Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры, обыгрывать роли по сюжету.
Задачи:
1. Образовательные:
-Продолжать учить детей планированию игры и самостоятельному подбору игрового материала, необходимых атрибутов;
-Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета;
-Обогатить социально - игровой опыт детей по сюжетам: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Кафе», «Стройка»;
- Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, продавца, кассира, директора магазина, строителей.
-Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
2. Развивающие:
-Уточнять и расширять словарь и речевой материал по темам: «Парикмахерская», «Магазин», «Стройка»; «Семья», «Касса»
-Развивать диалогическую речь детей;
-Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
3. Воспитывающие:
- Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры
-Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Игровой материал:
1. «Семья» (атрибуты для оборудования комнаты, посуда, мебель, фрукты, коляска, кукла младенец)
2. «Стройка» (строительный материал, каски, лопатки, план строительства, предметы заменители)
3. «Парикмахерская» (накидка для клиента, инструменты парикмахера, альбом с образцами причёсок)
4. «Магазин» (одежда, продавец, чепчик, прилавок, касса, деньги, чеки, ценники, кошелёк, одежда, корзины для продуктов)
5. «Школа» (очки и указка для учителя, доска, мел, карточки с цифрами, образец с прописными элементами, портфель для ученицы, цветные и простые карандаши, тетради, азбука, альбомы для рисования)
Ход игры:
Учитель:Ребята, сегодня утром я узнала, что в нашу школу едет режиссер детского канала снимать фильм о профессиях. Для этого он будет брать интервью, делать фото.
Учитель: Что такое профессия?
(ответы детей)
Это дело, которому человек учится, потом работает, зачастую посвящая выбранной профессии всю жизнь.
Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг,
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят,
Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов,
А другие листья чая
Аккуратно рвут с кустов.
Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет все всегда в порядке,
Если трудится Земля.
(Л.Слуцкая)
Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослыми и поработать. Ребята, хотите принять участие в съемках фильма?
Ответы детей: да
Учитель: Все начинается с семьи. Каких членов семьи вы знаете. Ответы.
Кто будет мамой, папой, детьми. Кто лучше справится с ролью мамы? Обоснуйте.
(Дети выбирают маму, папу и дочь, обосновывают свой выбор)
Папа у нас будет работать прорабом на стройке. А кто ещё
работает на стройке? (строители)
Учитель: Что надо для работы строителям?
(Ответы детей)
Учитель: Молодцы, ребята! А кто же у нас будет строителями?
Дети: Строителями у нас будут мальчики.
Учитель: Как вы думаете, чем может заниматься мама?
Рассуждения детей: Мама готовит обед, убирает квартиру, покупает продукты.
Учитель: Сегодня у мамы будет выходной, и она вместе с дочками пойдет в парикмахерскую и на открытие нового магазина. Кто нам понадобится для работы в парикмахерской?
Дети: Парикмахер. (дети выбирают парикмахера и одного клиента)
Учитель: В магазине у нас будет несколько отделов: продуктовый отдел, отдел одежды. Нам надо 2 продавца и 2 кассира. Кто у нас хочет быть продавцами? Кто кассиром?
Выбор детей.
Учитель: А я буду режиссером фильма. Мне нужен помощник-оператор который будет проводить съемку. Предлагаю роль оператора …. Он очень внимательный и ответственный.
Учитель: Давайте составим небольшой план нашей игры.
Учитель: Возьмите необходимые предметы (дети одевают форму, берут инструменты и проходят к своему профессиональному месту)
«Семья»
Предполагаемые действия:
Папа: Доброе утро. У меня сегодня ответственный день. Мы заканчиваем строительство детской площадки.
Мама: У меня сегодня выходной, я заведу дочку в школу и пойду в парикмахерскую. Потом пойду на открытие нового магазина, куплю продуктов к ужину, заберу дочку из школы. Вместе мы вернемся домой.
Папа: (Смотрит на часы) Уже много времени, мне пора идти на работу. Встретимся вечером дома. (Прощается)
Папа приходит на работу, на стройку. Приветствует рабочих.
Папа: Сегодня мы начинаем строить новый объект «Детская площадка будущего». Прошу всех внимательно рассмотреть план – схему стройки.
(Прораб показывает план строительства и объясняет план работы своему помощнику)
Мама с дочками убирают посуду со стола.
Мама: Доченька, ты готова?
Дочка: Да, я готова, можно идти.
Мама: Сначала я заведу тебя в школу, а я пойду в парикмахерскую, мне надо сделать прическу. Кто-то звонит в дверь.
Режиссер: Здравствуйте, я режиссер, а это мой оператор. Я снимаю передачу о профессиях.
Мама: Здравствуйте. Я слышала, что вы приедете к нам. Чем могу помочь?
Режиссер: Могу я пойти с вами?
Мама: Хорошо.
(Идут в школу).
«Школа»
Мама: Здравствуйте, Елизавета Романовна. Мы не опоздали на урок?
Учитель: Здравствуйте, Юлия Станиславовна. Нет, вы пришли вовремя. Через пять минут будет звонок.
Мама: Доченька, я пошла. Будь умницей. Хорошего дня.
Дочка: Хорошо, мама. Я пошла в класс.
Режиссер: Скажите, Елизавета Романовна, чтобы стать учителем, надо какими качествами обладать?
Учитель: Надо любить детей, любить учить их читать, писать, считать, ходить сними на экскурсии, проводить праздники. А еще проводить с ними очень много времени.
Режиссер: А какие уроки у вас будут сегодня?
Учитель: Первым уроком будет математика, вторым – чтение, третьим –рисование, а четвертым – мы пойдем на открытие детской площадки.
Режиссер: Елизавета Романовна мы снимаем кино о профессиях, позвольте присутствовать на вашем уроке.
Учитель: проходите в класс и занимайте место за последней партой.
(режиссер с оператором садятся и «снимают урок».)
"Парикмахерская"
Мама заходит в парикмахерскую. В это время парикмахер занят с клиентом.
Парикмахер: Здравствуйте. Что Вы хотите?
Мама: Сделайте мне химическую завивку.
Парикмахер: Проходите, сейчас мы помоем Вам голову самым лучшим шампунем.
Мама: Спасибо.
Парикмахер моет голову, обсушивает полотенцем, расчесывает, накручивает бигуди, смачивает раствором, одевает колпак.
Парикмахер: Посидите 30 минут.
В это время делает другим клиентам прически, стрижки, даёт посмотреть журнал.
Потом промывает голову, обсушивает, снимает бигуди, стрижет, сушит под сушкой.
Режиссер: Здравствуйте, я снимаю передачу о профессиях. Почему вы выбрали профессию парикмахера?
Парикмахер: Мне нравиться делать взрослых и детей красивыми
Режиссер: Скажите, Марина, вам нравится профессия парикмахера?
Парикмахер: Да, нравится.
Режиссер: Скажите, а меня вы смогли бы немного постричь?
Парикмахер: Да. Записать вас на завтра?
Режиссер: Да, запишите.
Парикмахер: Ну как, нравится Вам прическа?
Мама: Спасибо, я очень довольна!
Парикмахер: С Вас 100 рублей.
Мама: Вот, возьмите. Спасибо! До свидания.
Мама выходит из парикмахерской и идет в новый супермаркет.
"Супермаркет"
Директор: Здравствуйте! Заходите, пожалуйста! Сегодня у нас праздник – открытие нашего магазина! Спасибо, что пришли и разделили с нами эту радость! При входе в супермаркет не забывайте брать корзины.
Мама здоровается.
Продавец: Здравствуйте, что вас интересует?
Мама: Здравствуйте!
Продавец: Выбирайте, пожалуйста, у нас большой выбор продуктов. Что вам предложить?
Мама: Мне нужны овощи на салат.
Продавец: У нас есть огурцы, помидоры, перец, морковь.
Мама: Они свежие, можно посмотреть?
Продавец: Да, конечно, только сегодня привезли.
Мама: Взвесьте мне, пожалуйста 1 килограмм разных овощей: морковь, помидор, огурец, лук.
Продавец: Что вам ещё предложить?
Мама: Мне нужен йогурт, какой йогурт лучше?
Продавец: У нас есть «данон», «растишка», «фрутис».
Мама: Мне, пожалуйста…
Продавец: Вам пакет нужен?
Мама: Да
Продавец: Спасибо, большое спасибо за покупку, пройдите, пожалуйста, на кассу. Приходите к нам ещё.
Мама: Спасибо! Обязательно зайдём.
Отдел одежды
Продавец: Здравствуйте, что вас интересует?
Мама: Здравствуйте!
Мама: Я бы хотела купить себе юбочку.
Продавец: У нас большой выбор юбок. Есть юбочка джинсовая, в клетку, красная юбочка с воланчиками. Какая юбка вам больше понравилась? Какой у вас размер?
Мама: ….
Продавец: Давайте примерим эту юбочку
Мама: Мне очень понравилось. Я беру эту юбку. А что вы можете предложить к этой юбочке?
Продавец: К этой юбочке я могу посоветовать ….
Мама: Мне нравиться, я беру юбочку и футболку.
Продавец: Мы можем, что-нибудь подобрать и для вашей дочери. У нас есть красивые платья. Что тебе больше понравилось из одежды?
Продавец: Вам упаковать в пакет?
Мама: Да, если вам не трудно.
Продавец: Спасибо, большое за покупку, пройдите, пожалуйста, на кассу. Приходите к нам ещё.
Мама: Спасибо! Обязательно зайдём.
Кассир: Здравствуйте!
Мама: Здравствуйте! Я хочу расплатиться за покупку.
Кассир: С вас 500 рублей. Возьмите, пожалуйста, чек.
- Вот ваши покупки. Всегда ждем вас в нашем магазине. До свидания!
Мама: До свидания! Всего доброго!
(мама уходит домой с покупками и разбирает их)
Режиссер: Здравствуйте, я снимаю передачу о профессиях. Скажите, почему вы выбрали профессию продавца?
1 Кассир: Я умею хорошо считать.
2 Кассир: Мне нравиться профессия кассира.
1Продавец: Помочь покупателям выбрать хорошие продукты.
2Продавец: Взвесить покупку, завернуть, отрезать, сколько надо.
Работает кафе.
Стоит столик со стульчиками. Официант смахивает пыль со стола, расставляет посуду, вазу с цветами, ожидает посетителей.
Первыми после урока приходят «ученики с учителем». Затем по очереди (не все сразу) приходят парикмахер с клиентом, «мама», «продавец с покупателем».
«Стройка»
Учитель с детьми идут на площадку. Игра «Подарки»
Режиссер проходит к стройке.
Папа дает интервью.
Режиссер: Здравствуйте, я снимаю передачу о профессиях. Расскажите, что вы построили? Важна ли профессия строителя? Какими качествами должен обладать строитель?
Режиссер: Всем спасибо за помощь в съемке передачи. Рабочий день закончен, прибирайте свои рабочие места и можете идти домой.
Все в автобусе возвращаются домой.
Учитель: Ребята, как прошел рабочий день? Какие роли вы выполняли в игре? Вам понравилась игра? А профессии свои запомнили?
Учитель: А сейчас предлагаю посмотреть передачу о профессиях и о вас.
(дети садятся на стульчики около телевизора и смотрят заранее сделанные фото-слайды.)
Учитель: Узнали себя? Интересно себя смотреть по телевизору? Надеюсь, что сегодняшняя игра поможет вам в дальнейшем в выборе профессии.