УДАРЕНИЕ. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ




План действий

1) прочитаю

2): на какие две группы их надо делить?

3) первую группу слов в столбик;

4) в этих словах выделю

потом выделюи потом выделюи

5) так же буду работать со второй группой слов.


1) Пахать, доля, пашня, пропаханный, дольчатый, вспашка, дольщик, пахарь, долька, пахота, вспахивать, обездолен- ный, долевой, долюшка.

 

2) Штукатур, штукатурка, мириться, штукатурщица, прими- рять, по-мирному, оштукатурить, подштукатуренный, пе- ремирие, штукатурный, заштукатуривающий, мирской, мирящий.

 

3) Аккуратный, валить, аккуратность, аккуратист, наваливший- ся, вразвалочку, аккуратно, завал, свалка, неаккуратная, аккуратненький, поваленный, валежник, неаккуратно.


Рассмотри схемы и образуй новые слова. Напиши

5 их по образцу. Обозначь все части слова.

ный ник

1. грусть по невший весть без ный

но из но

груст-^н-ый

по-груст-^н-^е-вш-ий

груст-н^-^о

 

нуть ный

2. свист нуто кость бес ная о анный над ница

 

 

у но ливый

3. место ный счастье ливчик


ность


не ливец


 

 


гигант город


Образуй новые слова по схеме и напиши их.

гигантский


людоед ский склад ской брат

делегат


депутат флот

пилот ский

пират ской

сосед

завод

 

интернат

швед


абонент десант лилипут Канада


ский


покров

дети кандидатский лаборант

музыкант

рыболов

 

 

Оцени свои умения

(закрась кружок синим цветом — очень хо- рошо, жёлтым — хорошо, красным — не очень хорошо).

Я понимаю:

как образуются слова;

Я умею:

разбирать слова по составу.


ОРФОГРАФИЯ

УДАРЕНИЕ. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Выполняя упражнения этого раздела, учись:

делить однокоренные слова на проверочные и про- веряемые;

обращать внимание на безударные гласные [а], [и] как опасное место в слове;

правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в корне слова.

Назови предмет. Произнеси слово два раза так,

1 чтобы сначала долго звучал первый гласный, а потом второй. Определи, в каком случае слово

звучит правильно.

Обозначь в схеме гласные звуки и поставь уда- рение.

 

 

кооо мар к ооо рабль

ком ааа р кор ааа бль


 
 

 

 


2 Назови нарисованный предмет. Составь звуковую схему слова. Обозначь безударные гласные [а], [и]

там, где они есть. Это опасное место в слове (ор- фограмма).

 

       
   

 

       
   

 

 

       
   

 

       
   


Прочитай слова и попробуй догадаться, какая

3 буква пропущена в корне родственных слов. Рас- смотри образец и постарайся понять, как нужно

списывать однокоренные слова.

Образец: зве´рский озвере´ть зве´рь зверобо´й

зве´рствовать зверовщи´к

1. Громко кр…чать, кр…кливая ворона, кр…кнул в окно, ма- ленький кр…кун, изредка покр…кивал, закр…чать от ра- дости, резко вскр…кнула.

 

2. Зап…сать на зиму, делать прип…сы, зап…сливый хомяк, зап…саться впрок, зап…сной игрок, зап...ска для машины.

 

3. В…твистый куст, в…точка сирени, жасмин разв…твился, толстая в..твь, отв…твление в сторону, в…твится плющ.

 

4. Ст…рать бельё, большая ст…рка, заст…рывать пятна, выст…рать юбку, выст…ранный платок.


5. Р…бой петух, р…бина, курочка-р…ба, около дома р…буш- ка, р…бит на ветру, зар…било в глазах, р…бенькая ку- рочка, р…боватый от солнца.

 

 

6. Пр…стой хлеб, пр…сто повернись, пр…стенькое колечко, пр…стоватый чудак, упр…стить примеры, прийти в гости запр…сто.

 

 

7. Резкий ск…чок, ск…чет на лошади, быстро поск…кал, длинные ск…чки, отличный ск…кун, красная ск…калка, поск…чем вместе, ск...чущий всадник, огневушка-поск...- кушка.

 

8. Пл…довый сад, душистый пл…д, хорошо пл…дится, кро- хотный пл…дик, беспл…дная яблоня, быстро распл…ди- лись, пл…довитый куст, оставили на распл...д, большой припл...д.


9. Разд…вать подарки, с под…чи вратаря, под…вать чай, получить вприд...чу, отд…ть учебник, зад…ли примеры, отд...ющий долги, точная перед...ча, разд...точное окно, разд...ваемые тетради.

 

10. Добрые сл…ва, сл…весное рисование, сл…варная рабо- та, рассказал досл…вно, бессл…весный помощник, зна- комое сл…во, древние сл…веса´, бессмысленное сл...во- словие.

 

 

Подумай, какое из данных слов является прове-

4 рочным. Напиши по образцу.

План действий

1) прочитаю словосочетание и данные к нему слова;

2) подумаю: все ли слова однокоренные;

3) найду однокоренное проверочное слово;

4) рассмотрю образец, чтобы понять, как надо будет пи- сать;

5) напишу по образцу.

Образец: Све´тят — мерцают св е тлячки.

1. Побл…днел от страха — бледноватый, блёстки, блед- ность.

Б…ится темноты — больно, бойся, боязнь.


Бр…дить по траве — бродяга, бородка, бродит. Пр…стая задача — простой, просто, пробовать. Большой х…трец — хитрить, похитить, хитрый.

 

 

2. Автобус ост…новился — подставить, встать, остановка. Забр…сал снежками — забрать, подбросил, бросать, за- брался.

Ут…щил в норку — тощий, потащил, тащит, затаскивать. Нап…лить дров — пилим, петь, напели, перепилить.

Приц…пить крючок — цыпа, ценный, зацепка, цепляет.

 

 

3. Зач…стил в гости — часто, чистый, зачёсывать, часте´нько. Щ…пать за бока — щепка, щиплет, пощипать, щепочка. Пощ…дить врага — площадка, пощада, щепка, поищи. Расск…зать маме — рассказал, скок, козы, рассказ. Нар…дить куклу — порядок, редкий, наряд, народ.

 

 

4. Заб…левшая девочка — заболела, болт, баловаться, больно.

Ч…рнеет пятно — чернота, починка, чёрточка, чёрнень- кий.

Огромная н…жища — подножка, ножик, ножно´й, нажать.


К…лючая ветка — наколка, кактус, кольнуть, колокол. Ст…туэтка на столе — статуя, столбик, поставить, стакан.

 

 

Впиши в скобки проверочное слово. Вставь про-

5 пущенные буквы. Перед тем как выполнять зада- ние, допиши план действий.

План действий

1) прочитаю

2) подберу

3) выделю

4) если будет трудно,

 

 

1. Летнее солнце () подн…малось над полями. Дети () поб…жали в рощу за грибами. На лугу () п…стреют души- стые цветы.

Слова для справок: поднимаюсь, бегуны, подниму, бе- жать, пёстрый, поднимется, пеструшка, пробежка, пе- стреть.

 

2. Синичка () зал…тела в избу. Ваня


должен был (

рища. За окном раздавалось (нье птиц.


) попр…сить книгу у това-

) щ…бета-


Слова для справок: просьба, летать, проситель, просит, щебечут, лётный, щебет, полетела, защебетал.


3. Страницы старой книги () пож…лте- ли от времени. С берега в море () св…- лился большой камень. Мокрые () л…са и () п…ля засверкали после дождя.

Слова для справок: желток, поле, изжелта, валун, раз- вал, жёлтенький, лесной, валился, лес, полевой, полёвка, лесник.

 

4. Мальчики () перек…пали все грядки. Котёнку было уже () т…сновато спать в коробке. У Светы кукла — просто () загл…денье.

Слова для справок: взгляд, закопанный, копался, тес- ный, копать, теснота, глядит, потеснил, поглядим.

 

5. Из-за горизонта () надв…галась чёрная туча. () Бл…снула яркая молния. Лена успокоила () м…лыша.

Слова для справок: движение, маленький, раздвигать, блестит, двигать, блёстки, малютка, блестящий.

 

6. Машенька () пот…ряла ключи. Бабуш- ка () св…зала красивый свитер. Хозяин () заг…нял гусей в сарай.

Слова для справок: завяжем, растеряша, выгоняет, вяз- ка, вязать, гонит, теряет, прогонять, потеря.

 

7. Васятка () пом…гал отцу ухаживать за лошадьми. В () ч…тальном зале было тихо. Вдалеке () м…гал слабый огонёк.

Слова для справок: помогать, мигнул, помогаю, читать, прочитанный, подмигивал, читатель, помощник, замигал.


8. Вдали на горе чернел () с…сновый бор. () Зап…х сирени наполняет воздух. Нет уж больше () тр…скучих морозов.

Слова для справок: сосны, пахнет, потресканный, запа- шок, трещит, пахучий, сосёнка, затрещали.

9. Дед () усм...хнулся и достал с полки книгу. Под ветром () в...ршины деревьев гнулись и качались. Ведро медленно () нап...лнялось водой.

Слова для справок: сполна, верх, смешинка, наверху, полный, посмеяться, верховой, смех.

 

Оцени свои умения

(закрась кружок синим цветом — очень хо- рошо, жёлтым — хорошо, красным — не очень хорошо).

Я понимаю:

что безударные гласные [а], [и] — это опас- ное место в слове;

Я умею:

делить однокоренные слова на проверочные и проверяемые;

правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в корне слова.


ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГИ

Выполняя упражнения этого раздела, учись

различать предлоги и приставки;

писать предлоги отдельно, а приставки слитно.

 

В правую часть выпиши однокоренные глаголы.

1 Выдели приставки. В левую часть выпиши все предлоги.

Перед тем как выполнять задание, допиши план действий.

 

План действий:

1) найду все и выпишу

их в

2) найду в них и обозначу

3) найду

4) выпишу их в

 

1. — А дождь всё льёт! — думала Настюша, сидя у окна. — Всё кругом мокнет!

И вдруг ей стало страшно. А если от воды размокнет вся земля? По улицам потечёт грязь. В грязи утонут и дома, и цветы, и деревья, потом потонут люди. Вот ужас!

 

 

2. Печкин потянулся за конфетой. Но тут подлетел скворчо- нок и выхватил конфету из рук почтальона. Печкин одной


рукой схватился за голову и погнался за галчонком, пы- таясь другой рукой дотянуться до него.

 

 

3. Из-под коряги вытекал ручеёк. Он бежал сначала по лес- ной чаще, потом выбежал на луг и радостно зажурчал. Там шалун протёк от холмов до большой сосны и встре- тился с другими такими же ручейками. Все вместе они потекли дальше уже маленькой речкой.

 

Попробуй догадаться по смыслу, какие приставки

2 надо добавить к глаголам. Если будет трудно, по- смотри в таблицу приставок.

Выпиши словосочетания по образцу. Выдели при- ставки.

 

ПРИСТАВКИ
по-
под-
на-
над-
о-
от-
вы-
в-
ПРИСТАВКИ

п - под н над
- т-    
при- пере- с- (со-) до-
- у- вз- (взо-  

при-
пере-
с- (со-)
до-
за-
у-
вз- (взо-)
План действий

1) прочитаю предложение, пойму, какую приставку надо вставить, найду сказуемое;

2) найду слово, которое по смыслу связано со сказуе- мым;


3) поставлю от сказуемого вопрос к слову;

4) рассмотрю образец, чтобы понять, как надо будет пи- сать;

5) выпишу словосочетание по образцу.


Образец:


побежал (как?) весело,


испачкал (что?) стену.


1. От ветра брюки и рубашкаполнились воздухом. Игорь быстро пихнул коробку в шкаф и крыл дверцу. Сзади слышался крик. Жук нимался над землёй всё выше и выше. Вдруг шляпа скочила кверху. Мальчики брались на дерево.

 

2. Завтраходите к нам в гости. Из карманапала расчёска. Дым клубами рывался из трубы. Волька

смотрел по сторонам и видел лошадь. Зверёк

вертел головой. Стрелка казывала направо. Он быстрогнулся, чтобынять с пола шляпу.

 

 

3. Мы шли далеко вперёд. Пацан ливал воду из ведра в кастрюлю. Алёнка сквозь слёзысмотрела на


Вадика и снова плакала. Чашка вдруг скольз- нула из рук ипала на пол. Друзьяправились смотреть слона.

 

 

4. Водитель сунулся из машины. Дом был строен из камня. Петька уже ничему не дивлялся. Дверь неожиданно хлопнулась. Приятели нялись на третий этаж. Директор ходил из одного класса в другой. Владик ставил лестницу к стене. Тамарочка

шла к киоску.

 

5. Незнам Незнамыч на минуту думался и чесал кончик носа. Ветер носил лодку к другому берегу. Дверь тут же хлопнулась и лифт начал нимать- ся вверх. Иван крыл тетрадь и сначала писал число. Мишка правился к доске. Он жал стра- ницу утюгом.


 

6. Чёрная дверь быстроворилась и путникишли в коридор. Зрители громко хлопали в ладоши. Вадик

пустился по столбу вниз. А вечером Свисток- думал новую шалость. Ручейкибежали во все сто- роны. Маруся приняласькручивать крышку. Мишка

вернул рукав до локтя ипустил руку в банку.

 

 

Проверь себя!

1. Наполнились, впихнул, закрыл, послышался, подскочила, взобрались (забрались), поднимался.

2. Приходите, выпала, вырывался, посмотрел, увидел, завер- тел (повертел), показывала, нагнулся, поднять.

3. Ушли (пошли, зашли), переливал (наливал), посмотре- ла, заплакала, выскользнула, упала, отправились (напра- вились).

4. Высунулся, выстроен (построен), удивлялся, захлопнулась, поднялись, переходил, приставил, подошла.

5. Задумался, почесал, относил, захлопнулась, подниматься, открыл, написал, направился (отправился), прижал.

6. Отворилась, вышли (вошли), захлопали, спустился, задумал (придумал, выдумал), побежали (убежали), откручивать (закручивать), подвернул (завернул), опустил (запустил).


 
Выпиши словосочетания без скобок по образцу. Перед тем как выполнять задание, прочитай план действий и расскажи себе, как ты будешь рабо- тать.

План действий

1) прочитаю предложение:

Туча (на) двинулась (на) город.

2) подумаю: (на)двинулась * что сделала? — это глагол, у глагола не бывает предлогов, значит —

надвинулась;

3) подумаю дальше: (на город) * на кого? что? —

«город» это существительное;

4) попробую вставить слово: на (какой?) город — на большой город, значит «на» — это предлог;

5) рассмотрю образец, чтобы понять, как надо выписы- вать словосочетания;

6) напишу по образцу:

надвинулась на город

1. (На) берег (на) бегали волны. Дядя Саня (по) могал (по) хозяйству. Путник (с) бился (с) дороги. Мячик (до) катил- ся (до) лужи и остановился.

 

2. Витя немного (по) гулял (по) двору, а затем быстро (по) шёл (по) улице. Лена (на) бросила шарф (на) голову. К вечеру мы (до) брались (до) деревни. (С) дерева (с) летел листок. Слава (под) пихнул чемодан (под) стол.


3. Деда (под) держали (под) руки.. (На) бухли (на) берё- зе почки. (По) катился колобок (по) дорожке. Павлик (с)

тряхнул (с) плаща капли воды. (До) леса (до) бежали
только двое.            

 

4. Маша (на) давила (на) ручку двери. Король (по) слал гонцов (по) городам и сёлам. (С) окна (с) прыгнул кот. (До) лампочки нельзя было (до) тронуться. (Под) руку вдруг (под) вернулся острый камешек.

 

5. Ветер (со) рвал (со) стены объявление. Сеня (на) дви- нул шапку (на) глаза. (До) делай упражнение (до) конца. Вера (под) ложила (под) ножку стола щепочку. Щенок (по) скрёб лапой (по) двери.

 

6. Старик что-то (на) чертил (на) песке. Дубок (под) ломил- ся (под) корень. Козлёнок (по) мчался (по) полю сломя голову. Наконец (со) ступенек мы (со) шли вниз. Так Рекс (до) полз (до) края площадки.


7. Лена (на) рисовала (на) доске зайчика. Сеня (по) могал маме (по) хозяйству. Солдат (по) гладил Ваню (по) голо- ве. Сапожник (под) клеил (под) мётки старых сапог. Тём- ка (за) глянул осторожно (за) угол дома.

 

 

Выбери для работы любую часть. Прочитай пред-

4 ложения и постарайся понять, в каких словах части из скобок пишутся слитно со словом, а в

каких — раздельно. Спиши.

 

1. Повар (с) мешал (с) ливки (с) густой (с) метаной. Ваня (с) лучайно (с) толкнул (с) такан (с) буфета. Мальчик уже (с) прыгнул (с) дерева и (с) тоял рядом.

 

2. Бабушка (с) махнула крошки (с) белой (с) катерти. Де- вочки (с) рывали (с) пелые плоды (с) яблони и весело (с) меялись. Путники (с) вернули (с) большой дороги и (с) коро (с) бились (с) пути.


3. (По) сылки (по) сылают (по) почте. (По) стучал Дед Мо- роз (по) ёлочке (по) сохом. (По) летела, (по) мела (по) земле снежная (по) роша.

 

 

4. Банка разбилась, и (по) видло (по) текло (по) всему сто- лу. (По) пугай (по) ходил (по) лужайке, а (по) том бы- стро (по) бежал (по) дорожке сада.

 

 

5. Планер (под) нялся высоко (под) облака, и ветер (под) хватил его. Вера (под) няла щепку и (под) ложила её (под) ножку стола. (Под) соломинку (под) полз муравей.

 

 

6. (За) лесом что-то громко (за) ревело и (за) стучало. (За) свистела (за) окном вьюга и (за) кружилась по (за) снеженным полям. Доктор (за) дёрнул (за) навеску и (за) глянул (за) ширму.


Выбери для работы любую часть. Прочитай её и

5 постарайся понять, приставка или предлог напи- саны в скобках. Спиши слова с приставками и

предлогами по образцу.


Образец:


приблизился, по завалинке.


1. Солнце уже (под) нялось (над) лесом и птицы (про) сну- лись, когда Петрушка (от) ыскал избушку знахарки и (во) шёл (в) неё. Знахарка (под) няла голову, (при) ставила руку (к) глазам и (по) смотрела на (при) шельца.

 

 

2. Как только (в) станет (над) озером месяц, (за) булькает (в) камышиных заводях, так и (вы) катит (из) камышей (на) дубовой коряге Водяной, (на) голове колпак, тиной (об) мотан. (У) видишь — (с) разу (с) прячься, не то (под) воду (за) тянет.

 

 

3. Соседка (пере) стала (раз) говаривать и (у) ставилась (на) другой конец двора. Она даже (про) тёрла глаза. (К) воротам (по) дорожке (на) правлялся самокат, а (на) нём никого не было.


4. (Во) шёл меньшой брат (в) лес и сразу (по) пал (на) реку, (пере) плыл её и тут же (на) берегу (у) видал медвежат. (С) хватил их и (по) бежал (без) оглядки (на) гору. (До) бежал (до) верху, а тут народ (при) валил, (по) везли его (в) город и (с) делали царём.

 

 

5. Тёпа (с) прыгнул (на) стол, (вы) таращил глазки, (вы) тя- нулся и (при) ложил лапу к уху, как солдат. Потом мар- тыш (от) вернулся (от) детей, (до) тянулся (до) головы Антосика и (с) тащил (с) него кепку.

 

 

6. Чёрный рак (на) ткнулся (на) гору красных варёных раков и (за) бился (под) них. Хозяйка (под) хватила блюдо и (по) ставила (на) стол. И никто не (за) метил, как чёр- ный рак (пере) валился (с) блюда (на) стол и (за) полз (за) тарелку, задом (до) брался (до) самого края стола и (с) валился (на) пол.


7. Котёнок (по) вернулся и мазнул рака хвостом. А рак — хвать! — и (за) жал ему клешнёй кончик хвоста. Котёнок (за) орал, (с) какнул (на) стул, (со) стула (на) окно и (вы) скочил (во) двор. Он (про) мчался (по) двору, (вз) летел (на) забор и (по) нёсся (по) саду.

 

 

Проверь себя!

1. Поднялось, над лесом, проснулись, отыскал, вошёл, в неё, подняла, приставила, к глазам, посмотрела, пришельца.

2. Встанет, над озером, забулькает, в заводях, выкатит, из камышей, на коряге, на голове, обмотан, увидишь, сразу, спрячься, под воду, затянет.

3. Перестала, разговаривать, уставилась, на другой, протёр- ла, к воротам, по дорожке, направлялся, на нём.

4. Вошёл, в лес, попал, на реку, переплыл, на берегу, уви- дал, схватил, побежал, без оглядки, на гору, добежал, до верху, привалил, повезли, в город, сделали.

5. Спрыгнул, на стол, вытаращил, вытянулся, приложил, от- вернулся, от детей, дотянулся, до головы, стащил, с него.

6. Наткнулся, на гору, забился, под них, подхватила, поста- вила, на стол, заметил, перевалился, с блюда, на стол, заполз, за тарелку, добрался, до края, свалился, на пол.

7. Повернулся, зажал, заорал, скакнул, на стул, со стула, на окно, выскочил, во двор, промчался, по двору, взлетел, на забор, понёсся, по саду.

 

 

 
Замени слово с приставкой на однокоренное сло- во с предлогом.

 


Образец: нарукавная повязка —


повязка на рукаве


1. заморские диковины — настенное покрытие — беззаботный ребёнок — довоенные встречи — досрочные выплаты — заработная плата — прикроватный коврик —

 

2. загородная платформа — подводные горы — нагрудный значок — предзакатная пора — настольная лампа — заречная роща — приграничная застава —

 

3. подземный переход — безрельсовый транспорт — подлёдное плавание — заплечный мешок — междуречные луга — загородные дома — наручные часики —

 

Оцени свои умения

(
р
о
(закрась кружок синим цветом — очень хо- рошо, жёлтым — хорошо, красным — не очень хорошо).

 

Я понимаю:

о
тличие предлогов от приставок;

Я правильно пишу:

п
редлоги и приставки.


ОКОНЧАНИЕ

Выполняя упражнения этого раздела, учись:

находить в словах окончание;

различать окончания существительных женского и среднего рода;

правильно писать безударные окончания существи- тельных и прилагательных.

 
Прочитай. Вставь пропущенные окончания. Выде- ли их.


1. Прилетела голубая


стрекоза. Ловили голуб


стре-


коз. У голуб


стрекоз


большие глаза. Подле-


тел к голуб коз.


стрекоз. Гонялись за голуб


стре-


2. Тёплая степная земля. Кружил над степнземл.

Опустился на степн земл. Городок на степн

земл. На просторах степнземл.


3. Выстирали цветн ое


бель ё. Бак с цветнбель. На


цветнбель


красные полоски. Пришили к цветн


бель. Ящик без цветнбель.

4. Сверкает ледян ое стекл о. На ледян стекл тре-

щинки. Прилепили к ледянстекл. Окно без ле-


дян


стекл. Любуемся ледян


стекл.


5. Растёт полев ая трав


а. Спрятались в полевтрав.


У полевтравтрав.


крепкие стебли. Корзина с полев


6. Валяется гнил ой кочан. У гнилкочанплохой

запах. Ведро с гнил кочан. В корзине ни одного


гнил


кочан. На гнил


кочан


сидят мухи.


7. В домике жили ручные скворц ы. У ручн скворц

птенцы. Насыпали корм ручн скворц. Клетка с


ручн


скворц. Рассказ о ручн


скворц.


8. Под ёлкой молод ые боровик и. Суп из молодборо-

вик. Подполз к молод боровик. Наклонилась


над молод вик.


боровик. Много молод


боро-


 
 

Устно измени данные словосочетания с помощью

2 предлогов. Спиши их с двумя любыми предлога- ми, выдели окончания.

 

Образец: из зеркальных осколков, под зеркальными осколками.

 
 

 

1. Цирковой петух, стальная игла, теневое крыльцо, золотые кирпичи.

 

2. Расписной дворец, озорные хитрецы, прямое полотно, се- дая борода.


3. Степная тишина, разливное молоко, проливной дождь, ржаные калачи.

 

В каждом предложении найди глагол. Выдели в

3 нём окончание. Перед выполнением упражнения допиши план действий.

План действий

1): Скачет сито по полям;

2): Скаче т сито по полям;

3): скачет — я скачу, мы скачем; 4)

: Скачет сито по полям.

 

1. Лесенка спускает^ся, но не доходит до пола — обрывает-

^ся в воздухе. Мама Ивана днём работает в библиотеке, а вечером учится в колледже. Иван представлял себе, как завтра придёт в школу.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Мальчики с разбега кидаются в воду. Давайте сперва поставим чай- ник, а потом разбудим бабушку.

3. Мишка берёт кастрюлю и идёт с ней к плите. А на ско- вородке шипит и трещит масло. Вдруг Феня как задро- жит, как затрясётся, а у самой из глазёнок слёзы так и текут.

4. Оглянешься кругом и бросишь пёрышко по ветру — куда оно полетит, туда и ты пойдёшь. Пройдёт несколько лет,


и на ветках появятся яблоки. Деревья в лесу дрожат от холода, а солнце не светит, потому что его закрывает чёрная туча.

5. Поезд несётся по лесам, а Петька стоит у окна и вы- крикивает свою песенку. Муся знает своё имя, и когда её зовут, бежит и смешно кружится, ловит свой хвостик. Если никто не обращает внимания на её танец, она сер- дится и кричит на нас.

6. Кошка проносится по двору и быстро шмыгает в щель сарая. Куры недовольно поднимают головы и кудахчут. Говорят вам, что автобус не ходит, а вы всё стоите и стоите! Когда выходишь утром в поле, цветы кивают тебе головками, а ветерок шевелит твои волосы.

 

 

Допиши окончания прилагательных. Перед выпол-

4 нением упражнения допиши план действий.

План действий

1): высок… камен… забор

2): забор высок ый или высок ий,

каменн ый или каменн ий;

3) выберу

4): высокий каменый забор

 


1. Древн


деревянн


город, храбр


маленьк


воробей, метк


и удачлив


стрелок, тяжк и


трудн


путь, пуглив


юрк


зверёк, пузат


тульск


самовар, мелк


просеянн


песок, ясн


и тих


вечер, удобн


финск


домик.


 


2. Цепк


недобр


взгляд, тонк


хлебн


колос,


гибк


ивов


прутик, огромн


двурог


носорог,


жгуч


южн


ветер, дальн


хвойн


лес, син


замшев


костюм, трясуч


почтов


вагон, не-


удобн


задн


ряд.


3. Щипан____ белич____ мех, хлипк____ каменн____ забор, бел____ плоск____ экран, скромн____ дружеск____ пода- рок, терпк____ горьковат____ вкус, трудн____ английск____ язык, незряч____ стар____ пёс, ядовит____ осенн____ гриб, гладк____ холодн____ лёд.

 

План действий

1): тёпл… зимн… одежда

2): одежда тёпл ая или тепл яя,

зимн ая или зимн яя;

3) выберу

4): тёплая зимн яя одежда

 


4. Ласков


утрен


заря, вчерашн


прово´рн


во-


рона, удобн


ватн


подушка, снежн


зимн


синева, холодн бумага, поздн


вечерн безлюдн


роса, син пора.


глянцев


 


5. Модн


верхн


юбка, тёмн


осенн


вода, вы-


сок


новогодн


ёлка, засушлив


летн


пора,


нижн


вагонн


полка, пахуч


сорн


трава.


 


6. Прян


зелень, ломан


линия, задн


стенка,


устал удобн


тощ рабоч


кобыла, тонк одежда.


верхн


кромка,


 


7. Весёл


новогодн


ночь, блестящ


што´пальн


игла, небольш


крайн


избушка, заботлив


средн


сестра, вчерашн


лечебн


настойка, не-


знаком


дальн


сторона.


План действий

1): свеж… курин… яйцо

2): яйцо свеж ое или свеж ее,

курин ое или курин ее;

3) выберу

4) : свежее куриное яйцо


8. Солнечн


ранн


утро, целебн


горяч


молоко,


тонк


игольн


ушко, поющ


радостн


лицо,


нов


зимн


пальто, лучш


учебн


задание.


 


9. Стремительн


верхн


течение, ярк


жгуч


солн-


це, успешн


домашн


лечение, дружн


детск


топанье, страннболото.


рыж


свечение, дальн


топк


 


10. Народн


новогодн


гулянье, свеж


холодн


мо-


локо, плывущ


парусн


судно, хорош


сдобн


тесто, древн


русск


городище, прежн


счаст-


ливвремя.

 


11. Удобн


нижн


место, мудр


старш


поколе-


ние, тонк


звенящ


деревце, полезн


свеж


кушанье, плотн


блестящ


кольцо.


 


12. Родн


любящ


сердце, пахуч


смолист


ве-


щество, подвижн


нижн


щупальце, висящ


рван


полотнище, летящ


пушист


облако.


 

Проверь, правильно ли написаны окончания су-

5 ществительных и прилагательных. Если найдёшь ошибку, напиши эти предложения правильно.

 

1. Показалось небольшое болотца. Попалась мелкоя рыбёш- ка. Блестела магазинная витрина. Огромная чудище за- рычало. Давит узкая лямка. Сварили вишнёваю повидло.

 

2. Окончилась рабочия неделя. Упало огородное чучела. Раз- далась громкая песня. Сверкало новенькая зеркальце. Ру-


галась вредноя старуха. Получили говорящие письмо. За- няли удобнае место.

 

 

3. Купила сливочную масло. Вспомни старое названия. Свер- кала дальная зарница. Росла чахлоя рощица. Разбилось блестящое блюдце.

 

Безударные гласные

В падежных окончаниях

Поставь данные словосочетания в начальную фор-

1 му и спиши в заданном порядке. Перед выпол- нением упражнения ответь на вопросы и составь

план действий.

План действий

Что ты сделаешь сначала?

1): на серой коробке;

 

Как ты будешь определять склонение?

2)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: