Древнего мира. Есть предположение, что капитал в разных формах существует не менее 6 тыс. лет. Зарождавшийся рыночный уклад образовал отдельные островки в макроэкономическом пространстве. "Ген капитализма" зародился в эпоху Древнего мира и получил развитие в Средние века. Капитал издавна был тесно связан с такими институтами экономической жизни и товарно-денежных отношений, как частная собственность, торговля, предпринимательство. Непосредственная взаимосвязь наблюдается, как известно, и между капиталом — рынком — торговым обменом. В эпоху зарождения российской цивилизации, по свидетельству В. Ключевского, В. Соловьева и других историков, не использовалось слово "рынок". Для обозначения места торговли употребляли слова "торг", "торжище". К концу первого периода Средневековья поляки, говоря о торговле, произносили "rynek" (рынок), а немцы — "ring", что в переводе означало "круг", а звучало как "рынок". В раннем Средневековье в Европе широко употребляли слова: market, mercatus, merkante, когда речь шла о торговле и купцах (отсюда и современные понятия — "меркантильный", "маркетинг"). Принято считать, что свое "победное шествие" эти понятия начали из Италии, ее торговых городов — государств. Нужно также учитывать географическое положение Италии, окруженной морскими торговыми путями (и другие исторические особенности Апеннинского полуострова, о которых мы будем упоминать). К понятию "торговый капитал" после промышленного переворота добавилось еще одно — "промышленный капитал". В XIX—XX вв. широко распространилось понятие капитала как совокупности средств производства и понятие "денежный капитал". В любой экономической системе — аграрной, индустриальной, постиндустриальной — основные социально-экономические задачи решались разными странами с учетом конкретных исторических целей, географического положения, наличия ресурсов, культурного уровня общества и т. д. Для того чтобы лучше понять особенности экономического, социального, культурного облика современных государств, необходимо разобраться в сути двух подходов к изучению экономической истории — цивилизационного и формационного. Вначале необходимо дать определение понятий "формация" и "цивилизация". Формация — это социально-экономическая система хозяйства и общества. Пятичленное (на пять формаций) деление истории человеческого общества, схема которого в теории и идеологии окончательно оформилась в России, предполагало социально-экономическое и социально-политическое развитие от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу, затем феодальному, капиталистическому и, наконец, коммунистическому обществу, с его первой фазой — социализмом. Наиболее полная характеристика формаций дана в совместной книге К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология" (1846). Формационное пятичленное деление общественного развития соответствовало идее бесконечного прогресса. Используя цивилизационный подход для анализа этапов развития мирового хозяйства и мирового рынка, следует идти по пути, проложенному философами-позитивистами — О. Контом, Дж. Ст. Миллем и Т. Спенсером. Именно они в 30-х гг. XIX в. внесли новую струю в познание мира. Позитивисты противопоставили цивилизационный подход формационному в изучении мировой истории человечества. Понятие "цивилизация " включает территориальное разграничение людских сообществ, сохраняющих свое особое "лицо" на протяжении всего периода существования. Большое значение для таких сообществ имеют природные условия, быт, нравы, религия, культура, общая историческая судьба. Термин "цивилизация" является производным от civis — гражданин (лат.); civilis — гражданский и civitas — гражданская община, народ. Общепринятым в современной литературе признаком цивилизации являются такие особенности культуры, в широком смысле слова, как материальная и духовная. Представители различных наук за последние полтора десятилетия в определении цивилизации обращали внимание на признаки, наиболее близкие им, исходя из предмета науки. Так, религиоведы сосредоточивают внимание на выявлении особенностей религии у представителей разных цивилизаций; культурологи увлекаются обсуждением специфических черт духовной культуры; историки особое внимание обращают на социально-политические характеристики.

Проанализировав значительный объем литературы и источников, как зарубежных, так и отечественных, приходим к такому определению: цивилизация — это комплекс характеристик, определяющих специфику, своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов (или отдельной страны, народа) на определенном этапе развития. Непременным атрибутом цивилизации является наличие государственности и письменности. В данном определении на первом месте стоит понятие о материальной жизни, которая, несомненно, влияет на образ жизни людей, менталитет народа. Утвердившиеся в странах Европы феодальные, затем капиталистические отношения повлияли на характеристики Европейской цивилизации. Без важнейших составляющих цивилизации — государственности и письменности — цивилизованное общество невозможно отделить от примитивных обществ. С появлением письменности совершается переход от протогосударства к государству, определяется легитимность его образования и существования в различных законах. Особенности возникновения и функционирования различных государств рассматриваются обычно в рамках тех или иных цивилизаций. Из многообразия цивилизаций, называемых разными учеными, в основном зарубежными, рассмотрим три: Европейскую (Западную), Восточную и цивилизацию России. Такой подход обусловлен обозначенной выше основной целью заданной в данном лекционном курсе: определить истоки зарождения рыночной экономики и специфику этого процесса в странах Запада и государствах Востока, куда относится весь неевропейский мир: Азия, Африка, Латинская Америка, Австралия, острова Океании. Первые две цивилизации представлены в обобщенном (условно) виде, а последняя характеризуется с учетом специфики страны (России). Материальная культура каждой группы стран Европейской (Западной) и Восточной цивилизаций характеризуется в историческом плане с соблюдением общепринятой хронологии. При характеристике цивилизаций, например, А. Тойнби тоже пользовался обобщениями. Среди расцветших, протяженных во времени до XX в. цивилизаций он выделял: "православную христианскую" и "Западную". Их же он определял, перечисляя основные (21) цивилизации, выделяя из православной отдельно "Российскую". Закономерен вопрос о времени возникновения этих трех основных цивилизаций. К эволюции человека, техническому прогрессу привела и произошедшая 10—12 тыс. лет назад в недрах неолита аграрная революция (зарождение и развитие земледелия, скотоводства, ремесла и торговли). Появился постепенно прибавочный продукт как основа для простейших торговых операций, зародилась частнособственническая активность и, говоря современным языком, началась приватизация. Старейшины родовых общин, вожди племен и их окружение образовали надобщинные структуры, что последовательно вело к появлению протогосударств. С учетом этих факторов можно обозначить места и время зарождения очагов цивилизации. Если социально-экономической базой для их возникновения стала аграрная неолитическая революция, то социокультурной основой — появившаяся письменность. Условия для зарождения письменности возникли с IV по II тыс. до н. э. почти одновременно в четырех местах — в Двуречье, Египте, Индии и Китае.

В последнее время все больше внимания уделяется изучению истории доколумбовых цивилизаций Америки как пятому древнейшему очагу цивилизации.

Древний Восток в эпоху Древнего мира по всей видимости являлся "колыбелью" человеческой цивилизации. Отличительной чертой древневосточной экономики и основной составной частью экономики, в последующем для подавляющей части стран Восточной цивилизации, была государственная собственность на землю в сочетании во многих местах с коллективной (общинной) формой владения. Прибавочный продукт в таком обществе находился в распоряжении главы государства — царя, фараона, сатрапа и его окружения. В этих условиях формировалась сильная централизованная власть. Для такой экономики были характерны: незавершенность процесса социального структурирования, господство естественных производительных сил; заметная роль коллективной формы труда. В экономической деятельности принимали участие две стороны (только к Древнему Египту эпохи III—II тыс. до н.э. это не относится): государство и сельская земледельческая (соседская, территориальная) община, не исключались варианты и земледельческо-скотоводческих общин. Для стран Восточной цивилизации, начиная с эпохи Древнего мира, с IV тыс. до н.э., на многие последующие столетия не только периода Средневековья, но и Нового времени была во многом характерна цикличность цивилизационного развития.

Иной была историческая судьба стран Европейской, позднее, со времен Великих географических открытий — Западной цивилизации. Родоначальником этой особой линии социально-экономического развития стала Древняя Греция. Именно здесь в VI в. до н. э. утверждается иная — частная форма собственности по законам Солона. Таким образом, 2500 лет назад по двум разным путям расходится развитие Европейской (Западной) и Восточной цивилизаций. Накапливаются различия не только в способе производства, но и в государственном устройстве, культуре, образе жизни, религии, менталитете.

Между Европой и Азией, а в более широком смысле слова — между Европейской (Западной) и Восточной цивилизациями издавна находилась Россия. Началом цивилизационного развития России, принято считать IX век, когда сформировалось Древнерусское государство. Из Византии на Русь начинало проникать христианство вместе с письменностью. Можно сказать, что Русь в первые века своего существования была близка Европейской цивилизации: по географическому положению, восприятию духовно-религиозной культуры Греции, видоизменившейся в условиях Восточной Римской империи (Византии). Но, вместе с тем, Древнерусское государство тесно взаимодействовало и с народами Востока. И это было не только отражение набегов кочевников, но и торговые связи, проникновение культур, процессы этнической ассимиляции. А с XVI в. с вхождением в состав Русского государства Казанского и Астраханского ханств, мирной миграцией на восток, к Уралу и за Урал, вплоть до Тихого океана Россия становится к XIX в. крупнейшей по территории страной в мире (не считая Британской колониальной империи), раскинувшейся на необъятных просторах Европы и Азии. Все это определяет ее особое положение в мире, объясняет процессы взаимопроникновения европейской и азиатской материальной и духовной культур.

Зарождение и развитие мировой экономики (тема)

Глава (Лекция)1. Хозяйственные отношения в древнейших очагах цивилизации

(IV тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.)

1.1. Месопотамия.

Человечество ведет свою родословную из глубины веков Древнего мира. Становление ранней государственности на Древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути, итогом было формирование у народов неограниченной единоличной власти в централизованно управляемом государстве. Такую форму правления обычно называют древневосточной деспотией ("деспотия" — от древнегреч. despoteia, что означает "неограниченная власть"). Начнем изучение фундамента мировой цивилизации, заложенного в эпоху Древнего мира, с характеристики первых основных ее очагов: Месопотамии (Двуречье или Междуречье); Египта, Индии и Китая.

Самым первым во времени (начало IV тыс. до н. э.) очагом цивилизации считается Месопотамия (Ближний Восток). Именно здесь еще в VIII—VI тыс. до н. э. возникает протогосударство Древний Шумер, плавно перерастающее (IV тыс. до н. э.) в государство. Считается, что шумеры первыми изобрели клинопись, на основе которой в определенной степени пошло развитие письменности. Археологи в XIX в. обнаружили и расшифровали 100 тыс. глиняных таблиц, на которых клинописью были отражены многие сведения об их хозяйственной жизни, быте и культуре. Это еще не своды законов, но их молено отнести к числу первейших регламентов хозяйственной и общественной жизни. Месопотамию, Египет, Индию и Китай ученые относят к так называемым речным цивилизациям. Успех в земледелии в этих странах во многом зависел от гидрорежима великих рек Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Хуанхэ и Ян-Цзы. Во время разливов реки оставляли на полях массу ила, что позволяло снимать несколько урожае в год. И главным условием производства сельскохозяйственных культур и самого существования людей было искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов, чтобы вовремя обводнялась плодородная почва приречных низменностей. Отсутствие механизации предопределило огромное значение коллективного труда людей, которые могли справиться с весьма трудоемким ирригационным строительством. Ирригационная экономика явила собой ранний пример командно-распределительной системы. Для поддержания в нормальном состоянии гидромелиоративной сети вдоль великих рек необходимо было в каждой стране иметь большой штат надсмотрщиков, учетчиков и управляющих, находящихся на государственной службе. Это определяло и роль государства в хозяйственных отношениях. Возвышалось значение государственной (царско-храмовой, или уже царской) формы собственности. Бухгалтерский учет и использование в хозяйстве статистико-экономической отчетности ведут свою родословную со времен Древнего Шумера. Там в рамках государственного хозяйства проводились обмеры обрабатываемых полей; был составлен впервые в истории Земельный кадастр, в котором содержался не только перечень полей, но указывалось качество обрабатываемых земель; оценивалась рабочая сила с указанием ее полной и неполной занятости; исчислялся в человеко-днях объем выполняемых работ; проводился ежегодный и ежемесячный учет материальных ценностей, хранящихся на государственных складах. В Месопотамии люди занимались не только сельским хозяйством, но и ремеслом, используя разнообразные полезные ископаемые. Все в больших количествах появлялся избыток продуктов и ремесленных изделий, что создавало основу для торговли. На протяжении многих веков она носила меновой характер. Благодаря развитию земледелия и скотоводства, ремесла и торговли закладывались основы для генезиса товарно-денежных отношений, без которых позднее не могли развиваться рыночные отношения. В период Древнего Шумера (IV—III тыс. до н. э.) социальная дифференциация внутри общин привела к подразделению ее земель на две части. Продавалась и покупалась та её часть, которая хотя и находилась в собственности территориальных общин, но была передана внутри них в индивидуальное владение большим семьям. Появилась частная собственность на землю. Другая часть составляла фонд храмовой земли и делилась на три категории: земля собственно храмовая; земля, которая раздавалась храмовому персоналу без права наследования за выполнение определенных обязанностей в храмовом хозяйстве; земля, сдаваемая в аренду с уплатой за это доли урожая, — зарождение арендных отношений, прообраза фермерских, т. е. рыночных отношений в сельском хозяйстве. Существовало в Древнем Шумере и царское землевладение. Жреческая администрация, занимаясь во многом и хозяйственными делами, приобретала черты бюрократического аппарата и постепенно вместе с царской семьей образовала основной субъект системы "власть—собственность". Свободные общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту — налог. Они участвовали в общественных работах на строительстве храмов, дворцов, дорог, плотин, каналов и дамб, получая питание и орудия труда из храмовых амбаров и складов. Так на практике создавалась ирригационная система как основа земледелия, возникали коммуникации для общения и торговли, строились поселки городского типа, закладывались основы для будущей урбанизации. С объединением в начале второй половины III тыс. до н. э. Шумера и Аккада появилось крупное централизованное государство. Государственная система функционировала не только за счет ренты — налога с общинников и дани с покоренных соседних народов, но и разнообразных повинностей населения (строительство различных объектов). Параллельно с усилением государственного сектора в экономике проходил процесс приватизации, т. е. образование частной собственности: за счет выделения из общины; участия в войнах и захвата земель; покупки и приобретения земли и иных видов недвижимости. Основными производителями оставались мелкие земледельцы, а рабство носило патриархальный характер, рабов использовали больше в домашнем хозяйстве. Иными словами, в Месопотамии рабство существовало в виде социально-экономического уклада. К концу III тыс. до н. э. в Шумеро-Аккадском царстве наблюдается активизация товарно-денежных отношений, проводится унификация мер и весов. При расчете с арендаторами и в торговых операциях возникла необходимость в использовании определенной весовой меры серебра. В Древней Месопотамии в качестве всеобщего эквивалента стоимости вначале был скот, позднее, в лесистой местности Европы — шкурки ценных пород лесных зверьков, затем наступает эра использования слитков серебра или золота — государство со временем стало ставить клеймо на этих слитках, наконец, появляется весовая мера серебра (сикль), а в середине I тыс. до н. э. — деньги. Сикль превратился в единицу денежного измерения. В рыночные отношения все больше втягивались ремесленники и члены крестьянских общин. Основным продолжает оставаться натуральное хозяйство, но признаки его товарности проявляются в усилении слоя ростовщиков, проводящих кредитные операции. Встречалась зависимость и в виде долгового рабства, что свидетельствовало о разорении общинников, усилении процессов социальной дифференциации внутри общин. Многие работники в царском хозяйстве трудились отныне за паек, без права на земельный надел. Централизованная администрация Шумеро-Аккадского, а позднее Старовавилонского царств, стремясь не допустить разорения государства, объективно вынуждена была развивать право в виде различных законов и установлений, касавшихся цены наемного труда, размера ростовщического процента, условий содержания в хозяйстве раба. Главной целью правовых норм было поддержание социальной стабильности в обществе, что отныне и вплоть до Нового времени станет главной прерогативой деятельности правителей стран Восточной цивилизации.

В истории Древнего мира к самым интересным относится Кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи. С точки зарождения рыночной экономики, большой интерес представляет восьмой раздел законов, в котором содержатся "Правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях". Вавилония времен Хаммурапи предстает первым развитым государством в Западной Азии (территория современного Ирака). Клановые и родственные связи здесь заменялись административно-территориальными. Все занятые в системе администрации и управления назывались царскими людьми: воины, ремесленники, дворцовые слуги. Им противостояло остальное население в виде земледельцев-общинников. Администрация внедряла практику раздачи 30— 40% пашни из состава царско-храмовых земель в виде должностных наделов царским людям первой категории. Практика эта отдаленно напоминает зародившуюся много веков спустя систему феодализма в Европе с заметным отличием: к царским людям первой категории относились и специалисты из сферы управления и обслуживания. Эти люди должны были служить системе "власть — собственность". Одновременно они имели право дробить свои наделы и отдавать отдельными участками в аренду царским людям

второй категории. К ним относились иноплеменники или потомки разорившихся общинников. Они выступали не только в роли арендаторов, но и получали наделы из царско-храмовых земель, строго без права их продажи. Аренда земли, как правило, была краткосрочной, на один—два года. Арендаторы платили треть, иногда половину урожая за землю. Сад сдавался в аренду за 2/3 урожая. Распространенным был также наем помещения, домашних животных, судов. Данные примеры свидетельствуют: денег и денежной системы в Вавилонии еще не было, а товарно-денежные отношения активно развивались! Использовались в торговых операциях и сделки с недвижимостью, эквиваленты денег и сикль как первая весовая мера серебра. О развитии товарно-денежных отношений, тенденциях зарождения рыночного хозяйства свидетельствуют и такие факты. Оплата труда ремесленников проходила по тарифам, и мастера несли особую ответственность за качество изделий. Торговые операции внутри страны и за ее пределами свидетельствовали о некотором росте товарного хозяйства, которое в целом оставалось натуральным. В Вавилонию ввозили строительный лес и камень, предметы роскоши, а вывозили продукты сельского хозяйства и некоторые ремесленные изделия. Многочисленные статьи законов Хаммурапи подтверждают наличие частной собственности в Вавилонии II тыс. до н. э., но это понятие не отделялось от определения личной собственности, т. е. собственность на недвижимость — суда, дома и др. отождествлялась с собственностью на предметы быта, одежду и проч. А собственность на землю как главное средство производства оставалась в руках повелителя страны и представителей властных структур. Историческое значение законов Хаммурапи заключается в признании института частной собственности в Месопотамии II тыс. до н. э. Безусловным является и тот факт, что Хаммурапи и его администрация стремились ограничить собственников в их деяниях. Так поступали и правители Древнего Шумера, Ассирии, а также Египта, Индии и Китая. Централизованная администрация ограничивала частное предпринимательство, не давала ему развиваться и изменить социальную структуру общества. Запрещалось продажа наделов земли, пожалованных царем. С этих позиций строго рассматривались условия аренды и залога имущества. Ограничивались проявления кредита и ростовщичества. Долговой процент не должен был превышать 20—30%. Анализ Законов царя Хаммурапи и их оценка специалистами позволяют заключить: деспотии Месопотамии допускали существование на вторых ролях в стране частнособственнических отношений, но жестко ограничивали их. Такая политика была направлена на закрепление роли государства в экономике, формирование традиционных устоев восточного общества и его социальной стабильности. Законы Хаммурапи позволяют понять и социальную структуру Вавилонии. Основные социальные группы населения составляли: авилумы — полноправные вавилоняне; мушкенумы — ограниченные в правах жители; рабы — с правом на семью и хозяйство. Предоставление рабам права на ведение хозяйства в рамках семьи свидетельствует о том, что Вавилония в своей основе не была государством классического рабовладения. Основными производителями материальных благ оставались свободные люди: земледельцы-общинники и ремесленники. Как государство Вавилония прекратила существовать в 539 г. до н. э. с завоеванием Междуречья персами. Шумеры и вавилоняне первыми шли по пути становления государственности и зарождения рыночных отношений. Их вариант государственности, форм хозяйства и форм собственности стал с вариациями эталоном для других стран и народов Востока. Их общекультурным вкладом в мировую цивилизацию можно считать: иероглифическое письмо (клинопись); календарный счет, связанный с астрологическими наблюдениями и элементарной математикой; первые географические карты; культура архивного дела; развитие мифологии и искусства. Экономические основы государств Месопотамии были заложены на базе достижений аграрной неолитической революции. Социально-политические и социокультурные особенности были тесно связаны с появлением письменности и государственности как обязательными атрибутами любой цивилизации. Зарождающаяся государственность легитимировалась с помощью Сводов законов, в которых закреплялись среди прочего и разные формы собственности. Но историческое время для складывания рыночной экономики еще не наступило. Несмотря на активизацию товарно-денежных отношений хозяйство оставалось натуральным, техника была развита слабо, источником энергии служила мускульная сила человека и животных.

1.2. Египет Египетская модель развития хозяйства и общества несколько отличалась от месопотамской. Бесспорным является многократно высказанный в литературе тезис о цикличности развития всех восточных цивилизаций. Для Древнего Египта, как и Вавилонии, цикличность развития определилась сменой историко-хронологических периодов: Древнее царство (IV тыс. до н. э. — III тыс до н. э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.); Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.) и Позднее царство (XI—IV вв. до н.э.) Египет — дар Нила, так называл его Геродот. Успешное ведение сельского хозяйства в долине Нила было немыслимо без разветвленной сети каналов, дамб, плотин. Но нужно учитывать и своеобразие географической замкнутости страны в отличие от перекрестка мира, на котором находились государства Месопотамии, открытые для нашествий и чужеземных влияний, а также для активной торговли. Своеобразие географического положения Древнего Египта способствовало формированию особого менталитета египтян, их характера, особого быта и системы хозяйства. По свидетельству археологов, древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли на рубеже VI и V тыс. до н. э., на основе аграрной неолитической революции. Уже в IV тыс. до н. э. здесь появляются ирригационные сооружения; глинобитные строения; строительство из сырцового кирпича. В земледелии использовались мотыга, серп, плуг с кремневыми резцами, которые позднее заменяются на металлические. Выращиваются ячмень, овощи, лен. Недостаток земель для выпаса скота не содействовал его количественному росту; рано началось выведение породного скота. Применялось его стойловое содержание. Уже в период Древнего царства в стране выплавлялся свинец в районе Ассуана и на берегу Красного моря, а т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: