Тест по профориентации Е.А. Климова




МБУК «ЦБС» Бай-Тайгинского кожууна

 
 

Абонемент ЦКБ

 

 

Правила выбора профессии:

1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.

2. С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), чтобы помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.

3. Подробно изучить выбранную профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.

4. Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями выпускника, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию.

 

При выборе профессии необходимо учитывать:

 

Ваш выбор: могу+хочу+надо - В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора:

Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.

«Могу» - это человеческие

(физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

 

В этой части выбора больше всего действует фактор «надо».

В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

• социальный заказ, положение на рынке труда;

• уровень материального обеспечения семьи;

• возможности получения помощи в обучении;

• условия оплаты труда в данной сфере;

• местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

 

Вторая часть задачи - выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует изучить требования, которые профессия предъявляет к человеку.

 

И третья часть выбора - учесть возможности ребенка («Я-могу»):

• интересы, склонности;

• успехи в учёбе и потенциальные способности;  свои сильные и слабые стороны;

внешней или частной стороной

§ незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

§ неумение разбираться в своих способностях

Тест по профориентации Е.А. Климова

Тест позволяет определить уровень мотивации человека к различным видам деятельности. Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходит в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек —общение. Если не акцентировать внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, с техникой, с людьми, со знаковой системой, с художественным образом.

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?

1а. Ухаживать за животными 1б.Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)  
2а.Помогать больным 2б.Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин  
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок   3б.Следить за состоянием, развитием растений  
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)   4б.Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а.Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б.Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)  
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б.Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

 

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные – инструменты) 7б.Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным средством) подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)   8б.Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище   9б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б.Выполнять вычисления, расчеты  
11а. Выводить новые сорта растений 11б.Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять   12б.Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности   13б.Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты   14б.Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Составлять точные описанияотчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.   156.Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение  
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б.Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов  
18а.Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б.Играть на сцене, принимать участие в концертах  
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б.Заниматься черчением, копировать чертежи, карты  
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б.Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.  

 

Ключ к тесту:

Человек-природа —1 а, 3 б, 6 а, 10 а, 11 а, 13 б, 16 а, 20 а

Человек-техника —1 б, 4 а, 7 б, 9 а, 11 б, 14 а, 17 б, 19 а

Человек-человек —2 а, 4 б, 6 б, 8 а, 12 а, 14 б, 16 б, 18 а

Человек-знаковая система —2 б, 5 а, 9 б, 10 б, 12 б, 15 а, 19 б, 20 б

Человек-художественный образ —3 а, 5 б, 7 а, 8 б, 13 а, 15 б, 17 а, 18 б

 

 

Человек—Природа – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, т.е. с природными объектами и явлениями. Объектом труда являются: живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Это профессии:

• агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, геолог, генетик, ботаник, зоолог, метролог

• лесник, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, лесовод, фермер, зоотехник

• ветеринар, эколог, лесовод, врач карантинной службы

• садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик

• работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод

• охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник

Вы должны любить:

• ухаживать и наблюдать за животными, разводить растения или животных;

• заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

• бороться с болезнями, вредителями;

• выращивать овощи и фрукты;

• ориентироваться в природных явлениях;

• наблюдать, изучать различные природные явлениями.

Психологические требования профессий «человек-природа»: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются через довольно длительное время, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

Человек—Техника – все технические профессии, профессии, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами, аппаратами, станками. Объектом труда служат: технические системы и объекты (механизмы, машины, аппараты, установки), материалы и виды энергии. Это профессии:

• проектировщик, конструктор, инженер, радиомонтажник, сварщик

• водитель, тракторист, слесарь, токарь, швея

• специалисты по наладке и обслуживанию оборудования, управлению станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами

• механик, электромонтер, радиомеханик

• специалисты по контролю и анализу качества изделий и механизмов, специалисты по испытанию качества изделий

Вы должны любить:

• исследовать, наблюдать;

• создавать и испытывать новые образцы;

• планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

• придумывать новые способы деятельности;

• самостоятельно организовывать свою работу и работу других;  принимать нестандартные решения.

Психологические требования профессий «человек-техника»: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

 

Человек—Человек — все профессии, связанные с работой с людьми, с обслуживанием людей, с общением. Объектом труда являются: люди, группы, коллективы. Это профессии:

• медицинским обслуживанием людей и уходом за ними - врач, зубной техник, медсестра

• воспитанием, обучением, тренировкой других людей - воспитатель дошкольных учреждений, детдомов, преподаватель в школах и др. учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту, гувернер

• продавец, проводник, официант, парикмахер, вахтер

• судья, адвокат, работник милиции, юрист, участковый инспектор

военнослужащий, юрисконсульт, милиционер, инспектор

• библиотекарь, экскурсовод, лектор

• администратор, менеджер

• социолог, психолог, журналист, следователь

Вы должны любить:

• обслуживание людей;  занятие лечением;

• обучение, воспитание;

• защита прав и безопасности;

• управление людьми;

• легкость знакомства и общения с новыми людьми;

• чуткость и доброжелательность к окружающим, умение внимательно выслушивать людей;

• умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других;  умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Психологические требования профессий «человек-человек»: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами, развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Человек—Знак — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, большинство профессий связано с переработкой информации. Объектами труда являются: условные знаки, шифры, коды, таблицы, цифры, числовые значения, символы, тексты. Это профессии:

• корректор, редактор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик, переводчик

• бухгалтер, экономист, кассир, статистик, почтальон, программист, оператор ПК

• штурман, чертежник, картограф, геодезист, конструктор, инженер-технолог, копировальщик

• радист, телефонист, стенографист, звукооператор, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь

• диспетчер, инспектор ГИБДД

• нотариус, архивариус, делопроизводитель

Вы должны любить:

• обрабатывать тексты и таблицы, производить расчеты и вычисления, перерабатывать информацию;

• работать с чертежами, картами и схемами;

• принимать и передавать сигналы и сообщения;

• хорошо считать в уме, оперировать знаками и символами;  искать и исправлять ошибки.

Психологические требования профессий «человек-знак»: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

 

 

Человек–Художественный образ — все творческие специальности. Объектом труда этих специальностей служат: художественные образы, способы их построения, их роли, элементы и особенности. Это профессии:

• писатель, художник, композитор, режиссер, модельер, дизайнер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, парикмахер, кондитер

• дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель, флорист, закройщик, гравер, столяр-краснодеревщик

• мастер по росписи, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник

 

Вы должны любить:

• заниматься художественным оформлением;

• заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино и др.);

• сочинять (стихи, прозу и др.);

• выступать на сцене;

• изготавливать своими руками красивые вещи;  петь, играть на музыкальных инструментах.

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»: художественные способности, развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: