«Новогодняя сказка»
Конечно же, главный праздник для детей — это Новый год. Праздник с запахом мандаринов и елки, с ожиданием чуда, подарками, наряженной красавицей-ёлкой и, безусловно, Дедом Морозом. Это волшебный праздник. В эту ночь происходят чудеса, сбываются самые невероятные желания. Всем нам знакомо конечно же это чувство, когда мы весь день и весь вечер находимся в ожидании. Чего-то чудесного. Ведь в эту ночь волшебная сказка как никогда близка к нам. И сегодня мы с вами окунёмся в эту сказку, ребята.
Звучит запись «Щелкунчик. Танец Феи Драже.» П.И. Чайковского.
Скажите, ребята, что вы представляли себе слушая музыку?
-(Новый год, новогоднюю ёлку, сказку, снежинки, ёлочные игрушки, подарки, Деда Мороза и Снегурочку…)
А что ещё у вас ассоциируется с Новым годом. Что вы представляете себе, когда вспоминаете о празднике Нового года? Какие образы у вас возникают?
-(Зима, иней, снег, сугробы, метель, мандарины, дождик…)
Демонстрация иллюстраций к уроку или презентации.
Как много всего связано с Новым годом! Ребята давайте напишем с вами небольшую работу, называется она «Стихотворение по метафоре».
Мы с вами по литературе учили, что метафора - это троп, слово или выражение, которое употребляется в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
То есть мы с вами напишем стихотворение в котором будем сравнивать Новый год с чем-то, что для нас определяет этот праздника, будем использовать слова и выражения, которые вызывают у нас ассоциации с Новым годом. Посмотрите на схему построения этого стихотворения (схема написана на доске, на плакате или в презентации).
«Стихотворение по метафоре»
(состоит из шести строчек, каждая строчка называет какое-то качество того предмета, о котором мы пишем; новая строчка начинается с названия предмета о котором пишем)
1. цвет
2. вкус
3. запах
4. внешность
5. звук
6. качество переживаний
Например:
Новый год - это цвет снежного серебра,
Новый год - это вкус шоколадных конфет,
Новый год – это запах мандаринов и ёлки,
Новый год – это Дед Мороз, едущий в санях, запряжённых тройкой белых коней,
Новый год - это бой часов и звон бокалов,
Новый год – это ожидание чуда.
Звучит запись «Щелкунчик. Вальс снежинок.» П. И. Чайковского. Дети пишут стихотворение под музыку.
Давайте прочитаем что же у нас получилось. (Дети читают, те, кто прочитал стихотворения получают карточки-бонусы).
Молодцы дети! У вас получились очень интересные стихотворения! А сейчас я вам предлагаю выполнить ещё одну работу. Мы с вами прошли уже тему «Текст. Тема. Микротемы текста.». Мы с вами умеем уже составлять план по тексту. А сейчас сделаем с вами наоборот: я дам вам готовый план, а вам известно, что пункты плана – это микротемы текста, а иногда и абзацы. А вы по этому плану составите небольшой текст на 6-10 предложений, используя простые и сложные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).
План
1. Чародейка зима.
2. Волшебный праздник.
3.Зелёная красавица.
4. Добрый Дедушка Мороз.
Пример:
«Пришла зима. Разостлала серебристо-белый покров, и разрисовала узорами окна. Зима привела за собой волшебный праздник. Это Новый год. Этот сказочный праздник зажёг разноцветные огни на зелёной красавице ёлке, чтобы развеселить всех детей. Блестят разноцветные шарики, и сияет на ёлочке дождик. Утром под ёлочкой дети найдут долгожданные подарки. Кто же положил их туда? Конечно же Дедушка Мороз! Он спешил осчастливить всех детей, потому что не должно быть в Новый год ни одного ребёнка без подарка.»
(Дети пишут под музыку: «Щелкунчик. Рождественская ёлка.» П. И. Чайковского. Музыка звучит негромко, чтобы не мешать, повторяется несколько раз, чтобы дети успели написать. Затем, первые пять – шесть учеников, написавшие текст, зачитывают его и получают карточки-бонусы.)
Дети, мы сегодня совершили путешествие в новогоднюю сказку. Вам понравилось?
-(Да!)
Вы сегодня хорошо поработали, вы молодцы. Все, кто получили карточки, получают хорошие оценки.
Домой я вам задаю тоже творческое задание. Мы с вами уже писали синкан, только на уроке литературы. А теперь напишем дома на урок русского языка. Я напомню вам как его нужно писать.
Синкан
1. Существительное
2. Два прилагательных, относящихся к существительному
3. Три глагола, относящиеся к существительному
4. Предложение о существительном
5. Одно слово- вывод, слово-итог
Пример
Ёлочка
Стройная, пышная,
Сверкает, сияет, блестит.
Зелёная красавица принесла праздник в дом.
Нарядная.
Вы можете выбрать для написания синкана любой из символов Нового года, которые мы с вами сегодня называли. А можете выбрать сам Новый год. А ещё сегодня на уроке мы с вами слушали музыку. Эта музыка из балета «Щелкунчик», который написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Второе задание для вас: сделать небольшую запись в тетрадь о Петре Ильиче, его биографии или творчестве, или о «Щелкунчике».
Урок окончен! До следующей встречи, ребята!