Структура причинного комплекса преступности, на мой взгляд, выглядит следующим образом: на передний план следует выставить проблемы государства и политики, ведь все начинается с верхушки пирамиды (криминализации общества). На второй план, хотя даже можно их объединить, но по своей природе происхождения они все же разные – экономико-социальные вопросы. На третье место мы поставим проблемы нравственных ценностей и духовной жизни общества.
1. Деформация государственной власти.
Государственная преступность - это совокупность преступлений, посягающих на государственный и общественный строй, совершенных за определенный промежуток времени на территории страны в целом или отдельных ее регионах.[14]
Многолетний анализ государственной преступности показывает, что причины, порождающие ее, носят характер: информационно-идеологического воздействия на личность извне; неудовлетворенности личности сложившимися обстоятельствами жизни; несогласия с официально проводимой политикой правительства в целом либо по отдельным вопросам; обид на органы власти; гипертрофированного понимания и неправильного толкования недостатков.
Борьба с государственной преступностью на общегосударственном уровне означает проведение комплекса мер, направленных на выход из тяжелого экономического, политического, социального и духовно - нравственного кризиса.
Деформации в политической сфере не исчерпывают весь причинный комплекс преступности. Чрезмерная централизация государственного и политического управления обществом, бюрократизация, произвол, злоупотребления и перерождение кадров в условиях неразвитой демократии, культа личности и должности. Механизм торможения, возникший в нашем обществе, неизбежно глушил духовную и социальную сферы общества, вызвал сужение гласности, разрыв между словом и делом, повлек рост социальной пассивности, иждивенчества, пьянства, наркомании и преступности.
Оценивая криминогенное значение деформаций, возникающих в сфере политической жизни общества, нужно со всей определенностью подчеркнуть, что до недавнего времени этот вопрос относился к зонам, закрытым для критического обсуждения и глубоких исследований. В то же время состояние и уровень развитости и демократичности политической системы общества самым тесным образом связаны и с состоянием законности, правопорядка и уровнем преступности. “В современных условиях все большее значение обретает именно то, как политическая организация общества и его политическая система учитывают интересы и возможности отдельного человека, каждого труженика, в какой мере он воспринимает их в качестве “своих”, а не внешних, “отчужденных” сил.[15] Коли в условиях социализма не возрастает, а, напротив, ослабляется связь отдельных групп трудящихся с политической организацией общества, то это может привести, а в отдельных странах (Польша) привело, к росту отчуждения трудящихся, падению трудовой дисциплины и росту бесхозяйственности, снижению темпов роста экономического развития, возрастанию социальной напряженности”.
А) Отсутствие единой политики взаимодействия всей ветви власти в борьбе с преступностью.
Задачи повышения эффективности борьбы с преступностью обуславливают значимость обоснованного научного прогнозирования преступности. Прогноз преступности - это, прежде всего информация для нужд практики; причём такая информация, на основе которой определяются и оцениваются возможности борьбы с преступностью в будущем с учётом всех имеющихся сил и средств. Прогноз также является важнейшей информацией, без которой не обойтись законодательным органам при определении перспектив развития законодательства вообще, и в том числе уголовного. Оценивая уровень, структуру, динамику и другие характеристики преступности с позиций настоящего и будущего, законодательные органы в необходимых случаях вносят изменения в уголовное (а также в уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое) законодательство, чтобы оно всегда отражало общественные потребности в защите тех или иных общественных отношений.
Прогноз преступности по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью.
Прогноз преступности является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества.
Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью[16].
Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть, и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.
Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.
Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.
Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.
Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относиться к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.
Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.
Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности[17].
Б) Коррумпированность.
Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или узко групповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.[18]
Правонарушения, связанные с коррупцией, включают: 1) коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ; 2) правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти). Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер.[19]
Для определения причин коррупционной преступности существенны три вопроса: характеристики служебной среды (невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям; тип управления; социально-психологическая обстановка); характеристики служащих (здесь существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость сказывается при инициативном подкупе); условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере службы (отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, не реагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование во многих случаях являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений).
При специальном предупреждении коррупции важны: установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни; повышенный контроль за: доходами и расходами государственных и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, наиболее чувствительными к коррупции (выдаче информации, не подлежащей официальному распространению); кадровой политикой, использование в т. ч. ротации кадров; режим обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, а также членов их семей; введение режима исключительного служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях.[20]
В) Подконтрольность теневым структурам.
Власти олигархов
Губернаторы, особенно те, которые победили в результате жестокой конкуренции на выборах, сейчас поощряют инвестиции в свои регионы, вместо того чтобы заниматься развитием собственных ресурсов. Их места рассматривают как лицензию на зарабатывание денег своим собственным бизнесом, или через потенциальных иностранных инвесторов, попутно “отмывая” их в иностранных банках.
В 2001 – 2003гг. властная элита (олигархи) продемонстрировали наглядно, что они все еще контролируют политическую власть и назначают лакеев, готовых служить их интересам, а не интересам правового государства. Последствия этих действий ощутимы по всей России. За последние годы национальные средства массовой информации были сосредоточены в их руках. Разоблачения чиновников зачастую используются в борьбе за власть, а не для достижения большей цели. В условиях, когда деньги и власть распределены столь несправедливо, у большинства граждан нет возможности для эффективной борьбы. В отсутствие развитого гражданского общества нет ни одной значительной социальной группы, которая требовала бы проведения реформ, и это положение сохранится до тех пор, пока финансовая элита олигархов заявит, что она заинтересована в реформах.
2. Деформация экономики государства
Экономическая преступность - это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.
Экономическая преступность все больше и больше заявляет о себе, становясь распространенным и надежно скрываемым источником обогащения. Эволюционный процесс смены социально-экономической формации в республике, осуществляемый фактически при отсутствии правовой основы или при значительном запаздывании принятия законодательства, регулирующего переход к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального элемента, направленную, прежде всего на изыскание надежных возможностей беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых. Не последним фактором в появлении целого ряда экономических преступлений явилось тяжелое материальное положение, в котором оказалось большинство граждан, отсутствие перспектив его улучшения. Как следствие экономической неустроенности стала формироваться криминальная идеология с лозунгом "богатство любым путем". Все это не могло не вызвать многообразия криминальной деятельности определенной категории лиц, использующих сложившуюся обстановку в своих целях. Все более квалифицированными становятся способы уклонения от налогов, извлечения незаконных доходов в банковской системе, развивается подпольное предпринимательство, базирующееся на незаконной деятельности, под прицел преступного элемента все более попадает природное богатство страны, осваивается компьютерная техника в преступных целях и т.д.
Наконец, участились самые типичные формы корыстных посягательств на собственность, стимулируемые неэффективной деятельностью правоохранительных органов по ее защите. Резко увеличилось количество и корыстно-насильственных преступлений, объект посягательства которых расширяется за счет жизни и здоровья людей. Такие преступления составляют особую группу и выходят за рамки понятия экономического преступления.
Современная экономическая преступность в России является отчасти порождением просчетов управленческого характера при переходе государства к рынку, отчасти недостатками нормативно-правового регулирования общественных экономических отношении пореформенного периодам
Управленческие просчеты повлияли на “вектор”, направленность стратегии экономических реформа породили их криминальный характер. К числу наиболее крупных управленческих ошибок можно отнести:
а) отсутствие четкой концепции экономических реформ;
б) стремительность реформирования собственности еще до создания необходимых концептуальных, психологических; правовых и иных общественных предпосылок;
в) наделение широкими; почти не контролируемыми полномочиями должностных лиц; иных служащих государственного управления при приватизации собственности; иных видов экономической “реформаторской” деятельности.
Нормативно-правовые просчеты повлияли на тактику экономических реформ; они не позволили создать эффективный правовой механизм реформированиям. В России с большим опозданием сформировалась потребность отлаженного правового механизма реформ; только недавно приступили к разработке целого ряда “рыночных” отраслей права: финансового; банковского; страхового; таможенного; налогового и ряда других. В правовой сфере общества продолжают иметь место старые традиции “фискального фундамента реформ”; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и административное право; которые носят при реформировании экономических отношении вспомогательную (охранительную; превентивную; карательную); а отнюдь не созидательную роль.
Указанные и иные предпосылки существенно влияют на состояние; структуру; динамику современной экономической преступности в России.
А) Увеличение теневой экономики.
Выявить причины существования теневого оборота; проанализировать структуру криминального рынка; оценить последствия установить взаимосвязи легального, теневого и криминального оборотов.
Качественные отличия легального, теневого я криминального оборотов. Признаками для разграничения типов оборота; объекты (виды товаров и услуг); нормы; регулирующие отношения участников оборота; характер последствий существования данного типа оборота для общества и государства, иные существенные признаки, характеризующие данный тип оборота.
Легальный оборот. Субъекты - юридические лица, созданные в соответствии с действующим законодательством; физические лица; государственные органы.
Объекты - товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества.
Нормы, регулирующие отношения участников оборота - правовые нормы (нормы российского законодательства, международно-правовые нормы, нормы иностранного законодательства).
Характер последствий для, общества и государства - общественно полезный и необходимый.
Теневой оборот. Субъекты - юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства; физические
Рассмотрим следующие вопросы, характеризующие, легальный теневой оборот.
Лица: должностные лица государственных органов, нарушающие правовые нормы.
Объекты - товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества.
Нормы, регулирующие отношения участников оборота - не правовые нормы ("понятия"), признаваемые участниками оборота для регулирования возникающих между ними отношений.
Иные существенные признаки - выход оборота из-под контроля государства, использование коррупции.
Характер последствий для общества и государства - негативный.
Криминальный оборот. Основные субъекты - организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества.
Вспомогательные субъекты - юридические лица, созданные основными субъектами в соответствии или с нарушением действующего законодательства для обеспечения криминального оборота; юридические лица, созданные основными субъектами на средства, полученные преступным путем; коррумпированные должностные лица государственных органов.
Потребители товаров и услуг - юридические и физические лица, осознанно или неосознанно потребляющие товары и услуги криминального оборота.
Объекты - товары и услуги, запрещенные законодательством, представляющие опасность для нормального существования и развития общества. Не запрещенные товары и услуги, предоставляемые субъектами криминального оборота.
Нормы, регулирующие отношения участников оборота - нормы ("понятия"), принятые в преступной среде. Возможно полное неприятие каких-либо норм.
Иные существенные признаки - широкое использование насилия и коррупции. Криминальные методы и средства конкуренции и разрешения споров.
Характер последствий для общества и государства - общественно опасный.
Основное принципиальное отличие теневого оборота от легального заключается в его выходе из-под контроля государства и регулировании отношений субъектов не правовыми нормами. В этом теневой оборот приближается к криминальному.[21]
Иные существенные признаки
Характер последствий для общества и государства.
Легальный [22]
Юридические лица, созданные в соответствии с действующим законодательством; физические лица; государственные органы
Товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества
Правовые нормы (нормы российского законодательства, международно-правовые нормы, нормы иностранного законодательства)
Общественно полезный и необходимый
Теневой [23]
Юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства; физические лица; должностные лица государственных органов, нарушающие правовые нормы.
Товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества.
Не правовые нормы ("понятия"), признаваемые участниками оборота для регулирования возникающих между ними отношений
Выход оборота из-под контроля государства, использование коррупции
Негативный[24]
Криминальный
Основные субъекты: организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества.
Вспомогательные субъекты: юридические лица, созданные основными субъектами в соответствии или с нарушением действующего законодательства для обеспечения криминального оборота; юридические лица, созданные основными субъектами на средства, полученные преступным путем; коррумпированные должностные лица государственных органов.
Потребители товаров и услуг: юридические и физические лица, осознанно или неосознанно потребляющие товары и услуги криминального оборота.
Товары и услуги, запрещенные законодательством, представляющие опасность для нормального существования и развития общества. Не запрещенные товары и услуги, предоставляемые субъектами криминального оборота.
Нормы ("понятия"), принятые в преступной среде. Возможно полное неприятие каких-либо норм.
Широкое использование насилия и коррупции. Криминальные методы и средства конкуренции и разрешения споров.
Общественно опасный[25]
Б) Жесткая налоговая и таможенная политики.
Понятие “налоговая преступность” употребляется применительно к совокупности преступлений, связанных с налогообложением. Это преступления против налоговой системы.[26]
Все многообразие выявленных способов совершения налоговых преступлений можно подразделить на следующие виды:
полное или частичное не отражение финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухучета; искажение экономических показателей, позволяющих уменьшить размер налогооблагаемой базы; искажение объекта налогообложения; нарушение порядка учета экономических показателей; выведение финансово-хозяйственной деятельности из-под контроля налоговых органов.
Предупреждение совершения налоговых преступлений должно осуществляться на различных уровнях и в нескольких направлениях.
На общегосударственном уровне важно обеспечение экономической стабильности и подъема производства, роста платежеспособности хозяйства субъектов. Особое место в системе предупреждения налоговых преступлений занимает совершенствование правовой базы. Значительную роль могут играть налоговые администрации. Они должны совершенствовать консультационную деятельность, помогать налогоплательщикам в решении вопросов о размере налогов и порядке их уплаты.
В) Не рациональное использование природных ресурсов ведет к экологической преступности.
Экологическая преступность - сложная совокупность экологических преступлений, т.е. общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.[27]
Наибольшее количество экологических преступлений выявляется обычно в виде браконьерства, незаконной рубки леса, загрязнения почв и растительного покрова, незаконной использование добытого минерального сырья, ввоз и захоронение особо опасных токсичных отходов, вредных для человека продуктов питания и других потребительских товаров.
В причинном комплексе экологической преступности взаимодействуют многочисленные и разноплановые обстоятельства. Наиболее общие и постоянно действующие вытекают из противоречий, присущих общественным отношениям, определяющим сущность, характер и процесс взаимодействия человека и природы.
Основные из этих противоречий вызваны в последние годы негативными процессами, сопровождающими социальные и экономические преобразования, происходящие в стране.
Переориентация с плановой на рыночную экономику наряду с определенными положительными результатами привела к расстыковке экономических и экологических интересов общества, государства и его граждан, ускорила процессы деградации окружающей природной среды, создала условия для развития новых реальных стимулов совершения экологических преступлений.
Специфика борьбы с экологической преступностью заключается в необходимости постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка.
3. Деформация духовной жизни.
Противоречия духовной сферы, отражая те или иные противоречия, которые возникают в других сферах общественной жизни, в свою очередь, порождают антиобщественные взгляды, навыки и традиции, непосредственно питающие негативно отклоняющееся поведение и преступность.
Как свидетельствуют результаты всесоюзного исследования состояния и образа жизни советского народа, среди ответов на вопрос: “Что для вас, означает “хорошо жить”. На первое место вышли ответы типа “материальное благополучие”, “материальный достаток”, “материальная обеспеченность”.
Думается, определенный идеологический вред наносят “коммерческие” деформации, бытующие в практике кино и видеопроката, когда в интересах кассового успеха на экраны выходит чрезмерное количество безыдейных и примитивных западных фильмов, пропагандирующих образцы буржуазного образа жизни, особенно если учесть, что основная масса кинозрителей — это подростки и молодежь. Влияние массовых коммуникаций, кинематографа, художественной литературы на рост потребностей может оказаться негативным еще и постольку, поскольку они склонны вольно или невольно ориентировать широкие слои населения на самые высокие жизненные стандарты, порой недоступные большинству.
Непосредственными субъективными причинами преступности выступают такие дефекты общественного сознания (антиобщественная психология), как антисоциальная экономическая психология или психология паразитизма (частное проявление—корысть), индивидуализма, недисциплинированность, бытовой аморализм, аполитичность и т. п.
Деформация общественных отношений приводит к возникновению индивидуального отчуждения, формированию антиобщественной установки именно через соответствующую деформацию образа жизни конкретного лица. Это создаст, в свою очередь, высокую вероятность совершения таким лицом преступления.
“Поступки людей,— пишет А. Фролов,— целиком определяются их жизненными установками”. Воспитательное воздействие на осужденного, по его словам,— “это только помощь извне, в то время как самое главное — та нравственная работа человека, тот переворот, который происходит в его собственной душе.[28]
Глава III
Проблемы причинного комплекса преступности в современной России.
Практически экономическая преступность - это сложная совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным законом: хищения, незаконные сделки с валютными ценностями, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, сокрытие доходов от налогообложения, обман потребителей, сокрытие средств в иностранной валюте, незаконное предпринимательство в торговле, контрабанда; а также новые - мошенничество при получении банковских кредитов, использование фиктивных платежных документов и др.[29]
Определяется она некоторыми основными особенностями:
латентность экономических правонарушений весьма велика;
ущерб, причиняемый экономическими преступлениями обществу, весьма высок; экономическая преступность в значительно большей степени, чем уголовная, способна составлять образ жизни значительной части населения, формировать полукриминальный менталитет; экономическая преступность по своей природе носит почти полностью организованный характер.
Меры по борьбе с экономическими преступлениями в основном сводятся к осуществлению системы экономических, организационно - производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.
Формы и виды криминальных появлений в современной кредитно-финансовой сфере России не являются принципиально новыми. Многие черты современного состояния преступности во многом подобны тем, что были присущи банковской системе в конце XIX и начале ХХ столетия.
С 1992 года сумма “утечки” оценивается в диапазоне 350-700 млрд. долларов США.
Таким образом, поле деятельности для “сметливых людей” немалое. Специалисты полагают, что в дальнейшем, количество преступлений в кредитно-финансовой сфере будет расти.
Основные причины преступности на данном этапе развития государства:
1) Несовершенство правовых регуляторов общественных отношений.
2) Неэффективность системы контроля.[30]
Материалы проведенных Центральным Банком России проверок деятельности коммерческих банков свидетельствуют о наличии грубых нарушений правил открытия счетов и совершенных с ними операции юридическими лицами. В частности, установлены многие факты открытия расчетных счетов без надлежащего их юридического оформления.[31]
Средства массовой информации не обошли вниманием действия бывшего председателя Всероссийского биржевого банка 30-летнего Александра Конаныхина. В июне 1996 года он был арестован агентом ФБР в своей роскошной квартире, купленной за 300 тыс. долларов в фешенебельном жилом вашингтонском комплексе “Уотергейт”, в двух кварталах от белого дома. По данным “Интерпол экспресс” основанием для его ареста явилось нарушение правил въезда в США и предоставление американским властям ложных сведений о роде деятельности. По документам бывший российский банкир являлся якобы сотрудником некой рекламной фирмы, а на самом деле он занимался финансово-инвестиционной деятельностью, на которую не имел необходимой для этого лицензии.
В США Конаныхин, в частности, попытался создать сеть банков, которые специализировались на обслуживании выехавших за границу российских предпринимателей, и работал с переведенными за рубеж средствами российских коммерсантов. Эти средства предполагалось инвестировать в экономику стран Запада.[32]
Вот еще пример: Антон Долгов, руководитель Московского городского банка (МГБ) с 1992 года проводил рискованную финансовую политику, привлекая на льготных условиях свыше 150 млрд. рублей (более 30 млн. долларов) заемных средств. Большая часть этих денег переводилась на счета подставных фирм, а также выдавалась в виде невозвратных кредитов.[33]
Как и всякий высокодоходный бизнес, а в особенности в сфере денежного оборота, банковские пластиковые карточки давно стали мишенью для преступных посягательств.
Многие ученые, недооценивают криминогенное значение негативных факторов в сфере экономики. В то же время нельзя не видеть, что в последние годы усиливается тенденция последовательно материалистического объяснения преступности. Преступность порождается системой причинных цепей,— и дальние звенья этих цепей находятся в глубинных сферах экономики, социальной жизни, духовной и т. п.[34] Экономические противоречия социализма связаны с пережитками, трудностями, аномалиями в жизнедеятельности общества. Последние и есть деформации экономики. Деформации в сфере экономики играют основную роль в генезисе преступности, безнравственность общества начинается с “безнравственности” экономики. В условиях устаревшего экономического механизма интересы трудовых коллективов все чаще стали расходиться с интересами общества. Частые столкновения с различного рода социальной несправедливостью,— как отмечают экономисты и социологи,— тщетность попыток индивидуальной борьбы с ее проявлениями стали одной из главных причин отчуждения части трудящихся от общественных целей и ценностей. Экономическая обусловленность преступности носит сложный характер. Деформации экономики вызывают соответствующие противоречия в других сферах общественной жизни. Источником преступности может стать и рассогласованность экономических процессов с социальной или иной сферами. Механизм криминогенного влияния деформаций в экономике весьма сложен. В конечном итоге конкретная жизненная ситуация становится криминогенной тогда, когда в ней возникает конфликт личных, групповых или общегосударственных интересов, когда появляется острый конфликт между экономическими интересами людей и реальными возможностями их удовлетворения.
Деформации в сфере управления экономикой. Хозяйственный механизм развития экономики, превратился в механизм торможения. Механизм торможения — это, “совокупность застывших экономических форм и отживших политико-организационных устройств, неэффективных методов руководства и рычагов управления, освящаемых соответствующей идеологией и психологией, блокирующих разрешение назревших противоречий, не позволяющих использовать преимущества социализма, сковывающих его успешное развитие, замедляющих его прогресс”.[35]
Преступность несовершеннолетних.
В общей массе подростковой преступности велик удельный вес групповых преступлений. В последние годы наметился процесс укрупнения групп несовершеннолетних с противоправным поведением. Активно идет процесс подчинения подростковых групп риска организованной преступности. Расширяется социальная база для пополнения этих групп за счет безработных, несовершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей.
Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности являются решающим в объяснении противоправного поведения несовершеннолетних. В криминологии укрепилось интегрированное определение детерминации преступности несовершеннолетних как издержек воспитания.
Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан.
Принципиально новая социально-политическая ситуация, складывающаяся в стране. Позитивные изменения в динамике преступности в последние годы сменились новым ее ростом. Демократизация социалистического общества предполагает не только изменение экономических отношений и методов хозяйствования, но и коренное преобразование прежней позиции человека в обществе из объекта в субъект социального управления. Занимая позицию субъекта, личность осуществляет деятельность целостным образом, исходя из совокупности условий, сроков, качества, организации труда и т. д.
Деформация в социально-экономической сфере, проявляется в формах, как утрата профессиональной личной и социальной ответственности за качество работы, отсутствие чувства хозяина производства, атрофия желания повышать квалификацию, участвовать в управлении делами коллектива, равнодушие к нарушителям дисциплины, ослабление заинтересованности в <