Изучение научной литературы




ВОПРОСЫ: Этапы научного исследования

Выбор темы исследования.

Что является объектом и предметом исследования?

Актуальность исследования.

Выработка гипотезы.

5. Определение цели и задач.

Выбор темы исследования

Научное исследование в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является чёткое определение сферы научной исследовательской деятельности – её ОБЪЕКТА и ПРЕДМЕТА.

Выбор объектной области исследования – предметная дисциплина (математика, биология, литература…).

Выбор объекта исследования- это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?

Выбор предмета исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонам и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Выбор темы исследования очень ответственный момент научно-исследовательской работы. От правильного выбора темы зависит успех её выполнения.

Выделим основные критерии выбора темы:

²желательно, чтобы тема представляла интерес для учащихся не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

²очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересам к ней ученика и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения её учеником;

² тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература;

² тема работы должна быть сформулирована лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

² формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного.

 

Вследствие этого очень ответственным этапом в подготовке исследования становится следующий этап.

Обоснования актуальности исследования

При выборе темы работы необходимо учитывать научную и практическую актуальность, и здесь главную помощь учащемуся оказывает его научный руководитель, ориентирующий юного исследователя в степени проработанности той или иной проблемы.

Обосновать актуальность темы исследования, значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к работе.

Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, достаточно.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

Изучение научной литературы

Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме – это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие - либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, есливы выберете верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит вам в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной вами теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.

Общие рекомендации работы с литературой:

1. Изучение литературы общего характера, т.е. источников, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем вести поиск узкоспециального характера.

2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал:

А) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.

Б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответовна определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

В) Изучающее чтение - это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию.

3. Фиксирование нужной вам информации. Целесообразно посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные методы работы.

После предварительного выбора темы исследователю необходимо провести библиографический поиск по данной отрасли, чтобы получить точное представление о сделанном до него по изучаемому вопросу.

При выборе литературы рекомендуется в первую очередь остановиться на каком-либо более обширном источнике, в котором рассматривается выбранная проблема исследования. В ходе тщательной проработки такого произведения можно обнаружить, что в тексте, подстрочных ссылках и перечне использованной литературы назван целый ряд трудов, в которых рассматривается избранная для исследования проблема.

Изучение научных публикаций необходимо проводить по этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование для возможного использования в своей работе.

Такую работу желательно проводить параллельно с составлением картотеки источников.

При анализе картотеки можно выяснить, что намеченная для исследования проблема уже изучена, описана и широко применяется на практике. Таким образом, основательное изучение литературы позволит избежать напрасной работы над уже разрешенной проблемой. Картотека может также указать на то, что хотя исследуемая тема уже широко рассмотрена во многих трудах, но целый ряд вопросов затронут лишь мимоходом, поверхностно, детально не изучен.

К тому же, исследователь может не согласиться с некоторыми положениями, излагаемыми в проведенных исследованиях. В таком случае опубликованные труды не являются препятствием для продолжения исследования, разбор их может привести лишь к некоторому изменению в предварительно сформулированной теме.

Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике!

Компьютер- верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки. В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать. Запишите все, что вам помог узнать компьютер.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы и других источников, исследователь может приступать к выработке гипотезы – одному из самых ответственных моментов работы над исследованием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

При формировании гипотезы обычно используют словесные конструкции типа:

-так…, как…;

- при условии…, что…;

- если…, то…, т.е. которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

ОПРЕДЕЛИТЬ ГИПОТЕЗУ – ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫЛИБО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ, ЛИБО ОПРОВЕРГАЕТСЯ.

Процесс формирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить её рабочий вариант – как первичное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала, рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Для правильного построения гипотезы, прежде всего нужно помнить, что она должна быть конкурентной. Под конкретностью понимается её глубина, соответствие цели и задачам исследования. Другими словами, гипотеза должна отвечать конкретной цели и описывать конкретный объект исследования.

Следующий этап подготовки к исследованию

2.4. Определение цели и задач.

В общем виде цели и задачи должны уточнить направления, по которым пойдёт доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также с его конечным результатом и путём его достижения.

Цель должна быть одна. Она формулируется кратко и точно, конкретизируется и развивается в задачах исследования, которые отражают то, что требует решения в процессе исследования.

Выделим наиболее типичные цели или определение характеристик явлений, не изученных ранее, выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций…

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведём примеры некоторых из них.

Можно поставить цель:

- выявить..;

- установить…;

- обосновать…;

- уточнить…;

- разработать…

Задача исследования – выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждений того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует важный этап научно-исследовательской работы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: