Понятие и классификация международных организаций




Право международных организаций — это совокупность норм, регламентирующих статус межправительственных организаций, их субъектный состав, структуру, полномочия, порядок деятельности, юридическую силу их решений.

Отдельные вопросы международно-правового статуса междуна­родных организаций урегулированы в Венских конвенциях о пред­ставительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.) и о праве между­народных договоров между государствами и международными ор­ганизациями и между международными организациями (1986 г.), в Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межго­сударственных организаций, действующих в определенных отраслях сотрудничества (1980 г.).

Основной источник права международных организаций — это их уставы (учредительные акты), представляющие собой международ­ный договор sui generis (особого рода). Источниками этой отрасли международного права выступают также договоры, заключенные ММПО с государствами пребывания.

Основные признаки ММПО:

• члены ММПО — суверенные государства;

• договорная база (конвенционная основа) деятельности ММПО — это ее устав.

ММПО могут создаваться и на основе резолюций самих международных организаций как их вспомогательные органы или в соответствии с нормами какого-либо международного договора;

• любая ММПО создается с определенными целями;

• наличие постоянно действующего внутриорганизационного механизма;

• все международные организации — субъекты международного права.

В основу классификации ММПО можно положить следующие основные критерии:

• круг участников:

- универсальные ММПО открыты для участия всем государствам мира;

- ММПО ограниченного состава открыты для участия опреде­ленным государствам:

— региональные, их члены — это государства определенного гео­графического региона;

— нерегиональные (субрегиональные), их члены — государства разных регионов (ОИК, ОПЕК);

• характер компетенции:

- общей компетенции — ООН, ОАГ, СНГ, ОАЕ и др.;

-специальной компетенции — специализированные учрежде­ния ООН, Совет Европы, ОПЕК;

• характер полномочий:

- межгосударственные — решения высших органов организации адресованы только государствам-членам;

- надгосударственные — решения высших органов адресованы не только государствам-членам, но и их компетентным органам, на­циональным судам, национальным физическим и юридическим ли­цам (ЕС);

• порядок вступления:

- открытые универсальные — любое государство мира по своему усмотрению может вступить в такую ММПО (ООН, ее специализи­рованные учреждения);

- открытые региональные — любое государство данного региона может вступить в такую организацию (Совет Европы, ОБСЕ, ОАЕ);

-функционально открытые —любое государство, заинтересован­ное в данной сфере деятельности и способное ее осуществлять, впра­ве вступить в данную организацию (ОИК);

- закрытые — прием в члены таких организаций производится только с согласия и по приглашению первоначальных членов орга­низации — государств-учредителей (НАТО, ЕС).

Членство в международных организациях, структура международных организаций

Члены ММПО делятся на следующие категории:

1) первоначальные члены (учредители) — государства, принимав­шие участие в выработке учредительного акта (устава) организации;

2) присоединившиеся члены — государства, вступившие в орга­низацию после начала ее деятельности посредством присоединения к ее учредительному акту;

3) частичные члены — государства, не являющиеся членами са­мой ММПО в целом, но входящие в состав ее отдельных органов;

4) ассоциированные члены (члены-сотрудники, неполноправные члены). Они не участвуют в голосовании, не избирают и не могут быть избраны в органы ММПО. Статус ассоциированного члена мо­жет иметь государство, не получившее необходимого количества го­лосов для вступления в ММПО на правах полноправного члена;

5) государства, ГПО, НБН, другие международные организации могут принимать участие в работе какой-либо ММПО, имея статус наблюдателя.

Способы прекращения членства государств в ММПО:

-добровольный выход из организации;

 

-автоматический выход — государство вынуждено прекратить свое членство в организации — например, если государство пере­стало быть членом МВФ, то оно автоматически выбывает из членов МБРР и других организаций группы Всемирного банка;

- исключение из организации — вид международных санкций. Как правило, является следствием систематического нарушения го­сударством устава ММПО — например, в соответствии с Уставом Совета Европы из этой организации должно быть исключено госу­дарство, виновное в серьезных нарушениях прав человека;

- прекращение существования государства;

- ликвидация самой ММПО автоматически прекращает член­ство государств-участников.

Практически все ММПО имеют одинаковую структуру (особой структурой обладает ООН — ее органы делятся на главные и вспо­могательные):

- высшие (представительные) органы, в работе которых прини­мают участие все государства — члены ММПО;

-исполнительные органы — это органы ограниченного состава. Критерии выбора в исполнительные органы:t

— справедливого географического представительства;

— специфических интересов;

— равного представительства государств с несовпадающими труппами интересов;

— наибольшего финансового вклада.

Исполнительные (административные) органы обеспечивают вну­треннее функционирование организации, ее административно-тех­ническое обслуживание. Во главе организации стоят генеральный секретарь, директор-распорядитель, президент. Главное должност­ное лицо ММПО обладает не только административными, но и по­литическими полномочиями. Категории персонала секретариатов: высшие административные должностные лица, класс специалистов, обслуживающий персонал;

S комитеты и комиссии по специальным вопросам;

■S юридические органы — необязательный элемент структуры ММПО.

Компетенция ММПО

Деятельность ММПО имеет правомерный характер, только если она осуществляется в соответствии с компетенцией, которой обла­дает данная организация. Можно выделить два вида компетенции ММПО: предметную (круг вопросов, подлежащих ведению органи­зации) и юрисдикционную (юридическая сила актов ММПО).

В современной международно-правовой доктрине и практике выделяют три разновидности предметной компетенции ММПО:

1) уставную — круг вопросов, непосредственно предусмотренных в учредительных документах организации;

2) подразумеваемую — полномочия организации, прямо не пред­усмотренные в ее уставе, но вытекающие из его положений и необхо­димые ММПО для ее успешного функционирования;

3) имманентную — ММПО вправе иметь любые полномочия, не предусмотренные в ее уставе и не вытекающие из его положений, если такие полномочия не противоречат целям и задачам организа­ции.

Юрисдикционная компетенция ММПО ограничивается тем, что решения организации по «внешним» вопросам в основном прини­маются в форме резолюций, имеющих рекомендательный характер. Юридически обязательные решения ММПО вправе принимать по ограниченному кругу вопросов — организационным, финансовым, процедурным.

Процедура принятия решений в ММПО основывается на следу­ющих принципах:

принципе единогласия, которое может быть:

а) полным — одинаковое голосование всех членов организации. Отсутствие какого-либо члена организации либо его воздержание от голосования делает невозможным принятие решения. Совет Без­опасности ООН — принцип единогласия великих держав (постоян­ных членов СБ);

б) относительным — единогласие государств-членов, присутству­ющих и участвующих в голосовании. Воздержание от голосования или отсутствие какого-либо члена организации не препятствует при­нятию решения;

• принципе большинства голосов. При этом различают:

а) простое большинство — 50% голосов присутствующих и уча­ствующих в голосовании плюс один голос;

б) квалифицированное — 2/3 голосов всех присутствующих и уча­ствующих в голосовании;

в) высококвалифицированное — 3/4 голосов всех присутствующих и участвующих в голосовании.

• принципе взвешенного голосования — количество голосов для каждого государства определяется различными критериями в зави­симости от характера и целей организации. В Совете Европейского союза количество голосов определяется пропорционально величине территории и количеству населения. В МБРР, МВФ, MAP количе­ство голосов у каждого государства-участника определяется пропор­ционально его финансовому вкладу;

принципе консенсуса, т.е. принятии решения на основе общего гласия без голосования при отсутствии возражений. Степень согласованности позиций государств определяется отсутствием пря-.IX возражений против этого решения. Аккламация (разновидность консенсуса) применяется при принятии решений по процедурным вопросам: решение принимается без голосования при отсутствии возражений;

• принципе принятия решений в пакете — несколько вопросов, ' которым голосование в каждом случае могло бы проводиться отдельно, объединяются в один пакет и по нему проводится голосованиe. Это обеспечивает принятие решения

ПМО как отрасль МП.

Право международных организаций - новая отрасль МП, так как первая в истории МО была образована только в 1919 году (лига наций - неудачный опыт). Вторая МО была создана в 1945 году - ООН.

ПМО представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих правовую природу международных конференций,порядок создания МО, признаки МО,виды МО, органы МО, порядок принятия и юридическую силу решений МО.

MO - это правовая форма сотрудничества' между государствами, собрание представителей государств для разрешения сложных международных проблем и для кодификации прогрессивного развития МП, действующая на постоянной основе.

В преамбуле устава ООН закреплены цели создания ООН:

1. Избавить грядущее поколение от бедствий войны

2. Утвердить веру в права человека

3. Способствовать всестороннему сотрудничеству между государствами

4. Содействовать социальному, экономическому и культурному уровням всех государств членов ООН.

Признаки МО:

1. Субъекты МП - МО, обладают всеми признаками правосубъектности (правоспособность, дееспособность, сделкоспособность, ответственность и правопреемство).

2. МО как субъекты МП имеют штаб квартиру как правило в столице того государства которое определено гос членами организации в качестве штаб квартиры (Например в СССР - совет экономической взаимопомощи).

3. Система органов МО, например в ООН 6 главных органов.

4. Принципы, на которых основана деятельность той или иной организации.

5. Цель организации. В ООН 4 цели, закрепленные в преамбуле устава ООН.

6. Бюджет организации для обеспечения расходов государства.

7. Каждая МО имеет персонал для осуществления текущей деятельности, (например секретариат ООН около 15 тысяч человек).

8. Представительства государств при данной организации. Представительства имеют члены организации.

9. применение решений данной организации (в каждой организации свой механизм применения решений). Новое явление в МО: Утверждается принцип применения решения путем консенсуса. (Нет государств мнение которых не учтено). Каждое государство может изменить формулировку.

10. Порядок разрешения споров в данной организации. Источники: Устав ООН и др..

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: